Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общепсихологические основы



Теоретические основы психологического консуль­тирования следует искать прежде всего в работах по ис­следованию мышления, так как потребность в мышлении как таковом возникает, когда в ходе жизни перед челове­ком появляется новая цель, новые обстоятельства и усло­вия деятельности, а старые средства и способы дея­тельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать новые способы, средства дос­тижения целей и удовлетворения потребностей. Такие си­туации и называются проблемными, а именно в подоб­ных обстоятельствах и возникает потребность в психоло­гическом консультировании.

Проблемная ситуация означает, что в ходе дея­тельности человек натолкнулся на что-либо непонятное, неизвестное. Мышление преобразует проблемную ситу­ацию в осознаваемую человеком задачу, начиная с анали­за проблемы. В ходе решения задачи мышление особен­но отчетливо выступает как процесс.

Теперь коротко остановимся на этапах мыслительного процесса. Обычно в работах по исследованию мышления прослеживается 4 таких этапа:

1. Осознание задачи.

2. Предварительная ориентировка в ее условиях.

3. Выдвижение и перебор гипотез.

4. Решение.

Нередким является также объединение 1 и 2 этапов в этап нахождения задачи и ее формулирования, а также добавление еще одного этапа — проверки решения.

Рассматривая в дальнейшем психологическое кон­сультирование как процесс, нетрудно заметить, что его этапы во многом повторяют этапы мыслительного про­цесса, и эта закономерность отнюдь не случайна. Проил­люстрируем сказанное (см. табл. 5):

Таблица 5

Взаимосвязь этапов психологического консультирова­ния с этапами мышления очевидна. Однако нет сомнений и в том, что общетеоретические основания консультиро­вания лежат также в сфере изучения эмоций. Чрезвычай­но важен взгляд на эмоциональную сторону проблемы клиента — переживание им проблемной ситуации.

Представляет несомненный интерес и эмоциональный вклад в процесс консультирования человека, находящего­ся в противоположной позиции — консультанта. Имеет­ся в виду возможность такого эмоционального феноме­на, как эмпатия, то есть сопереживание ситуации.

На первый взгляд, чрезвычайно заманчиво было бы построить здесь простую оппозицию типа мышление— эмоция (разум—чувство, решение задачи—переживание, рациональное—идеальное и т.п.). Но простота построе­ния обманчива. Неверен был бы, вероятно, и путь пост­роения оппозиции типа: консультирование—психотера­пия, на том основании, что первое имеет более рацио­нальную основу, а второе — эмоциональную. Хотя мы и не исключаем некий перевес роли факторов второго пла­на (то есть эмоциональных) в ситуации психотерапевти­ческой.

Еще одна оппозиция, которая представляется ве­роятной — это противопоставление типа проблемная ситуация — критическая ситуация.Последняя в психо­логической литературе обычно определяется как си­туация невозможности, то есть такая ситуация, в которой объект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни — мотивов, стрем­лений, ценностей и пр. (Василюк, 1984),

Критические жизненные ситуации описываются в по­нятиях стресса (дистресса), фрустрации, конфликта и кризиса. Именно они порождают необходимость в пере­живании, так как объективно просто нерешаемы (нельзя, например, воскресить умершего супруга и т.п.). Следует учесть, что переживание является процессом, категори­ей более крупной и общей, нежели эмоция. Ф.Е.Василюк наглядно объясняет участие в работе переживания раз­личных психических процессов, перефразируя фрейдовскую "театральную" метафору: "В спектаклях пережива­ния занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания, то есть ра­боты по разрешению неразрешимой ситуации. В этой роли часто выступают эмоциональные процессы. ...Одна­ко ... эмоция не обладает никакой прерогативой на ис­полнение главной роли в реализации переживания. Ос­новным исполнителем может стать и восприятие (в раз нообразных феноменах "перцептивной защиты"), и мыш­ление (случаи "рационализации своих побуждений", так называемая "интеллектуальная переработка травмирую­щих событий"), и внимание ("защитное переключение внимания на посторонние травмирующему событию мо­менты"), и другие психические функции (Василюк, 1984). Психика человека — не отдельные психические функ­ции и не механическая их сумма, а следовательно кон­сультанту необходимо достаточно интегрированное зна­ние как о закономерностях, раскрываемых общей психо­логией, так и о вкладе других направлений психолого-психотерапевтической науки и практики.

2.2. Вклад различных теоретических ориентаций

Интересное экспериментальное исследование, касаю­щееся того, какими теориями пользуются в своей работе психологи-практики, и насколько они это осознают, про­ведено А.Ф.Бондаренко (1993). Предметом этого иссле­дования служил когнитивный аспект профессиональной идентификации психолога, а контролируемыми перемен­ными — степень структурированности знания, соот­ветствующего той или иной психотерапевтической пара­дигме. Подтвердилось предположение, что "достижение адекватной профессиональной идентичности психолога, психотерапевта снижает тревожность, повышает лично­стный потенциал".

