Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сравнительный анализ пополнения словаря различными частями речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и ОНР



По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий в процессе речевой и неречевой деятельности, обогащается его словарь.

А.Н. Гвоздев в своём исследовании «Вопросы изучения детской речи» выделил пути усвоения родного языка детьми [8].

Первая стадия развития словаря ребенка протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово как условный раздражитель, ребёнок связывает его с предметом, а затем воспроизводит его. В дальнейшем формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «моко», собака – «бака»).

Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В таком слове-предложении сочетание слов происходит не по грамматическим правилам данного языка. Слово не обладает еще грамматическим значением. Слова-предложения на этом этапе выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай).

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1года до 2,5 лет, отмечаются явления сдвинутой референции, или растяжения значений слов. При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества), а также общее функциональное назначение предметов. По мере развития словаря растяжение значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых. Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка.

В возрасте от 1,5 до 2-х лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи. Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. Ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования активных вопросов «что это?», «как это называется?».

На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.

В возрасте от одного до трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:

– названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);

– слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;

В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.

К 3,5-4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение и они становятся понятными [3, с. 338].

В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000 слов), но и в его качественном содержании. Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:

– слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;

– оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;

– пробовать свои силы в словообразовании, употребляя
уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка; образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д [25].

Л.С. Выготский отмечал, что в процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Он подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которое стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию.

Обогащение жизненного опыта ребенка, его представлений об окружающей действительности, усложнение деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. Однако отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания [3, с. 340].

Первый шаг в развитии детской речи состоит в том, что ребёнок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Эти первые словосочетания либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребёнка, на что указывает их оригинальный характер. Конструкция этих предложений и используемая детьми лексика свидетельствуют о том, что они «сочинены» самостоятельно, так как не имеют аналогов в речи окружающих, например: «акой бибику, я туда сядь» (открой машину, я туда сяду).

Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания.

Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими такими же словами своего лексикона – основная закономерность этого этапа развития, который длится кратко по времени (не более 2-2,5 месяца).

Затем в речи ребенка появляются первые случаи словоизменения. Так, у существительных появляются различные падежные окончания: для обозначения объекта действий через окончание -у; для обозначения места действия через окончание -е (-и); для обозначения лица, к которому направлено движение или действие, через окончания -е, -и; для обозначения множества предметов через окончание -ы; для обозначения части целого через окончание -а и некоторые другие. У глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет), у существительных – суффиксы уменьшительности и ласкательности.

В возрасте 5-6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000-4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:

– лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы; слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;

– простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);

– слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство.

При анализе речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета. Прилагательные этой группы в речи детей оказались более распространенными, чем в речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные «черный, красный, белый, синий».

При анализе словаря детей этого возраста Л.Н. Ефименкова отмечает также преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных [12].

По данным Е.А. Аркина, рост словаря у детей с нормальным речевым развитием характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1 год 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1100 слов, 4 года –1926 слов [1].

В процентном соотношении словарь четырехлетнего ребенка, по исследованием того же автора, распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: существительные (включая 9 местоименных сущ.) – 968 (50,2%), глаголы – 528 (27,4%), прилагательные (включая 20 место именных прилагательных) – 227 (11,8%), наречия – 112 (5,8%), числительные – 37 (1,9%), союзы – 22 (1,2%), предлоги – 15 (0,8%), междометия и частицы – 217 (0,9%).

Имеющиеся в словаре имена существительные по своему содержанию распределяются следующим образом: жилище (обстановка, утварь, помещение) 15,2%, пища – 9,6%, одежда – 8,8%, животные – 8,8%, растения – 6,6%, город – 5,5%, части тела – 4,3%, абстрактные слова – 0,7%, профессия – 4%, неживая природа – 3,4%, время – 3,3%, социальные явления – 3,3%, родовые понятия – 1,6%, медицина – 1%, геометрические формы –0,9%, ругательные слова – 0,9%.

По данным А. Штерна к 1,5 года у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам – 200 слов-400 слов, к 3 годам – 1000-1100 слов, к 4 годам 1600 слов, к 5 годам – 2200 слов [19].

Ш. Бюллер, сопоставляя данные изучения словаря 30 детей в возрасте от 1 года до 4 лет, указывает для каждого возраста минимальный и максимальный словарь и показывает существующие в этом отношении индивидуальные различия: 1 год – минимальный словарь – 3 слова, максимальный словарь – 58 слов; полтора года – 44 и 383 слов соответственно; 2 года – 45 и 1227 слов; 2 года 6 месяцев – 171 и 1509 слов [25].

По данным В.И Логиновой, в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов [26].

По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц [5].

