Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Консультативная переписка



М.Е. Бурно замечает, что пациенты с давних пор сво­ими письмами подсказывали врачам этот психотера­певтический способ. После выхода в свет знаменитых психотерапевтических писем Г.Оштенгейма (см. Бурно, 1987) появилось много аналогичных изданий и научных работ о терапии письмами, особенно в последние годы (см. там оке).

Необходимость введения этой формы психологичес­кой помощи была обусловлена тем, что часто телефон­ное консультирование затрудняется из-за большой заг­рузки «Телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов, решиться же на прямой контакт с психоло­гом, психотерапевтом он не отваживался. К тому же часть клиентов, нуждающихся в психологической помо­щи, зачастую находится в условиях изоляции от обще­ства (например, заключенные, отбывающие наказаниев НТК). Еще одна причина в том, что многие города не имеют собственных служб психологической помощи, и переписка с психологами, психотерапевтами центра является единственной возможностью для них получить психологическую помощь.

В ходе работы мы пришли к мысли, что различные термины — «психотерапевтическое письмо», «психо­терапевтическая переписка», «письменная психологи­ческая помощь», «терапия домашней перепиской с вра­чом» (Бурно, 1987), «терапия письмом» — вносят значи­тельный разнобой, разночтения и разные толкования, не охватывающие всей широты и глубины методики. Исходя из этого предлагаем ввести новое наименова­ние, устраняющее пестроту, а порой и излишнее мно­гословие прежних названий. Мы назвали данный под­ход термином скриботерапия (от лат.: scribio — «писать» и therapia — «лечение»), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотера­певта) на клиента, так и вербальное и невербальное самовыражение клиента.

В наиболее общем виде работу консультанта-психо­лога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, то есть работающего с письмом, можно разделить на два этапа: (1) психодиагностика и (2) консультиро­вание или психотерапия. Коротко остановимся на каж­дом из них.

Опыт, накопленный на сегодняшний день практичес­кой психологией и психотерапией, в том числе опыт на­шего центра, позволяет говорить о следующих диагно­стических возможностях скриботерапии.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психо­диагностическую информацию:

а) подробнейшее изложение истории психологичес­кого страдания, многих побудительных причин, моти­вов, действий разных лиц и т.д. на нескольких листах, а порой и не в одном письме раскрывает проблемы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация. Например, от одной нашей клиентки мы получили в течение месяца 4 пись­ма, подборку стихотворений и несколько рисунков;

б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разоб­раться в проблеме клиента, но и уловить явную пси­хопатологическую симптоматику. Например, один из наших корреспондентов, мужчина преклонного воз­раста, инвалид II группы, живущий в доме инвалидов, жалуется на преследование бывшей сожительницы, которая якобы, занимаясь проституцией, зарабатыва­ет у турков и немцев по 200 долларов и подкупает пьяниц избивать его ("дабы все смеялись надо мной"); подкуплена у нее и милиция, которая его "уберет", а если это произойдет, "то у ней эти гро­бовщики и труп мой не увезут на кладбище, а выбро­сят дорогой". Нет сомнений, что в данном случае можно говорить о паранойяльном синдроме;

в) зачастую в письмах имеются и прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатричес­ких учреждениях.

Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие, на наш взгляд, вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.

Контент-анализ, более приемлемый для исследова­ния писем от группы людей со сходными психологичес­кими проблемами, может быть использован и как вспо­могательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжитель­ная переписка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негатив­ные эмоции, проблемы личности, и замена их на еди­ницы положительного плана может косвенно свиде­тельствовать об эффективности скриботерапии. Ниже приводятся примеры из писем клиентки И., датируемые разными числами*. Письмо от 09.04.93: "Я их достала своим присутствием", "тоска", "очень больно", "потен­циальный суицид". Письмо от 20.05.93: "Все-таки ты для меня довольно часто — врач... Скорей даже не врач, а лекарство. А наше общение своеобразный нар­котик". Письмо от 04.06.93: "Я уже почти справилась с собой..., по Глобе я получилась очень плохая "дочь Луны"... Чуть не расплакалась. А потом подумала: а, по фиг! А зато я "добрая колдунья" и "драгоценная со­беседница"". Письмо от 12.11.93: "Хорошо, что хоро­шо..., радуюсь..., видимо, я научаюсь любить людей. Кто любит, мудр".

