v развитие произвольного поведения и координации движений;
v повышение уровня школьной компетентности;
v развитие внимания и пространственной ориентации;
v тренировка тонкой моторики; развитие воображения и мышления.
Материалы:
колокольчик, знак «Говорит один», доска в клетку, мел, тетради, простые и цветные карандаши, плакат «Что в мешочках?» (Демонстрационный материал)|, подписанные листы бумаги формата А4.
Ход занятия
( 3 – 4 мин. ) Игра «Робот»
Дети встают в шеренгу напротив психолога на расстоянии шага друг от друга.
Психолог показывает, как передвигается робот, а затем дает «роботам» команды, например: «Шаг вперед... два шага назад... повернулись направо... обе руки вверх... левую руку вперед... правую вперед.» И т.д.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
- Сейчас я буду рассказывать истории, которые приключились с ребятами-первоклассниками в прошлом году, вы внимательно их послушаете, а потом ответите, кто из ребят поступил правильно, а кто - нет.
Первая история такая. Прозвенел звонок, все дети вошли в класс и сели за парты. Вошла учительница, говорит: «Здравствуйте, садитесь!». Все дети сели. Вдруг вбегает опоздавший мальчик Алеша и кричит: «Ой, я не слышал звонка!» и бежит к своему месту. Другой мальчик, Коля, тоже задержался. Он постучался в дверь и сказал: «Извините, можно войти?». Учительница отвечает: «Входи, Коля, но больше не опаздывай». Кто из мальчиков поступил правильно?
А вот другая история. На уроке математики сидели две подружки - Катя и Валя. У Кати в руках был карандаш, она им что-то писала в тетради, а у Вали не было. Тогда она вырвала карандаш из рук своей соседки, а Катя в ответ сбросила со стола Валины тетрадки, и обе подружки обиженно заплакали. Правильно ли поступили девочки? Как надо было поступить?
Следующая история. На уроке чтения одному мальчику захотелось в туалет. Он поднял руку и сказал: «Учительница, я пойду в туалет пописать». Тут все ребята засмеялись, а мальчик обиделся. На следующем уроке другому мальчику тоже понадобилось в туалет. Он поднял руку, учительница спросила:
«Что случилось?», и мальчик ответил: «Мария Ивановна, можно выйти?». Мария Ивановна сказала ученику: «Выйди, только ненадолго». Кто из мальчиков поступил правильно? Молодцы! Теперь вы знаете, как надо вести себя в школе.
(7 – 8 мин) Упражнение «Клеточный диктант»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради, в которых стоит точка. Психолог говорит:
- Сейчас вы будете выполнять клеточный диктант. Я тоже буду на доске рисовать по клеточкам. Берите простые карандаши и ставьте их на точку. Будьте внимательны. Проведите от точки линию вверх на три клеточки. Теперь направо на три клеточки, вниз на три клеточки. Постарайтесь не отрывать карандаш от листа. А теперь еще три клеточки влево. Что получилось? Правильно, это квадрат. Сейчас я поставлю в ваших тетрадях точки, а вы попробуете нарисовать еще какие-нибудь фигуры.
Дальнейшая работа ведется без опоры на образец. Под диктовку психолога дети рисуют прямоугольник, а затем переходят к более сложной фигуре - кресту:
- Две клеточки вверх, две направо, две вниз, две направо, две вниз, две внимание!) налево, две вниз, две налево, две вверх, две налево, две вверх и две направо. Что у нас получилось?
( 2 мин.) Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Детям нужно тихо встать.
Оглянулись, потянулись,
Раз - присели, два - прогнулись,
Встать на пятку, на носок.
А теперь все дружно сели,
Продолжаем наш урок.
( 5 мин.) Упражнение «Что в мешочках?»
На магнитной доске - плакат «Что в мешочках?»
Психолог говорит:
- Все мы знаем, что скоро Новый год. Дед Мороз принесет вам подарки, а подарки - это всегда сюрпризы, поэтому Дед Мороз кладет их в специальные мешочки. Попробуйте отгадать, что лежит в этих мешочках.
Дети высказывают свои предположения. Ответы детей можно регулировать знаком «Говорит один».
( 4 -5 мин.) «Подарок Деда Мороза»
Психолог раздает подписанные листы бумаги. Детям предлагается нарисовать подарок, который они хотели бы получить на Новый год от Деда Мороза.