В.П Вехтеров выявил, что у детей в возрасте от 4-х до 8-ми лет существительные занимают 23% всех слов, глаголы – 23,8%, а прилагательные – лишь 4,3%. По мнению автора в словаре 5-7-летних детей преобладают имена существительные с конкретным значением (89% существительных), глаголы прошедшего (50%) и настоящего (44,6%) времени, обозначающие различные виды движения [22].

А.И. Лаврентьева, наблюдая развитие словаря у детей от 1 г. 4 мес. до 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря [14].

На первом этапе словарь представляет собой набор отдельных слов (20-50). При этом набор лексем является неупорядоченным.

В начале второго этапа словарный запас начинает быстро увеличиваться. Вопросы о названии окружающих предметов и явлений свидетельствуют о том, что в сознании ребёнка формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы.

А.И. Лаврентьева определяет этот этап как ситуативный, а группы слов – ситуационные поля.

В дальнейшем ребёнок начинает осознавать сходство определённых элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется, как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой – маленький, хороший – плохой). Противопоставление «большой – маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный – маленький, толстый – маленький), а противопоставление «хороший – плохой» – все варианты качественно-оценочных прилагательных (злой – хороший).

Особенностью четвёртого этапа развития лексической системы в онтогенезе является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребёнка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых. Развитие лексической системности и организация семантических полей находит своё отражение в изменении характера ассоциативных реакций.

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А.В. Захарова [16] выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей.

Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65% прилагательных.

Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей А.В. Захарова выделяет прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький – большой), оценки (хороший – плохой); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год).

Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как «такой» (108), «который» (47), «этот» (44), «свои» (27), «всякий» (22), «наш» (10), «весь, каждый» (17), «мой, самый» (16).

Предлоги, которые обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, дети используют редко, опуская их в своей речи даже после двух лет.

Поздно появляются также причастия и деепричастия.

По мере развития мышления и речи ребенка лексика не только обогащается, но и упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками [14].

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

Большую роль в обогащении словарного запаса играет детское словотворчество, которое обычно бурно развивается с 3-х лет. Об этом писал К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти». Это начало овладения правилами словообразования исключительно важно для усвоения ребенком грамматических форм языка. Детское словотворчество следует всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребенком, но не забывать правильные образцы словообразования [8].

Ребенок прибегает к словообразовательным средствам, так как лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности (Т.Н. Уш–акова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).

Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. [20].

Теперь рассмотрим, как же пополняется словарь различными частями речи у детей с общим недоразвитием речи. Формирование словарного запаса у таких детей рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития.

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпун,

В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.

Одним из ведущих признаков детей с ОНР является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речевое недоразвитие выражается у детей в различной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развёрнутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Количественные и качественные стороны пополнения словаря детей с ОНР различными частями речи зависит от уровня его речевого развития.

1-й уровень – активный словарь детей в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы. Звуковые комплексы непонятны для окружающих, часто сопровождаются жестами. Дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, но эти слова недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях.

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Объединение предметов по тем или иным названиям определяется сходством отдельных, частных признаков. Ориентируясь на внешнее сходство, дети один и тот же предмет в один и тот же момент называют по-разному. Названия действий часто обозначают названием предмета. Слова, обозначающие отвлеченные значения, не используются.

Пассивный словарь шире активного, но понимание речи вне ситуации ограничено. Отсутствует понимание значений, грамматических изменений слова (единственных и множественных чисел, женских и мужских родов прилагательных, прошедшего времени глаголов) [40]. Существенную роль играет лексическое значение слов, а грамматические формы дошкольниками не учитываются. Так же отмечается смешение значения слов, имеющих сходное звучание.

2-й уровень – активный словарь расширяется за счет некоторых прилагательных (особенно качественных). В речи используются личные местоимения, изредка простые предлоги и союзы в элементарных значениях. Пояснения слов иногда сопровождается жестами. Нередко одно название заменяется другим названием – сходным, с добавлением частицы «не» (например: «помидор» – « яблоко не»). Отсутствует навык словотворчества и словообразования.

Используются отдельные формы словоизменения. Наблюдаются попытки изменить слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными. Дети со 2-м уровнем ОНР могут не соотнести имена существительные в числе, роде и падеже; они употребляются в основном в именительном падеже, а употребление их в косвенном падеже носит случайный характер. Детям свойственно незнание частей предметов и их размеров, форм, цветов [48].

3-й уровень – в активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже прилагательные. Наблюдается большое количество ошибок в использовании простых предлогов, а сложные почти не употребляются. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов (кресло – диван), а также близких по звучанию слов (смола – зола); замена названий частей предметов названиями целых предметов. Даже знакомые глаголы дети часто недостаточно дифференцируют по значению (поить – кормить).

