Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика формирования навыков словообразования



У дошкольников с ОНР

Процесс словообразования у детей с общим недоразвитием речи формируется в той последовательности, что и у детей с нормой речевого развития, но задерживается в развитии и материал усваивается медленно. Механизм саморазвития словообразования не функционирует у детей с общим недоразвитием речи. Дети с ОНР не знают значений многих слов, не имеют представления о составе слова, и, следовательно, затрудняются в образовании новых форм от исходных слов с помощью суффиксов, префиксов [20].

Анализируя состояние речи у детей с ОНР, исследователи констатируют у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. Так, Р.Е. Левина, проведя поуровневый анализ состояния речевой функции у детей с общим недоразвитием речи, отмечает, что дети, имеющие первый и второй уровни речевого развития, совсем не пользуются навыками словообразования. У детей с третьим уровнем речевого развития, определяемым как уровень развернутой фразовой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития, отмечается незнание, неточное знание и употребление некоторых слов, неумение изменять их и невозможность образовывать новые слова. Это проявляется во множественных заменах слов и по звуковому, и по смысловому принципам, в преимущественном употреблении качественных прилагательных, в использовании относительных прилагательных в редких и лишь хорошо знакомых ситуациях [23].

Анализ восприятия обращенной речи этими детьми позволил Н.С. Жуковой определить следующие уровни понимания речи: нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный. По мнению автора, лишь находясь на последнем – расчлененном уровне понимания речи, ребенок с ОНР «начинает различать изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) – флексиями, приставками, суффиксами» [12, с. 11]. По-видимому, этот уровень понимания речи является наиболее типичным для детей с III уровнем речевого развития (по классификации Р.Е. Левиной). Данный уровень речевого развития характеризуется, по, мнению Н.С. Жуковой, длительным периодом нерасчлененного воспроизведения слов родного языка как доминантной особенностью. Таковое слитное воспроизведение словесных форм автор считает препятствием к проведению аналитической переработки усваиваемого извне речевого материала, что впоследствии препятствует овладению операциями с языковыми знаками [13].

Достаточно низкий уровень словообразования является одной из причин как количественной обедненности словарного запаса, так и неправильного употребления многих слов. Дети затрудняются распознавать семантику слова по его словообразовательной структуре. Встречающиеся замены в той или иной степени близки по смыслу тем словам, взамен которых они употребляются, поэтому они не создают серьезного препятствия для общения, а значит, с трудом преодолеваются в процессе совершенствования речевой практики детей.

Невозможность оперирования с языковыми знаками, в частности, со словообразовательными морфемами, приводит к такому состоянию словарного запаса, которое характеризуется особой скудностью, ограниченностью по сравнению с лексическим запасом нормально развивающихся сверстников.

У детей с ОНР встречается большое количество ошибок при образовании всех частей речи. Дети хорошо понимают и образуют лишь те слова, которые встречаются в речевой практике. Среди ошибок можно выделить следующие: неправильный выбор основы мотивирующего слова; замена, перебор суффиксов, приставок; замена частей речи; лексические замены; упрощение звуко-слоговой структуры слов; нарушение акцентуации; нарушение согласования слов.

Наиболее легким и доступным для дошкольников с ОНР является образование глаголов (приставочных) и существительных (с уменьшительно-ласкательным значением и обозначающих детёнышей животных). А вот образование имен прилагательных (особенно притяжательных) сопровождается большим количеством разнообразных ошибок [9].

Как отмечают исследователи, дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, затрудняются даже в образовании некоторых уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. Тем более затруднительным для них является образование относительных и притяжательных имен прилагательных и приставочных глаголов (деревко – деревце, «ведречко» – ведерко, «мехная» – меховая, «деревкин» – деревянный, «попрыгнал» – подпрыгнул и т.д.). При этом отмечается, что в отдельных случаях дети с ОНР (III уровень) оказываются в состоянии правильно показать картинки с изображением соответствующих предметов, признаков, действий, но не могут правильно их назвать. Поэтому, как подчеркивают Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, снижается понимание значений этих слов [31]. Такая недостаточность приводит к стойким и постоянным лексическим ошибкам, таким как: замены названий действий словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает – шьет, вырезает – рвет и пр.); непонимание и неточное употребление названий форм предметов (овальный, прямоугольный, треугольный и т.д.); недостаточное употребление прилагательных (в первую очередь – относительных и притяжательных); неправильное образование существительных, прилагательных и глаголов суффиксальным и префиксальным способами и т.д.

Действительно, по мнению Т.Б. Филичевой, на этом уровне ребенок уже понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Но наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы (горшок для цветка – «горшочный»; человек, который строит дом – «доматель» и пр.), и использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо мойщик – «мойчик», вместо лисья – «лисник» и пр.). Нередко попытки провести словообразовательные операции приводят к нарушению звукослоговой организации производного слова, остаются ошибки в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сапожок – «сапочек», голосок – «голик» и т.д.) [22].

У детей с IV уровнем речевого развития в качестве наиболее стойких отмечаются ошибки при образовании и употреблении следующих категорий производных слов:

· уменьшительно-ласкательных форм существительных (платьице – «платенка», скворушка – «скворчик, скоречник» и т.д.);

· существительных с суффиксами единичности (горошинка – «горошка, гороховка», песчинка – «песочинка, песочница» и т.д.);

· относительных прилагательных (пуховый – «пухный», клюквенный – «клюковый»);

· притяжательных прилагательных (волчий – «волкин», лисий – «лисовый» и пр.).

Как отмечает Т.Б. Филичева, особую трудность у этих детей вызывает обозначение названий профессий женского рода (летчица – «летчика», разведчица – «развеска», кладовщица – «кладовка» и т.д.), образование увеличительной формы слов (ножища – «ноготища», сапожище – «сапогина» и т.д.), малознакомых сложных слов (ледокол – «легопад, леготник, далекол» и пр.). Не всегда успешно дети справляются и с дифференциацией приставочных глаголов.

На основании экспериментальных данных исследователи приходят к выводу об ограниченных возможностях детей с недоразвитием речи к достаточно полному овладению звуковым и морфологическим анализом слова и, как следствие, всем речевым развитием в целом [26].

При ОНР формирование словообразования происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

По мнению Н.В. Серебряковой, «анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в организации системы продуктивных словообразовательных моделей. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании»[39, с. 56].

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [22] считают, что нарушения грамматического строя речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

Дети с недоразвитием речи в основном пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико [21].

Таким образом, грамматические формы словообразования появляются у детей с общим недоразвитием речи в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.