Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КАРТИНКИ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ




ЗВУК[С]

Жили-были насосы. Больше всего на свете они любили накачивать шины у велосипеда. Когда насосы работали, они «пели» свою любимую песню — звук [С]: С-С-С. Но у одного насоса эта песенка никак не получалась. Тогда папа-насос сказал: «Если хочешь научиться правильно произносить звук [С], ты должен каждый день тренировать свои ушки и язычок».

А ты хочешь научиться петь, как насосы? Тогда играй вместе с ними!

«Ловишки»

Я буду называть разные звуки, но если среди них услышишь звук [С], ты должен «поймать» его, хлопнув в ладоши. (Взрослый называет звуки и слоги сначала медленно, утрированно, затем все быстрее. Упражнение можно вы­полнять 4-5 раз, постепенно увеличивая скорость.)

1. мм-ррр-ссс-т-с-п-ф-ш-ф-с.

2. мма-рра-та-сса-фо-со-ту-пу-кы-су.

«Подарки»

Насосы любят получать подарки, в названии которых есть звук [С]. Что ты подаришь насосам? (Выбери подарки среди маленьких картинок.)


ЗВУК [С]

Чтобы правильно петь песенку насосов — звук [С],ты должен каждый день выполнять весёлую гимнастику для язычка и губ.(Описание упражнений вы найдёте в конце книги.)


ЗВУК[С]. ДЫХАТЕЛЬНЫЕУПРАЖНЕНИЯ

Чтобы «петь» любимый звук насосов, надо научиться сильно и правильно дуть.

ВНИМАНИЕ!

1. Вдох надо делать через нос.

2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это
происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная
струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­
ная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может за­
кружиться голова.

После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.


«Чей ветерок сильнее?»

Вытяни губы трубочкой, набери воз­дух и с силой дуй на руку себе или маме. Выполни 3-4 раза и отдохни.


«Сдуй снежинку»

Улыбнись, немного высунь язык и положи широкий язык на нижнюю губу. Сделай вдох и, как бы произно­ся долгий звук [Ф-Ф-Ф], сдуй «сне­жинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори несколько раз, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на все большее расстояние. (Если у ребёнка не получается сделать язык широ­ким, выполни предварительно уп­ражнение «Месим тесто».)


Найди все снежинки, похожие на снежинку в центре.


ПОСТАНОВКАИЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[С]

Чтобы правильно научиться петь песенку насосов [С-С]:

1. Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке;

2. Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута;

3. Зубки сблизить, но не смыкать;

4. Тихонько подуть: С-С-С. Воздушная струя должна быть «холодная».

ВНИМАНИЕ!

Звук [С] вызывает трудности при постановке, поэтому если после предвари­тельной работы (выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений) этот звук не получается, обратитесь к логопеду.

Когда ребёнок научился правильно произносить изолированный звук [С], его надо закрепить.

«Цветные дорожки»

«Иди» вместе с насосом поочередно по каждой дорожке (веди пальчиком) и пой: С-С-С... Старайся петь без остановок, а для этого сделай посильнее вдох и на выдохе энергично произноси: С-С.

«Пианино»

Насос любит нажимать на клавиши и «петь» звук [С].

7. Нажимай поочередно пальчиком на каждую клавишу и произноси по одному звуку [С]. (Отрывисто и энергично.)

2. Произноси два звука [С], когда нажимаешь каждую клавишу.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [С] В СЛОГАХ

Мячики»

«Подбрасывай» мячики (веди пальчиком по стрелке) и каждый раз произ­носи по одному слогу: АС—АС—АС и т.д.

Теперь «подбрасывай» и произноси: ИС —ИС —ИС и т. д. (Точно так же про­рабатываются слоги ОС и УС, только следите, чтобы на звук [С] губы широко раздвигались в улыбке.) Это упражнение (как и упражнение «Лесенка») мож­но выполнять 2-3-4 раза, постепенно увеличивая скорость.

«Лесенка»

Поднимайся по лесенке «за мороженым» и спускайся, и на каждой ступеньке чётко проговаривай слог СА. Теперь иди за конфетой и произноси слог СЫ. (Ана­логично прорабатываются слоги СУ и СО). Очень важно помнить: на [С] — гу­бы в улыбке, на [О], [У] — губы округляются и вытягиваются.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ

Задания с картинками.