Замены слов происходят как по звуковому, так и по смысловому признаку. Прилагательные употребляются преимущественно качественные, обозначающие признаки предметов: величина, цвет, форма. Относительные и притяжательные имена прилагательные используются для выражения хорошо знакомых отношений. Наречия используются редко.

В речи используются местоимения различных разрядов, а также простые предлоги для выражения пространственных отношений: в, к, над, под и др., а временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются реже. Редко используются предлоги: около, между, сквозь; они могут опускаться или заменяться [25].

Пассивный словарь близок к норме, но все же ограничен, так как часто отмечается неточный выбор слов [11].

4-й уровень – нерезко выраженное недоразвитие речи. У детей с данным уровнем недоразвития речи, несмотря на разнообразный предметный словарь, отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений (кактус), профессий людей (пианист), частей тела (локти, ноздри). Отвечая на вопросы, дети смешивают родовые и видовые понятия (елки – лес). При обозначении действий, признаков предметов используются типовые, исходные названия (прямоугольник – квадрат). Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению.

Дети с 4-м уровнем достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывают на размер предметов, на пространственную противоположность (далеко – близко) и оценочную характеристику (плохой – хороший). Недостаточный уровень сформированности лексических средств, особенно ярко проявляются в понимании и употреблении фраз с переносным значением [27].

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Для этой группы детей характерным являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).

Обобщая, можно сказать, что словарный запас у детей с ОНР намного ниже возрастной нормы (почти в два раза). Ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории. Бедность словарного запаса, естественно, приводит к частым заменам одного названия другим, причём замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признаку.

Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется при попытках словообразования, например: «Стадо – это когда много коров, а стайка – это когда всего одна корова " (Саша П., 6 лет); «у медведя всё медведьгино» (Даша, 6 лет); «полётные птицы» –перелётные (Даша, 6 лет); «дрессируст» – дрессировщик (Илья, 5,5 лет). «театрист» – работает в театре, артист (Илья, 5,5 лет); "рисун" – художник (Саша, 5 лет); «ругалировчик" – регулировщик (Элина, 5,5 лет); «южевик» – южный человек (Никита, 6 лет); "взлетательный корабль" – авианосец (Владик, 6 лет); «гадушка» – гадалка (Маша, 6 лет); «берлогово» – волчье логово (Саша, 6 лет); «плавные птицы» – водоплавающие (Оксана, 5 лет) [36].

Для детей с общим недоразвитием речи характерна стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний

( «лекарства продают в магазине» ). Обращает на себя внимание скудность информации, заложенной в предложениях. В игровой ситуации у дошкольников с недоразвитием речи лексическая недостаточность проявляется в бедности и недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении или незнании отдельных слов. Эти особенности проявляются с различной степенью выраженности и препятствуют полноценному общению.

Расширение объема словаря детей с ОНР возможно только при проведении определенной логопедической работы, которая включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, актуализацию их в речи, знакомство с новыми словами. Параллельно проводится усвоение различных способов словообразования, работа над структурой слова, уточнение его грамматического значения.

Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.

О.Е. Грибова видит в основе коррекции словаря детей с ОНР целостную систему работы, а не механическое заучивание слов. Необходимо учитывать имеющиеся у ребенка вербальные средства, а введение новых единиц должно протекать в противопоставлении .

I уровень речевого развития. Воспитание активного произвольного внимания к речи, т.е. учить вслушиваться в обращенную речь, удерживать в памяти воспринятый на слух материал; развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения за счет усвоения элементарных словообразований, словоизменений; создание развивающей среды для стимулирования речевой деятельности;

II уровень речевого развития.Развитие понимания речи, т.е. уточняются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, вводятся вопросы, требующие понимания изменения форм слова и их связей в предложении; расширение и обогащение словарного запаса: уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам; формирование обобщений и отвлеченных понятий, накопление синонимов, антонимов; практическое усвоение простых грамматических категорий: упражнения на словоизменения, употребление предлогов и т.п.; употребление в речи распространенных предложений;

III уровень речевого развития. Расширение словарного запаса за счет накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования; развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций; усвоение слов различной слоговой структуры [16, с 25].

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание речи старших, овладение различными навыками и умениями, игры. Все эти действия проводятся, прежде всего, в игровой форме. Игры, доставляя удовольствие детям, создают благоприятные условия, при которых ребенок прочнее запомнит новое слово.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

В норме развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие ещё не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми, особенно в раннем возрасте.

У детей с общим недоразвитием речи особенностями словарного запаса является полное незнание, неточное понимание и употребление ряда слов, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков. В словаре таких детей мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь бедной и стереотипной.

Ограниченность словарного запаса затрудняет процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Таким образом, на полноценное овладение детьми речью должна быть направлена работа по развитию лексических навыков.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.