Когда я попаду на небо, то задам Господу множество вопросов. Например, мне очень хочется узнать, на что была похожа манна. Я даже попрошу, чтобы Он дал мне ее попробовать! Как медику и ученому мне хотелось бы исследовать эту загадочную пищу. У меня есть сомнения, что манна в буквальном смысле слова представляет собой «хлеб с неба», как ее описывает Библия.
Когда Моисей вывел народ израильский из Египта, чтобы привести его в Ханаан, Землю обетованную, на пути по Синайскому полуострову он столкнулся с большими трудностями. Даже в наше время эта местность весьма негостеприимна. Она представляет собой настоящую пустыню из песчаных ДЮН, известняковых плато и гранитных скал более 200 метров высотой. В ней очень мало источников воды. В такой местности не растут растения, которые могли бы обеспечить человека пищей.
Для израильского народа Бог послал с неба манну, которая в течение сорока лет составляла основу их питания. «И сказал Господь Моисею: вот, я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исход 16:4). Точное количество, определенное для сбора, называлось «гомор» (2,2 литра).
Позже Моисей сказал своему народу:
«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Второзаконие 8:2-3).
Манна была пищей, незнакомой израильтянам. На самом деле ее потому и назвали манной, что, когда израильтяне впервые увидели ее, они спросили: «Что это такое?». На иврите этот вопрос звучит как «Манна?». Она представляла собой мелкие, «как иней на земле», круглые кориандровые семена жемчужно-белого цвета. Манну можно было готовить как зерно: молоть жерновами или толочь в ступке, а затем варить в котлах или печь лепешки. На вкус она напоминала «лепешки с елеем» (Числа 11:8) или «лепешки с медом» (Исход 16:31).
Когда на израильский лагерь ночью падала роса, появлялась манна, и утром земля оказывалась усыпанной ею. Ее количества хватало на то, чтобы каждый человек собрал по го- мору, а все остатки расплавлялись и исчезали под лучами жаркого солнца.
Интересно то, что манну надо было собирать каждый день; ее нельзя было оставлять на ночь, за исключением той ночи, что предшествовала субботе. На шестой день недели люди собирали по два гомора манны, то есть в этот день Бог удваивал ее количество. В любой другой день недели в манне, оставленной на ночь, заводились черви, и она сгнивала («смердела»). Это одно из самых великих чудес Господа, связанных с пищей (см. Исход 16: 15-36).
Когда Иисус учил Своих учеников молиться, прося: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матфея 6:11), Он, вероятно, вспоминал при этом манну Во времена Иисуса хлеб изготавливался из цельного (неочищенного) зерна и был более грубым и темным, чем наш обычный современный хлеб. Поскольку хлеб из цельного зерна содержит отруби и зародыши семян, в нем в высоких концентрациях присутствуют естественные полиненасыщенные жиры. Если такой хлеб, содержащий много природных жиров, хранить в течение суток, то он, скорее всего, заплесневеет и станет прогорклым. В этом он похож на манну, которая за ночь портилась и приобретала неприятный запах. Значит, во времена Иисуса каждый день надо было печь свежий хлеб и съедать его, что было полезно тогда и остается полезным в наши дни.
В течение сорока лет манна составляла основу питания израильского народа. Вероятно, она содержала много питательных веществ, насыщая иудеев в течение стольких лет. Ее состав, очевидно, был полностью сбалансированным по содержанию белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Бог обещал израильтянам: «Не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет» (Исход 15:26) и исполнил Свой обет, дав им манну.
Представьте, как, путешествуя по пустыне, люди мечтали дождаться выполнения Божьего обещания, что они придут «в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка» (Второзаконие 8:8-9).
Иисус знал, что значит жить в пустыне вроде той, по которой путешествовал народ израильский. В главе 4 Евангелия от Матфея мы читаем о том, что Дух Святой повел Иисуса в пустыню «для искушения от дьявола». Иисус пробыл в пустыне — диком, необитаемом, безлюдном месте — сорок дней и ночей и все это время постился. Библия говорит нам о том, что Он «напоследок взалкал», то есть сильно проголодался (Матфея 4:2).
