По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий в процессе речевой и неречевой деятельности, обогащается его словарь.
А.Н. Гвоздев в своём исследовании «Вопросы изучения детской речи» выделил пути усвоения родного языка детьми [8].
Первая стадия развития словаря ребенка протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово как условный раздражитель, ребёнок связывает его с предметом, а затем воспроизводит его. В дальнейшем формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «моко», собака – «бака»).
Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В таком слове-предложении сочетание слов происходит не по грамматическим правилам данного языка. Слово не обладает еще грамматическим значением. Слова-предложения на этом этапе выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай).
В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1года до 2,5 лет, отмечаются явления сдвинутой референции, или растяжения значений слов. При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества), а также общее функциональное назначение предметов. По мере развития словаря растяжение значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых. Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка.
В возрасте от 1,5 до 2-х лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи. Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. Ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования активных вопросов «что это?», «как это называется?».
На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.
В возрасте от одного до трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:
– названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);
– слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;
В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.
К 3,5-4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение и они становятся понятными [3, с. 338].
В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000 слов), но и в его качественном содержании. Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:
– слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
– оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
– пробовать свои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка; образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д [25].
Л.С. Выготский отмечал, что в процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Он подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которое стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию.
Обогащение жизненного опыта ребенка, его представлений об окружающей действительности, усложнение деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. Однако отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания [3, с. 340].
Первый шаг в развитии детской речи состоит в том, что ребёнок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Эти первые словосочетания либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребёнка, на что указывает их оригинальный характер. Конструкция этих предложений и используемая детьми лексика свидетельствуют о том, что они «сочинены» самостоятельно, так как не имеют аналогов в речи окружающих, например: «акой бибику, я туда сядь» (открой машину, я туда сяду).
Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания.
Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими такими же словами своего лексикона – основная закономерность этого этапа развития, который длится кратко по времени (не более 2-2,5 месяца).
Затем в речи ребенка появляются первые случаи словоизменения. Так, у существительных появляются различные падежные окончания: для обозначения объекта действий через окончание -у; для обозначения места действия через окончание -е (-и); для обозначения лица, к которому направлено движение или действие, через окончания -е, -и; для обозначения множества предметов через окончание -ы; для обозначения части целого через окончание -а и некоторые другие. У глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет), у существительных – суффиксы уменьшительности и ласкательности.
В возрасте 5-6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000-4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:
– лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы; слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
– простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);
– слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство.
При анализе речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета. Прилагательные этой группы в речи детей оказались более распространенными, чем в речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные «черный, красный, белый, синий».
При анализе словаря детей этого возраста Л.Н. Ефименкова отмечает также преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных [12].
По данным Е.А. Аркина, рост словаря у детей с нормальным речевым развитием характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1 год 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1100 слов, 4 года –1926 слов [1].
В процентном соотношении словарь четырехлетнего ребенка, по исследованием того же автора, распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: существительные (включая 9 местоименных сущ.) – 968 (50,2%), глаголы – 528 (27,4%), прилагательные (включая 20 место именных прилагательных) – 227 (11,8%), наречия – 112 (5,8%), числительные – 37 (1,9%), союзы – 22 (1,2%), предлоги – 15 (0,8%), междометия и частицы – 217 (0,9%).
Имеющиеся в словаре имена существительные по своему содержанию распределяются следующим образом: жилище (обстановка, утварь, помещение) 15,2%, пища – 9,6%, одежда – 8,8%, животные – 8,8%, растения – 6,6%, город – 5,5%, части тела – 4,3%, абстрактные слова – 0,7%, профессия – 4%, неживая природа – 3,4%, время – 3,3%, социальные явления – 3,3%, родовые понятия – 1,6%, медицина – 1%, геометрические формы –0,9%, ругательные слова – 0,9%.
По данным А. Штерна к 1,5 года у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам – 200 слов-400 слов, к 3 годам – 1000-1100 слов, к 4 годам 1600 слов, к 5 годам – 2200 слов [19].
Ш. Бюллер, сопоставляя данные изучения словаря 30 детей в возрасте от 1 года до 4 лет, указывает для каждого возраста минимальный и максимальный словарь и показывает существующие в этом отношении индивидуальные различия: 1 год – минимальный словарь – 3 слова, максимальный словарь – 58 слов; полтора года – 44 и 383 слов соответственно; 2 года – 45 и 1227 слов; 2 года 6 месяцев – 171 и 1509 слов [25].
По данным В.И Логиновой, в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов [26].
По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц [5].