1. Повтори название каждой карточки как чистоговорку: СА—СА —СА —
САНИ, СА-СА-СА - САД, СА-СА-СА - ОСА.

2. Назови картинки, голосом выделяя звук [С]: СССАД.

3. Закрой книгу и назови картинки, которые ты запомнил.

4. Изображение на картинках со звёздочкой *$? назови во множественном
числе. Например: сад — сады. у.

5. Если картинка отмечена ДР , представь себе, что таких предметов пять, и
сосчитай их. Например, один самокат, два самоката, три самоката и т. д.

6. Объясни значения всех слов. Например: сапог — это обувь и т. п.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[С] ВСЛОВАХ

Выполни все задания по картинкам, указанные на странице 14.


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[С] ВОФРАЗАХ

Выучи чистоговорки. Повторяй их каждый день, чётко проговаривая звук [С].



СА—СА—СА — вот лиса.

СУ —СУ —СУ — я боюсь лису.

СУ —СУ —СУ — обманем мы лису.

СО —СО —СО — у лисы колесо.

СО —СО —СО — дай, лиса, нам колесо.

СА—СА—СА — нет у лисы колеса.

СЫ —СЫ —СЫ — нет колеса у лисы.


Изменяй предложения по образцу.

7. Я пью сок, МЫ пьём сок, ВЫ пьёте сок, ОН пьёт сок, ОНА... и т. д. (взрослый называет только местоимение, а ребёнок проговаривает фразу в нужной форме).

2. Я ем суп и мясо (МЫ..., ВЫ..., ОН..., ОНА..., ОНИ...). Я еду на самокате.

Назови картинки и проговори чистоговорки. Выполни все задания с картин­ками, как на стр. 14. Например, ОС-ОС-ОС-НОС, ОС-ОС-ОС-ПЁС и т.д.


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[С] ВЧИСТОГОВОРКАХ


Проговори чистоговорки.

Что ты видишь на рисунке?

АСКА-АСКА-МАСКА. АСКА-АСКА-КАСКА. ИСКА-ИСКА-МИСКА. ИСКА-ИСКА-КИСКА.

Придумай чистоговорки со словами к нарисованным на этой странице картинкам: СКА-СКА-СКА - СКАЛКА, СТА-СТА-СТА - СТАКАН и т. д. Выполни все задания с картинками, как на стр. 14.



Выучи чистоговорки. СТА—СТА—СТА — у лисы нет хвоста. ОСТ-ОСТ-ОСТ — где лисий хвост? СТЫ-СТЫ-СТЫ - это чьи хвосты? ОСТ —ОСТ —ОСТ — вот лисий хвост. СТУ-СТУ-СТУ - рада лиса хвосту.

Найди лисий хвост. Кому принадлежат остальные хвосты?


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[С] ВСВЯЗНОЙРЕЧИ



Изменяй фразы по образцу.

1. Я пью ананасовый сок из стакана
(мы, вы, он, она, они).

2. Я ем вкусные кокосы.

3. Я поливаю кактусы.

4. Я стою под высокой сосной,

5. Я ставлю поднос на стол.


Выучи стихи и скороговорки со звуком [С]. Повтори каждое стихотворение по два раза.


Послушай рассказ и выполни задания. 1. Повторяй за взрослыми предложения (повторять по одному предложению). 2. Назови слова со звуком [С], какие ты запомнил. 3. Послушай рассказ целиком и перескажи его, тебе поможет рисунок.

/. Оса боса и без пояса.

2. — Я несу суп-суп.

—А кому?

—Псу-псу.

 

3. Ест киска суп из миски.
Пуста миска, сыта киска.

4. В саду темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.


 

5. У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.

6. У Сони и Сани в сетях сом с усами.


/. Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он.


В саду.