Во время пребывания в пустыне Сатана трижды искушал Иисуса. Первое искушение состояло в том, что Сатана предложил: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», — отвечал ему Иисус (Матфея 4:3-4).
Иисус долго постился и был очень голоден. Неудивительно, что Сатана стал соблазнять Его привычной пищей, которой Он больше всего хотел бы заглушить голод, — хлебом.
В Своем ответе Сатане Иисус привел отрывок из Второзакония 8:3 - стих, в котором Моисей напоминает израильтянам, почему Бог дал им манну Искушение Сатаны было направлено на непосредственную физическую потребность Иисуса — потребность в еде, необходимой для выживания. Однако в Своем ответе Иисус затронул ключевую духовную тему: станет Он жить для удовлетворения Своих природных импульсов и потребностей или же построит жизнь на основе духовных принципов?
Хлеб и царь Давид
Величайший царь Израиля Давид ел много хлеба — в Писании содержится больше ссылок на хлеб и зерно применительно к его жизни, чем к жизни любого другого персонажа Библии.
Когда Давид был ребенком, его отец Иессей велел ему отнести братьям эфу сушеных зерен и десять хлебов. Братья Давида в это время находились в военном стане армии Саула, которая готовилась к сражению с филистимлянами. Предводителем филистимлян был великан по имени Голиаф.
Эфа зерна приблизительно соответствует пяти галлонам (22 литрам). В США зерном обычно называют кукурузу — растение, которое произошло из Америки и возделывалось там индейцами в течение трех тысячелетий. Зерна, упоминаемые в Библии, происходят от других растений. В старой Англии зерном называли пшеницу а в Шотландии и Ирландии — овес. В рассказе о Давиде Писание, скорее всего, говорит о сухих зернах пшеницы, которые можно разжевать и съесть без кулинарной обработки.
Перед тем как Давид стал царем, он десять лет прятался, спасаясь от царя Саула, который хотел его убить. Давид и его люди охраняли пастухов и их стада в той местности, где Давид скрывался от Саула. Одним из хозяев стад был человек по имени Навал. Давид послал десять своих людей к Навалу, чтобы попросить его заплатить за охрану пастухов и стад пищей, но Навал отказался (см. 1 Царств, глава 25).
Когда жена Навала Авигея узнала об этом, она сама отнесла пищу Давиду в оплату за его услугу: «двести хлебов, и два меха с вином и пять овец приготовленных, и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв» (1 Царств 25:18). Таким образом, Господь предоставил Давиду пищу через Авигею.
В более поздние годы жизни Давид оставил Иерусалим после того, как его сын Авессалом организовал заговор против него, чтобы отнять у отца власть. Давид и его сторонники перешли в земли за рекой Иордан. Там местные жители принесли ему провизию: «и пшеницы, и ячменя, и муки, и пшена, и бобов, и чечевицы, и жареных зерен, и меду и масла, и овец, и сыру коровьего... ибо говорили они: народ голоден и утомлен, и терпел жажду в пустыне» (2 Царств 17:28-29).
В Псалме 36:25 Давид писал, что не видел праведника оставленным и потомков его, просящих хлеба, — он знал это по собственному опыту
Иисус и хлеб
Хлеб играл большую роль в жизни и проповедях Иисуса. Но в Его времена хлеб был не похож на батоны, которые мы сегодня покупаем. Хлеб выпекался на больших плоских камнях. Тесто раскатывалось в широкий плоский крут наподобие традиционной итальянской пиццы. Хлеб в результате был большим, как блин, но тонким, как бумага. Современной версией таких хлебов является лаваш или пита. За каждым приемом пищи человек обычно съедал два-три таких хлеба.
Иисус часто упоминал хлеб в Своих проповедях. Приведем несколько примеров:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матфея 7:7-11).
Иисус считал хлеб Божьим даром.
«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши если манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира» (Иоанна 6:48-51).
Иисус знал, что хлеб — основа человеческой жизни; подобным образом только те, кто примет Иисуса и Его жертву и вкусят Хлеб Жизни, получат вечную духовную жизнь.