Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДОКТОР КЕНЭ И ЕГО СЕКТА



 

Призвание (и признание) приходит к людям по-раз­ному. Ньютон в 20 лет твердо знал, что будет философом, математиком и физиком, а в 25 сделал замечательные от­крытия. А, скажем, Марат до 50 лет был врачом и увлекался химическими опытами, тогда как его политические сочинения были почти незаметны; но революция сделала из него трибуна и вождя.

Франсуа Кенэ был тоже врачом и естествоиспытателем. Он жил в другую эпоху и был иным человеком, чем Марат, и стал не трибуном, а кабинетным мыслителем-экономи­стом. Кенэ — крупнейший французский политикоэконом XVIII в. Политической экономией он занялся, когда ему было под 60. К этому времени он был уже автором не­скольких десятков медицинских сочинений. Последние годы своей жизни (он дожил до 80 лет) Кенэ провел в тесном кругу друзей, учеников и последователей. Это был человек, к которому применимы слова Ларошфуко: “Уметь быть старым — это искусство, которым владеют лишь не­многие”. Кто-то из его знакомых сказал: у него 30-летняя голова на 80-летнем туловище.

Век Просвещения

Фридрих Энгельс писал: “Великие люди, которые во Франции просве­щали головы для приближавшейся революции, сами высту­пали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправ­дать свое существование, либо отказаться от него”[83].

В блестящей когорте мыслителей XVIII в. почетное место занимают Кенэ и Тюрго, создавшие буржуазную классическую французскую политэкономию.

Основой Просвещения было то, что грязный лед фео­дализма начал пучиться и трещать под напором новых социальных сил. Просветители надеялись, что этот лед постепенно растает под яркими лучами солнца — освобож­денного человеческого разума. Этого не случилось. Все вздыбилось грозным ледоломом революции, а те из млад­шего поколения просветителей, в том числе и экономи­стов-физиократов, кто дожил до этого, в страхе отшатну­лись от раскрывшейся пучины народной ярости.

Кенэ ближе других просветителей соприкасался с мате­риальной, производственной базой общества. Французская экономика середины XVIII в., когда началась научная дея­тельность Кенэ, не слишком отличалась от экономики на­чала столетия, когда писал Буагильбер. Это была по-преж­нему крестьянская страна, и положение крестьянства едва ли улучшилось за полвека. Как и Буагильбер, Кенэ начинает свои экономические сочинения описанием бед­ственного состояния французского сельского хозяйства. В статье “Фермеры”, опубликованной в 1756 г. в знаме­нитой “Энциклопедии” Дидро и д'Аламбера, оп говорит “об огромной деградации сельского хозяйства Франции”.

Но кое-что изменилось за полвека. Возник и стал раз­виваться, особенно в Северной Франции, класс капитали­стических фермеров, которые либо имели землю в соб­ственности, либо арендовали ее у помещиков. С этим клас­сом Кенэ связывал свои надежды на прогресс сельского хозяйства, а такой прогресс он справедливо считал основой здорового экономического и политического развития обще­ства в целом.

Франция изнемогала от бессмысленных разорительных войн: так называемой войны за Австрийское наследство (1740—1748 гг.) и особенно Семилетней войны (1756— 1763 гг.). В этих войнах она потеряла почти все свои за­морские владения и выгодную торговлю с ними. Ослабли и ее позиции в Европе. Промышленность обслуживала в первую очередь нелепую роскошь и расточительство двора и высших классов, тогда как крестьянство обходилось в большой мере изделиями домашнего ремесла. Скандаль­ный крах системы Ло тормозил развитие кредита и банко­вого дела. В глазах многих людей, выражавших общественное сознание во Франции середины XVIII в., промышлен­ность, торговля, финансы были некоторым образом скомпрометированы. Земледелие казалось последним прибежи­щем мира, благополучия и естественности.

Если Ло был романтиком кредита, то Кенэ стал роман­тиком земледелия, хотя в его личности и характере не было решительно ничего романтического. Впрочем, недо­статок этого у учителя искупал избыток энтузиазма у некоторых его учеников, особенно у маркиза Мирабо.

Нация увлекалась земледелием, но увлекалась по-раз­ному. О нем стало модно говорить при дворе, в Версале устраивались кукольные фермы. В провинции возникло несколько обществ поощрения агрикультуры, которые пы­тались внедрять “английские”, т. е. более производитель­ные, методы хозяйства. Стали выходить агрономические сочинения.

В этих условиях идеи Кенэ быстро нашли отклик, хотя его интерес к земледелию был иного рода. Опираясь на свое представление о земледелии как единственной произ­водительной сфере хозяйства, Кенэ и его школа разрабо­тали программу экономических реформ, носивших анти­феодальный характер. Их пытался проводить впоследствии Тюрго. Их в значительной мере осуществила революция.

Кенэ и его последователи были, в сущности, гораздо менее революционны и демократичны, чем основное ядро просветителей во главе с Дидро, не говоря уже об их ле­вом крыле, из которого вышел позже утопический социа­лизм. Как писал французский историк прошлого века Токвиль, они были “люди кротких и спокойных нравов, люди благомыслящие, честные должностные лица, искус­ные администраторы”[84]. Даже пылкий энтузиаст Мирабо хорошо помнил ходячее изречение одного остроумца тех времен: во Франции искусство красноречия состоит в том, чтобы говорить все и не попасть в Бастилию. Правда, он однажды все же попал на несколько дней под арест, но влиятельный доктор Кенэ быстро вытащил его из тюрьмы, а кратковременное заключение только упрочило его попу­лярность. После этого он стал осторожнее.

Но объективно деятельность физиократов была весьма революционна и подрывала устои “старого порядка”. Маркс в “Теориях прибавочной стоимости” писал, например, что Тюрго — “в смысле прямого влияния — является одним из отцов французской революции”[85].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.