В.П Вехтеров выявил, что у детей в возрасте от 4-х до 8-ми лет существительные занимают 23% всех слов, глаголы – 23,8%, а прилагательные – лишь 4,3%. По мнению автора в словаре 5-7-летних детей преобладают имена существительные с конкретным значением (89% существительных), глаголы прошедшего (50%) и настоящего (44,6%) времени, обозначающие различные виды движения [22].
А.И. Лаврентьева, наблюдая развитие словаря у детей от 1 г. 4 мес. до 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря [14].
На первом этапе словарь представляет собой набор отдельных слов (20-50). При этом набор лексем является неупорядоченным.
В начале второго этапа словарный запас начинает быстро увеличиваться. Вопросы о названии окружающих предметов и явлений свидетельствуют о том, что в сознании ребёнка формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы.
А.И. Лаврентьева определяет этот этап как ситуативный, а группы слов – ситуационные поля.
В дальнейшем ребёнок начинает осознавать сходство определённых элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется, как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой – маленький, хороший – плохой). Противопоставление «большой – маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный – маленький, толстый – маленький), а противопоставление «хороший – плохой» – все варианты качественно-оценочных прилагательных (злой – хороший).
Особенностью четвёртого этапа развития лексической системы в онтогенезе является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребёнка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых. Развитие лексической системности и организация семантических полей находит своё отражение в изменении характера ассоциативных реакций.
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А.В. Захарова [16] выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей.
Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65% прилагательных.
Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей А.В. Захарова выделяет прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький – большой), оценки (хороший – плохой); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год).
Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как «такой» (108), «который» (47), «этот» (44), «свои» (27), «всякий» (22), «наш» (10), «весь, каждый» (17), «мой, самый» (16).
Предлоги, которые обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, дети используют редко, опуская их в своей речи даже после двух лет.
Поздно появляются также причастия и деепричастия.
По мере развития мышления и речи ребенка лексика не только обогащается, но и упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками [14].
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.
Большую роль в обогащении словарного запаса играет детское словотворчество, которое обычно бурно развивается с 3-х лет. Об этом писал К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти». Это начало овладения правилами словообразования исключительно важно для усвоения ребенком грамматических форм языка. Детское словотворчество следует всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребенком, но не забывать правильные образцы словообразования [8].
Ребенок прибегает к словообразовательным средствам, так как лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности (Т.Н. Уш–акова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).
Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. [20].
Теперь рассмотрим, как же пополняется словарь различными частями речи у детей с общим недоразвитием речи. Формирование словарного запаса у таких детей рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития.
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпун,
В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.
Одним из ведущих признаков детей с ОНР является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речевое недоразвитие выражается у детей в различной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развёрнутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Количественные и качественные стороны пополнения словаря детей с ОНР различными частями речи зависит от уровня его речевого развития.
1-й уровень – активный словарь детей в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы. Звуковые комплексы непонятны для окружающих, часто сопровождаются жестами. Дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, но эти слова недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях.
Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Объединение предметов по тем или иным названиям определяется сходством отдельных, частных признаков. Ориентируясь на внешнее сходство, дети один и тот же предмет в один и тот же момент называют по-разному. Названия действий часто обозначают названием предмета. Слова, обозначающие отвлеченные значения, не используются.
Пассивный словарь шире активного, но понимание речи вне ситуации ограничено. Отсутствует понимание значений, грамматических изменений слова (единственных и множественных чисел, женских и мужских родов прилагательных, прошедшего времени глаголов) [40]. Существенную роль играет лексическое значение слов, а грамматические формы дошкольниками не учитываются. Так же отмечается смешение значения слов, имеющих сходное звучание.
2-й уровень – активный словарь расширяется за счет некоторых прилагательных (особенно качественных). В речи используются личные местоимения, изредка простые предлоги и союзы в элементарных значениях. Пояснения слов иногда сопровождается жестами. Нередко одно название заменяется другим названием – сходным, с добавлением частицы «не» (например: «помидор» – « яблоко не»). Отсутствует навык словотворчества и словообразования.
Используются отдельные формы словоизменения. Наблюдаются попытки изменить слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными. Дети со 2-м уровнем ОНР могут не соотнести имена существительные в числе, роде и падеже; они употребляются в основном в именительном падеже, а употребление их в косвенном падеже носит случайный характер. Детям свойственно незнание частей предметов и их размеров, форм, цветов [48].
3-й уровень – в активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже прилагательные. Наблюдается большое количество ошибок в использовании простых предлогов, а сложные почти не употребляются. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов (кресло – диван), а также близких по звучанию слов (смола – зола); замена названий частей предметов названиями целых предметов. Даже знакомые глаголы дети часто недостаточно дифференцируют по значению (поить – кормить).