Вот старый дом. На окне стоит кактус. Слева от дома растёт высокая сосна. У сосны сук. На суку спит сова. Под сосной скамейка. На скамей­ке Соня, а под скамейкой — собака. Соня пьет сливовый сок из стакана, а собака ест мясо из миски. Возле сосны стоит стол. На столе — поднос с посудой. У Сани сломался автобус. Он насыпает песок совком в самосвал. Санина мама везёт коляску с маленькой Алисой. Алиса смотрит на само­лёт. Он летит над лесом. Папа накачивает колесо самоката насосом.


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[С] ВСВЯЗНОЙРЕЧИ


ЗВУК [СЬ]

ВНИМАНИЕ!

Звук [СЬ] легко ставится по подражанию после закрепления твёрдого звука [С].

У насоса был брат — маленький насосик. Он любил петь вот так: СЯ—СИ—СЕ—СЮ. Попробуй спеть, как маленький насосик: СЯ—СЯ—СЯ. А теперь вот так: СИ —СИ —СИ. Улыбайся сильнее, и песенка маленького насосика у тебя получится лучше. Повтори: СЕ —СЕ —СЕ; СЮ—СЮ—СЮ;

OiL -Cej ОЕ-

«Песенки»

Маленький насосик любил петь ритмичные песенки, повторяй за ним. Повторяй каждую строчку два-три раза.

7. СЯ-СЯ, СЯ-СЯ-СЯ. 2. СЯ-СЯ-СЯ, СЯ-СЯ.

СИ-СИ, СИ-СИ-СИ. СИ-СИ-СИ, СИ-СИ.

СЕ-СЕ, СЕ-СЕ-СЕ. СЕ-СЕ-СЕ, СЕ-СЕ.

сю-сю, сю-сю-сю. сю-сю-сю, сю-сю.

СЁ-СЁ, СЁ-СЁ-СЁ. СЁ-СЁ-СЁ, СЁ-СЁ.

«Кто поёт?»

Угадай, кто поёт эту песенку: большой насос или маленький насосик. j (Взрослый называет по одному слогу, а ребёнок определяет.) СА, СО, СИ, СУ, СЕ, СЯ, СО, СЁ, СЮ, СЫ.

«Подарки»

Рассмотри маленькие картинки и раздай их насосам: большому и маленько­му. Помни, что большой насос любит слова, которые начинаются на звук [С], а маленький — на [СЬ].


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[СЬ] ВСЛОВАХ


Задания с картинками.

1. Повтори чистоговорки со словами по образцу: СИ —СИ —СИ — СИТО;
СИ-СИ-СИ - СИНИЦА; СЕ-СЕ-СЕ - СЕТИ и т. д.

2. Закрой книгу, назови картинки, которые ты запомнил.

3. Объясни каждое слово. Например: лось — это лесной зверь.

4. Если картинка отмечена представь себе, что таких предметов пять,
и сосчитай их. Например: один лисенок, два лисёнка, три лисёнка... пять лисят.

Выучи ЧИСТОГОВОРКИ. Повторяй их ежедневно.


 


СЕ —СЕ —СЕ — эта песня о гусе. СЯ-СЯ-СЯ - нет гуся. УСЬ-УСЬ-УСЬ - где ты, гусь? СЯ — СЯ — СЯ — унесла лиса гуся. ОСЬ—ОСЬ —ОСЬ — гуся спасёт лось. СИ —СИ —СИ — гуся скорей неси. СЮ -СЮ -СЮ - рады мы гусю. СЁ-СЁ-СЁ-этовсё!


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[СЬ] ВПРЕДЛОЖЕНИЯХ


Изменяй предложения по образцу (смотри стр. 16). 7. Я сижу на лесенке (мы сидим на лесенке, вы..., он..., она..., они...).

2. Я сижу в синей беседке.

3. Я сею семена.

4. Я нюхаю синие васильки.

5. Я поеду на такси вместе с Васей.


Придумай предложения по картинкам.



 


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[СЬ] ВСВЯЗНОЙРЕЧИ

Выучи стихи. Повторяй их по два-три раза.



/. -Гуси, гуси!-ГА-ГА-ГА!

—Есть хотите? — ДА, ДА, ДА!

—Так скорей сюда летите.

2. Ты не бойся — это гусь. Я сама его боюсь.

3. — ГА-ГА ТА, — гогочет гусь, — Я встаю и не ленюсь, Умываюсь, одеваюсь И с гусятами пасусь.


