Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стадии психологического консультирования



Психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко просле­живается в основном методе психологического консуль­тирования — интервью.

Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview — беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью — способ по­лучения социально-психологической информации с по­мощью устного опроса.

Различают 2 вида интервью: свободное (не регламен­тированное темой и формой беседы) и стандартизован­ное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопроса­ми). Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осозна­ния респондентом (опрашиваемым) его действий:

а) респондент знает, почему он поступил или посту­пит так, а не иначе;

б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;

в) интервьюер ставит целью получить симптомати­ческую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.

Та или иная ситуация определяет применение раз­ных методов интервью. В первом случае достаточно ис пользовать упорядоченный, строго направленный воп­росник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интер­вьюера в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются интервью диагно­стическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое. Под первым понимается получение ин­формации о свойствах личности на ранних этапах пси­хотерапии,под вторым — терапевтическая беседапри оказании психологической помощи (Психология: Сло­варь, 1990. С. 145—146),

Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, неже­ли обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.

В литературе обычно приводится "пятишаговая" по­этапная модель процесса консультативного интервью:

1 этап — это установление контакта и ориентирова­ние клиента на работу;

2 — сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";

3 — осознание желаемого результата, ответ на воп­рос: "Чего Вы хотите добиться?";

4 — выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";

5 этап интервью — это обобщение психологом в фор­ме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя "Искусство психоло­гического консультирования" (М., 1994) процесс кон­сультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.

Р.Мэй пишет: "Итак, контакт с клиентом установ­лен, достигнут раппорт и начинается главная часть

встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее поло­жение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования" (там же. С. 79).

Следующую главу книги Р.Мэй начинает со слов: "Рассмотрим последнюю фазу консультирования — трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса" (там же. С. 92). Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:

1) установление контакта с клиентом (раппорт);

2) исповедь; ? 3) толкование;

4) трансформация личности.

Сходного по содержанию описания стадий консуль­тирования придерживается и Г.Хэмбли:

"Первая цель любого консультирования — это уста­новление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близо­сти... После того, как установлен раппорт путем хоро­шего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование... Установив отношения доверия ... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояс­нить проблему, рассмотрев реальность и обсудив воз­можные подходы ... на следующем этапе процесса кон­сультирования мы должны подтолкнуть его предпри­нять какие-то соответствующие действия" (Хэмбли, 1992. С. 14—22).

Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следую­щие стадии:

1) установление отношений доверия (возникновениераппорта, чувства близости путем выслушивания ирефлексии); 2) исследование (анализ чувств и прояснение пробле­мы);

3) решение о соответствующем действии (вывод). Не умножая далее число примеров описания стадий консультативного процесса, представим названные

подходы в единой таблице 6:

Таблица 6

Г.ХЭМБЛИ   Р.МЭЙ   Г.С.АБРАМОВА   В.Ю.МЕНОВЩИКОВ  
Установление отношений доверия (раппорт )   Установление контакта (раппорта)   Установление контакта   Установление контакта (первичная диагностика)  
Исследование   Чтение характера   Сбор информации   Исследование и осознание задачи (вторичная диагностика)  
—   Исповедь и толкование результата   Осознание желаемого   Перебор гипотез  
Решение (выводы)   Трансформа­ция личности   Выработка альтернативных решений   Решение  
        Обобщение резюме, переход от обучения к действию   Выход из контакта  

 

Таким образом, мы ограничим наше дальнейшее опи­сание консультативного процесса четырьмя стадиями.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.