Замены слов происходят как по звуковому, так и по смысловому признаку. Прилагательные употребляются преимущественно качественные, обозначающие признаки предметов: величина, цвет, форма. Относительные и притяжательные имена прилагательные используются для выражения хорошо знакомых отношений. Наречия используются редко.
В речи используются местоимения различных разрядов, а также простые предлоги для выражения пространственных отношений: в, к, над, под и др., а временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются реже. Редко используются предлоги: около, между, сквозь; они могут опускаться или заменяться [25].
Пассивный словарь близок к норме, но все же ограничен, так как часто отмечается неточный выбор слов [11].
4-й уровень – нерезко выраженное недоразвитие речи. У детей с данным уровнем недоразвития речи, несмотря на разнообразный предметный словарь, отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений (кактус), профессий людей (пианист), частей тела (локти, ноздри). Отвечая на вопросы, дети смешивают родовые и видовые понятия (елки – лес). При обозначении действий, признаков предметов используются типовые, исходные названия (прямоугольник – квадрат). Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению.
Дети с 4-м уровнем достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывают на размер предметов, на пространственную противоположность (далеко – близко) и оценочную характеристику (плохой – хороший). Недостаточный уровень сформированности лексических средств, особенно ярко проявляются в понимании и употреблении фраз с переносным значением [27].
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Для этой группы детей характерным являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).
Обобщая, можно сказать, что словарный запас у детей с ОНР намного ниже возрастной нормы (почти в два раза). Ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории. Бедность словарного запаса, естественно, приводит к частым заменам одного названия другим, причём замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признаку.
Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется при попытках словообразования, например: «Стадо – это когда много коров, а стайка – это когда всего одна корова " (Саша П., 6 лет); «у медведя всё медведьгино» (Даша, 6 лет); «полётные птицы» –перелётные (Даша, 6 лет); «дрессируст» – дрессировщик (Илья, 5,5 лет). «театрист» – работает в театре, артист (Илья, 5,5 лет); "рисун" – художник (Саша, 5 лет); «ругалировчик" – регулировщик (Элина, 5,5 лет); «южевик» – южный человек (Никита, 6 лет); "взлетательный корабль" – авианосец (Владик, 6 лет); «гадушка» – гадалка (Маша, 6 лет); «берлогово» – волчье логово (Саша, 6 лет); «плавные птицы» – водоплавающие (Оксана, 5 лет) [36].
Для детей с общим недоразвитием речи характерна стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний
( «лекарства продают в магазине» ). Обращает на себя внимание скудность информации, заложенной в предложениях. В игровой ситуации у дошкольников с недоразвитием речи лексическая недостаточность проявляется в бедности и недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении или незнании отдельных слов. Эти особенности проявляются с различной степенью выраженности и препятствуют полноценному общению.
Расширение объема словаря детей с ОНР возможно только при проведении определенной логопедической работы, которая включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, актуализацию их в речи, знакомство с новыми словами. Параллельно проводится усвоение различных способов словообразования, работа над структурой слова, уточнение его грамматического значения.
Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.
О.Е. Грибова видит в основе коррекции словаря детей с ОНР целостную систему работы, а не механическое заучивание слов. Необходимо учитывать имеющиеся у ребенка вербальные средства, а введение новых единиц должно протекать в противопоставлении .
I уровень речевого развития. Воспитание активного произвольного внимания к речи, т.е. учить вслушиваться в обращенную речь, удерживать в памяти воспринятый на слух материал; развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения за счет усвоения элементарных словообразований, словоизменений; создание развивающей среды для стимулирования речевой деятельности;
II уровень речевого развития.Развитие понимания речи, т.е. уточняются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, вводятся вопросы, требующие понимания изменения форм слова и их связей в предложении; расширение и обогащение словарного запаса: уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам; формирование обобщений и отвлеченных понятий, накопление синонимов, антонимов; практическое усвоение простых грамматических категорий: упражнения на словоизменения, употребление предлогов и т.п.; употребление в речи распространенных предложений;
III уровень речевого развития. Расширение словарного запаса за счет накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования; развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций; усвоение слов различной слоговой структуры [16, с 25].
Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание речи старших, овладение различными навыками и умениями, игры. Все эти действия проводятся, прежде всего, в игровой форме. Игры, доставляя удовольствие детям, создают благоприятные условия, при которых ребенок прочнее запомнит новое слово.
Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
В норме развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие ещё не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми, особенно в раннем возрасте.
У детей с общим недоразвитием речи особенностями словарного запаса является полное незнание, неточное понимание и употребление ряда слов, замена видовых понятий родовыми и наоборот, взаимозамещение признаков. В словаре таких детей мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь бедной и стереотипной.
Ограниченность словарного запаса затрудняет процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Таким образом, на полноценное овладение детьми речью должна быть направлена работа по развитию лексических навыков.