Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного зву-копроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!
Эта книга поможет вам грамотно преодолеть недостатки звукопроизношения у вашего ребёнка. По ней можно заниматься как самостоятельно, так и по рекомендациям специалиста-логопеда.
Это важно знать!
1. Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых соглас ных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).
2. По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
3. Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.
Основные виды речевых нарушений:
1. Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук - ук;
2. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р] на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
3. Искажение звука, проявляющееся например:
—в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зу бами);
—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).
Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти
ВСТУПЛЕНИЕ
нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.
Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка. (Е. Косинова. «Гимнастика для развития речи». Москва, ЭКСМО, 2004.)
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка(при наличии нормального физического слуха и интеллекта):
—плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
—недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесе ния сложных звуков;
—дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
—отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).
Обследование речи.
Перед тем как начать заниматься по книге, протестируйте вашего ребёнка (стр. 6-8). Это обследование поможет установить, какие нарушения речи у него есть. Иногда при повторении за взрослым или при чтении стихов наизусть ребёнок может произносить звуки лучше, чем в обычной речи. Поэтому предложите ему самому назвать изображения на картинках (стр. 6-8) и внимательно слушайте, как он произносит звуки. Отметьте для себя, как малыш произносит тот или иной звук, и, если вы обнаружили ошибки в произнесении слов, определите, к какой группе нарушений это можно отнести.
Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого предложите малышу выполнить несколько движений.
1. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Вас должно насторожить, если:
—ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный, по дёргивается;
—кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;
—язык отклоняется в ту или иную сторону;
—отмечается повышенное слюноотделение.
2. Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.
Должно насторожить, если:
— язык передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается слюноотделение.
ВСТУПЛЕНИЕ
3. Открыть рот и поднять язычок к верхней губе. Должно насторожить, если;
—ребёнок не может вообще поднять язык;
—поднимает язык при помощи нижней губы.
Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобятся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.
В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.
1. Подготовительный этап,на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз душной струи для произнесения многих звуков.
2. Постановка звука и его первичное закрепление.На этом этапе логопед с помощью спе циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
3. Автоматизация (закрепление) звука.Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной ре чи.
Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.
Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и навыков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.
Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, и в этом вам поможет книга, которую вы держите в руках.