Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V.6. Проблемное обучение



Проблемное обучение заключается в создании (организа­ции) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, приня­тии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятель­ности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим' руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей: 1) сформировать у уча­щихся необходимую систему знаний, умений и навыков; 2) достиг-


нуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе реше­ния ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного об­учения—сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся (129, с. 260—261).

Проблемные ситуации. Проблемная ситуация характеризует оп­ределенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания. Условием возниковения проб­лемной ситуации является необходимость в раскрытии нового от­ношения, свойства или способа действия.

Проблемная ситуация в отличие от задачи включает три глав­ных компонента: а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неиз­вестном отношении, способе или условии действия; б) неизвест­ное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной си­туации; в) возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной си­туации (167, с. 33—34).

Отношение ученика к проблемной ситуации. Проблемная ситу­ация, возникающая в учебной деятельности, может вызвать состоя­ние эмоционального подъема, активности школьника, интереса к обучению, адекватной оценки учеником своих интеллектуальных возможностей, а также состояние неудовлетворенности, напряже­ния, трудности, отрицательного отношения к выполнению учебно­го задания, неадекватную самооценку, что в конечном счете может быть одной из причин неуспеваемости школьника.

Противоречивая роль проблемной ситуации в обучении состо­ит в том, что в случае обеспечения внутренних (стимулирующая функция) и внешних (регулирующая функция) условий и средств для разрешения проблемной ситуации она выступает как поло­жительный фактор, но превращается в отрицательный в случае от­сутствия таких условий и средств (сдерживающая и дезоргани­зующая функции).

Проблемная ситуация на слабо подготовленного в теоретиче­ском отношении ученика действует отрицательно, она больше уг­нетает, дезорганизует (если разрешение этой ситуации выходит за пределы его зоны ближайшего развития и учитель не оказывает ему своевременной помощи), в то время как хорошо развитого школьника она, напротив, стимулирует к поиску, активизирует в работе, что соответствует его желанию и стремлению постоянно применять свои знания и умения (256, с. 69—72).


Правила создания проблемных ситуаций. 1. Для создания проб­лемной ситуации перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которо­го учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые зна­ния или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

а) задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми вла­деет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть, составля­ет подлежащую .усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

в) выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответ­ствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествоватьобъяснения?' подлежащего усвоению учебного материала. -,

4. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учеб­ные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т. п.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблем­ной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможно­сти объяснить им те или иные продемонстрированные факты (167, с. 181—183).

Проблемная ситуация и задача. Проблемная ситуация означа­ет,. что в ходе деятельности человек натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное, тревожное и т. д. Возникшая проблемная ситуация переходит затем в осознаваемую человеком задачу. Вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация—это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознаваемое впечатление, как бы сигнализирующее, что что-то не так, что-то не то. Процесс мышления начинается с анализа этой проблемной ситуации. В ре­зультате ее анализа возникает, формулируется задача (проблема) в собственном смысле слова. Возникновение задачи означает, что удалось хотя бы предварительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Исходя из связи и отношений между из­вестным и неизвестным, становится возможным искать и нахо­дить нечто новое, до того скрытое, неизвестное (42, с. 53—54).

Проблемные ситуации в обучении. Первый признак проблем­ной ситуации в обучении состоит в том,'что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика. Ее возникновение должно быть по возмож­ности связано с интересами и предшествующим опытом учащихся.


Наконец, более общая проблемная ситуация должна заключать в себе ряд более частных. Общая проблемная ситуация—пробле­ма—должна распадаться на ряд подпроблем, связанных и выте­кающих одна из другой.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в

учебном процессе:

1. Проблемная ситуация создается тогда, .когда обнаруживает­ся несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2. Проблемные ситуации возникают при необходимости много­образного выбора из систем имеющихся знаний единственно необ­ходимой системы, использование которой только и может обеспе­чить правильное решение предложенной проблемной задачи.

3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями ис­пользования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск пу­тей применения знаний на практике.

4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения за­дачи и практической неосуществимостью или нецелесообразно­стью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического

обоснования.

5. Проблемные ситуации при решении технических задач воз­никают тогда, когда между внешним видом схематических изобра­жений и конструктивным оформлением технического устройства

отсутствует прямое соответствие.

6. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объ­ективно заложенное в принципиальных схемах противоречие меж­ду статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы (129, с. 264—268).

Введение в учебный процесс элементов проблемности повышает активность учащихся, способствует развитию у них познаватель­ных интересов. Тем не менее полностью построить обучение на ос­новах проблемности вряд ли возможно. В большинстве классов собраны учащиеся с разным уровнем подготовки и разными спо­собностями. И если для кого-то проблемное задание оказывается не по силам, т. е. не соответствует их возможностям, оно вносит дезорганизацию в учебную работу. Использование приемов проб­лемного обучения не должно исключать индивидуального обу­чения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.