Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определения и особенности программированного обучения.



Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разрабо­танной обучающей программе с помощью особых средств обуче­ния (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и на­учения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенно­стями (индивидуальным темпом обучения, особым путем овладе­ния учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.), называется программированным обучением.

Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационно­го, в котором дается необходимая информация об изучаемом зна­нии или действии; контрольного, в форме задания для самостоя­тельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый про­веряет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе' к какому-то следующему шагу.

В зависимости от характера шагов программы различают сле­дующие основные системы программированного обучения.

1. Линейная система программированного обучения, первона­чально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо спосо­бом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не • совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения

252 --~-


основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчи­таны на наиболее слабого ученика. По мысли Скиннера, обучае­мый учится главным образом выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для сти­муляции дальнейшей деятельности обучаемого.

2. Разветвленная программа программированного обучения, ос­новоположником которой является американский педагог Н. Крау-дер. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки и он полу­чает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов про­граммы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Кроме этих двух основных систем программированного обуче­ния разработано много других, в той или иной степени исполь­зующих линейный или разветвленный принцип или оба эти прин­ципа для построения последовательности шагов обучающей про­граммы.

Разные системы программированного обучения различаются также по способу ввода обучаемым ответа на задания контроль­ных кадров или по степени адаптации к индивидуальным особен­ностям обучаемых.

Используются следующие способы ввода ответов: 1) свободное

конструирование ответа из заданного набора букв, цифр, условных знаков или же формулирование его в словесной форме; 2) регла­ментированное кодирование ответа в форме условного знака или определенной последовательности этих знаков; 3) выборочный спо­соб—выбор ответа из заданного набора; 4) смешанный способ.

По степени адаптации к индивидуальным особенностям обучае­мых различают следующие виды программированного обучения:

; 1) адаптивные только к темпу работы обучаемых; 2) адаптивные к темпу и уровню обученности без самосовершенствования. Эти системы характеризуются тем, что тот или иной путь обучения : определяется лишь на основе оценки одного предшествующего ; ответа обучаемого; 3) адаптивные системы с самосовершенство-| ванием, которые вырабатывают для каждого обучаемого свой осо-„ бый путь обучения на основе анализа всей истории его обучения | и тем самым обеспечивают обучение за минимальное время и с | минимальным количеством ошибок. Самосовершенствование мо-| жет совершаться вручную учителем или производиться автомати­чески обучающей машиной или ЭВМ по особой программе.

Многочисленные системы программированного обучения не име­ли первоначально особого психологического обоснования и раз­рабатывались в основном эмпирически. В дальнейшем отдельные


элементы программированного обучения получили то или иное психологическое обоснование, однако полная теория программиро­ванного обучения до сих пор не создана. В советской психологии была сделана попытка разработки теории программированного обучения на основе органического сочетания кибернетической тео­рии управления с психологической теорией поэтапного формирова­ния умственных действий.

Наибольшее распространение различные системы программиро­ванного обучения получили в 50—60-х годах, в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обу­чения главным образом для контроля знаний/консультаций и тре­нировки навыков. В последние годы идеи программированного обу­чения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компью­терного или электронного обучения. Новая техническая база по­зволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обу­чающей системой. Роль учителя в этом случае состоит главным образом в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что про­граммированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает не только достаточно высокий уровень обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

Алгоритмизация обучения. Выявление или построение в содер­жании и в процессе обучения алгоритмов и представление их в ка­кой-либо форме пошаговой программы деятельности у-чения или преподавания называется алгоритмизацией обучения.

В деятельности учащихся в процессе учения и учителей в процессе преподавания можно различать два принципиально различ­ных способа решения возникающих в этих процессах задач: алго­ритмический, когда субъект выполняет свою деятельность в соот­ветствии с известным ему алгоритмом, т. е. предписанием (прави­лом, инструкцией), определяющим четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению лю­бой задачи из некоторого класса; эвристический, когда главная составная часть его деятельности состоит в поисках плана или ме­тода решения данной задачи. Обычно эти два способа деятельно­сти в обучении не различались и осуществлялись совместно в еди­ном процессе.

Появление идей программированного обучения привело к необ­ходимости явного выделения в содержании обучения учебных ал­горитмов (их часто называют алгоритмическими предписаниями). Учебные алгоритмы служат предметом усвоения для учащихся, а зачастую и средством обучения, показывающим, какие действия и в каком порядке должны выполнять учащиеся, чтобы усвоить со­ответствующее знание.

Психологическое значение алгоритмизации обучения состоит в том, что она способствует явному различению учащимися содер-

Й4


*

жателъной и операциональной сторон изучаемых знаний и овла­дению общим способом решения широкого класса задач, а также явному выделению из процесса овладения умственными дейст­виями ее ориентировочной основы, благодаря чему значительно по­вышается эффективность обучения. Что касается попыток построе­ния и использования алгоритмов преподавания, то они пока не при­вели к значительным результатам.

Обратная связь в обучении. Связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя обратная связь) или идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь), по которым проходит информация о ходе процесса и ре­зультатах научения, называются обратными связями.

Информация о ходе и результатах научения, получаемая учи­телем (по внешней обратной связи) или учеником (по внутренней обратной связи) сопоставляется с заранее известной нормативной (требуемой), и результаты этого сопоставления служат для учи­теля основанием для оценки и коррекции процесса обучения, а для ученика—основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности (в случае отрицательной обратной связи, придающей системе обучения и научения состояние устойчивости по отношению к нормальному процессу) и подкреплением для сти­муляции процесса учения (в случае положительной обратной свя­зи). Четкое функционирование обратной связи в заданном времен­ном режиме является непременным условием эффективного уп­равления процессом обучения и научения.

Применение элементов программированного обучения в школе многообразно. Это и отработка отдельных учебных действий в со­ответствии с данным алгоритмом, и работа по обучающей про­грамме в компьютерных классах, и особые системы контроля зна­ний и т. д. Почти во всех случаях отмечаются высокие учебные результаты, а при применении ЭВМ—и повышение интереса к

учению.

Главной целью введения программированного обучения явля­ется создание условий для продвижения в учебном материале в соответствии с индивидуальными возможностями каждого учени­ка, обеспечение индивидуального темпа учения. Поэтому особенно ценным оно становится при индивидуализации обучения в классе, работе с отстающими учащимися, которым нужен замедленный темп усвоения нового материала, возврат к ранее пройденному и др. С другой стороны, абсолютизация приемов программирован­ного обучения может привести и к отрицательным результатам, прежде всего к утрате творческих моментов общения учителя в классом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.