Перспективным для скриботерапии представляет­ся и фоносемантический анализ текстов (А.Журавлев, И.Ю.Черепанова).

Как мы уже упоминали выше, второй частью обсуж­даемой методики является консультативное (психоте­рапевтическое) действие, в свою очередь включающее следующие моменты.

Предоставление клиенту обратной связи — подтвер­ждение того, что он обратился именно в ту службу, в которой нуждается, что здесь его поймут, разделят по­стигшие его неприятности, обсудят его проблемы и т.п. Накопленный опыт позволяет выделить несколько кон­кретных приемов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психоло­гическую поддержку.

* Здесь и далее стиль авторов писем сохранен

1) Пересказ—цитирование того, что было написано клиентом.

2) Уточнение — обращение к нему с просьбой что-то дополнить, разъяснить. Например: «Поясните, пожа­луйста, что Вы имели в виду». Здесь возможно исполь­зование 12 вопросов метамодели, типа: «Как?», «Что именно?» и т.п. Скажем, клиент сообщает: «Я не могу рассердиться». Метавопросами здесь могут быть сле­дующие: «Что Вам мешает рассердиться?», «Что слу­чится, если Вы рассердитесь?».

3) Дальнейшее развитие мыслей собеседника — пись­менное изложение подтекста, сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейше­го хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете...»

4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: «Видимо, Вы этим очень огорчены».

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня бес­покоит, что мы с Вами...»

6) Замечания о ходе письменного диалога (при получе­нии повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы».

Эти приемы мало отличаются от тех, что использу­ются в социально-психологическом тренинге и очном консультировании (Макшанов, Хрящева, 1993). Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные, ключевые слова, фразы для выражения отношения кон­сультанта к отдельным частям текста. Широко исполь­зуется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т.п.

Принцип психологической поддержки клиента, обя­зательного предоставления ему обратной связи мы используем и в письмах с запросами на юридическую, врачебную и другую помощь для снятия негативного эмоционального фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого часто следует кон­кретная рекомендация обратиться к соответствующему специалисту (юристу, терапевту и т.п.) с указанием не­скольких конкретных адресов и телефонов.

Если же мы приходим к мысли о необходимости бо­лее глубокой психотерапевтической работы с данным клиентом, то следующим моментом является выбор и применение конкретной психотерапевтической тактики, берущей начало от одного из традиционных психоте­рапевтических направлений: психоаналитического, би­хевиористского или экзистенциально-гуманистического. Впрочем, в последнее время мы все больше склоняем­ся к терапевтическому эклектизму, к синтетическому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкретных техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксальной интенции. Все они извес­тны и поэтому не являются предметом нашего обсуж­дения.

Стоит обратить внимание и на некоторые специфи­ческие особенности, отличающие консультативно-пси­хотерапевтическое письмо от письма обычного или делового. Мы считаем, что письмо в обязательном по­рядке должно писаться от руки, а не печататься, напри­мер, на машинке — это делает контакт между клиентом и консультантом более доверительным и близким. Важ­ным является черновой вариант письма, который кон­сультант (психотерапевт) может прочитать и внести необходимые коррективы. Черновик также дает возмож­ность вспомнить уже написанное при получении по­вторного письма.

Использование скриботерапии (консультативно-психотерапевтической переписки) в работе социально-психологических центров чрезвычайно перспективно, так как расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможнос­тей. Тем не менее скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методика имеет и ряд ограни­чений:

1. Дистантность помощи во многих случаях затруд­няет диагностику, не позволяет опереться на невербаль­ные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность по­ведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки затрудняется реф­лексия консультантом (психотерапевтом) своих соб­ственных действий; часто он остается вообще без ка­кой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия вра­ча или психолога.

Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к лицу.

Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.