4. Непоседа Васенька не сидит на месте, Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. Кто это?

Посмотри внимательно на котов и найди среди них Васеньку. Как ты догадал­ся, что это Васенька?

 

Выучи и проговори каждую скороговорку по два раза.

1. Носит Сеня в сени сено.
Спать на сене будет Сеня.

2. Сима синила синькой Сеньку.

3. Под осиной подосиновик сидит.
На осину подосиновик сердит.


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[СЬ] ВСВЯЗНОЙРЕЧИ

Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи.

Вот синяя беседка. В беседке сидят дети: Ася и Вася. Они едят сосиски. А вот куст сирени. На нём синица. За синицей следит кот Пусик. Возле беседки — бассейн. Сеня и Сима искупались и отдыхают. Васина мама не­сёт детям сочные апельсины. Папа косит траву. За домом такси. На так­си приехали гости. Возле дома растёт осина, а под ней — подосиновики. Бабушка Света жарит подосиновики для гостей.

Кто сидит на ветке? Что делает кот Васька? Где сидят Ася и Вася? Что они делают? Что находится возле беседки? Что делали Сима и Сеня? Что несёт Васина мама? Кто приехал на такси? Что растёт под осиной?



Послушай рассказ ещё раз и перескажи его, используя маленькие картинки.


ЗВУК [3]

ВНИМАНИЕ!

Звук [3] ребёнок легко произносит по подражанию после того, как был закреплён звук [С], так как артикуляция звуков [3] и [С] одинакова. Звук [3] отличается от звука [С] только тем, что он звонкий.

У насоса был друг — комар. Он любил петь вот так: 3-3-3. Чтобы спеть эту песенку, вспомни песню насоса: С-С-С, а теперь, не изменяя положе­ния губ и языка, «включи» голос и произнеси звонко: 3-3-3.

«Дорожки»

«Лети» вместе с комаром (веди пальчиком) по красной дорожке и звени: 3-3-3. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сде­лай вдох через нос и на выдохе произноси: 3-3-3. Куда привела красная дорож­ка? Теперь «лети» по другим дорожкам и звени: 3-3-3.

«Поймай комара»

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [3], который любит петь комар. (Взрослый произносит сначала звуки, а затем слоги медленно; увидев, что ребё­нок успевает «ловить» звук, темп можно ускорить.)

7. Ш-Р-3-М-Ф-З-Щ-Зит. д.

2. ША-РА-ЗА-МО-ЗО-ФУ-ЩУ-ЗУ и т. д.


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[3] ВСЛОГАХ

«Повтори, не ошибись!»

Сейчас каждый комар споёт тебе свою песню, а ты постарайся запомнить и повторить её точь-в-точь. Песня зелёного комара — самая сложная!

ЗА-ЗУ-ЗЫ. ЗО-ЗУ-ЗА. ЗУ-ЗА-ЗО-ЗЫ.

«Песенки»

Повторяй ежедневно любимые комариные песни (каждую строчку по два-три раза).

7. ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА. 2. ЗА-ЗА-ЗА , ЗА-ЗА.

30-30, ЗО-ЗО-ЗО. 30-30-30, 30-30.

ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ-ЗУ. ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ.

зы-зы, зы-зы-зы. зы-зы-зы, зы-зы.

Задания с картинками.

1. Проговори название каждой картинки, как чистоговорку:
ЗА-ЗА-ЗА - ЗАЙКА, ЗА-ЗА-ЗА - ЗАМОК и т. д.

2. Если картинка отмечена , представь себе, что таких предметов пять,
и сосчитай их. Например: один замок, два замка, три замка, четыре замка,
пять замков.



 


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [3] В СЛОВАХ


 


Выучи чистоговорки. Повторяй их каждый день.

ЗА—ЗА—ЗА — вот стоит коза. ЗУ —ЗУ —ЗУ — я зову козу. ЗА—ЗА—ЗА — привязана коза. ЗЫ —ЗЫ —ЗЫ — слёзы у козы. ЗУ —ЗУ —ЗУ — отвязали мы козу. ЗА—ЗА—ЗА — скачет весело коза.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.