В исследовании участвовало 46 психологов, со стажем практической работы от 1 года до 20 лет, в том числе 18 зарубежных психологов (из США, Англии, Германии). Данные обрабатывались путем кластер-анализа. Было получено 11 четко очерченных кластеров. Из них наибо­лее мощными явились следующие:

- эклектика;

- гештальт-терапия;

- роджеровская личностно ориентированнаяпсихоте­рапия;

- поведенческая психотерапия;

- не знаю.

Менее однородными и более слабыми явилиськлас­теры:

- экзистенциальная психотерапия;

- транзактный анализ;

- адлеровская психотерапия;

- рационально-эмотивная психотерапия. Наиболее слабым оказался кластер "психоанализ". "Психотерапия здравым смыслом" вообще не выделилась в отдельный кластер. Это, по-видимому, происходит по причине редкого использования соответствующих психо­техник. Автор статьи считает, что отсутствие профессио­нальных знаний, эклектизм в работе создают личностный дискомфорт, затрудняющий путь профессионального са­моопределения отечественного психолога-практика. Отечественным психологам приходится адаптироваться не к той парадигме, которая соответствует личности того или иного психолога, а довольствоваться доступными направлениями и техниками работы.

Аргументом в пользу данного утверждения служит исследование семантического содержания кластеров: "эк­лектика" и "не знаю". Оказалось, что первый состоит из высказываний отечественных психологов приблизитель­но на 80%, а последний — на все 100% (Бондаренко,1993).

Следует заметить, что эклектика в отечественной пси­хотерапии не так уж плоха, как может показаться на пер­вый взгляд. По утверждению некоторых современных исследователей, американские учебные психотерапевти­ческие институты выпускают неэффективных психотера­певтов. Такое критическое отношение вызвано тем, что программы подготовки в основном фокусируются на обу­чении теориям и методам определенных школ психотера­пии, оставляя вне поля внимания формирование фунда­ментальных личностных качеств, необходимых для эффективной психотерапии. Несмотря на притязания прак­тически каждой из школ на универсализм, существует множество данных, свидетельствующих о том, что мето­ды той или иной психотерапевтической школы дейст­венны лишь в отношении специфического контингента пациентов (клиентов). Это и определяет наметившееся движение в сторону именно психотерапевтического эк­лектизма. Рассматривая психологическое консультирова­ние в качестве начального этапа психотерапии, мы склон­ны встать на позиции консультативного эклектизма и продемонстрировать в данном разделе не описательные характеристики и методы каждого из ведущих направле­ний современной психологии, а те элементы каждой те­ории, которые не противоречат эклектизму. Более того, они вносят ценный вклад в понимание консультативно-психотерапевтического действия на всех его этапах.

Не отходя далеко от традиционной схемы, кратко рас­смотрим вклады трех основных теоретических ориента­ции современной психологии: глубинной психологии, бихевиоризма и гуманистического направления.

Глубинная психология(психодинамическое на­правление), как известно, представлена на сегодня пси­хоанализом З.Фрейда и множеством его модификаций, над которыми потрудились А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни и другие.

Психоанализ как таковой является сложным методом, требующим и солидной подготовки лица, его проводяще­го, и длительного времени, а следовательно, ни о каком "психоаналитическом консультировании" (с использова­нием анализа сновидений, сопротивления и т.д.) не может быть и речи. И если психолог занялся этим, то перестал быть консультантом, так как встал на позицию психотера­певта, взял на себя большую долю ответственности за клиента, занялся переструктурированием личности.

Однако все вышесказанное не значит, что следует от­казаться от ряда открытий, сделанных глубинной психологией, и не учитывать их в работе консультанта (как и психотерапевта иной ориентации).

Кратко остановимся на важнейших из них. Рабочий альянс — это рациональные взаимоотноше­ния между пациентом и аналитиком, дающие возмож­ность пациенту целеустремленно работать в аналитичес­кой ситуации.

В применении к консультативной ситуации не вы­зывает сомнения, что способность клиента сформировать относительно рациональные, "десексуализированные, лишенные агрессии взаимоотношения" с консультантом является необходимым условием существования консуль­тации как таковой. Другими словами, если нет "рабоче­го альянса", то есть психотерапия, но нет консультирова­ния, так как невозможно консультировать человека, пре­исполненного к вам чувством сексуальной любви, либо готового разорвать вас на части.

Сопротивление — означает своеобразную оппозицию. Оно включает все силы пациента, противодействующие процедурам и процессам психоанализа.

Сами психоаналитики признают, что данный феномен присутствует и в иных формах психотерапии. Некоторые методы имеют целью усиление сопротивления, другие — пытаются обойти его, например, путем внушения и т.д. Сопротивление проявляется по-разному: клиент может молчать, его замечания сухи, скучны и невыразительны, либо он избегает определенной темы, опаздывает и т.д. В консультативной практике обнаружение выраженного сопротивления скорее всего является показанием для бо­лее глубинных форм психологической помощи.

Родственным сопротивлению термином является за­щита.В психоаналитической ситуации защиты проявля­ются как сопротивления. Классификация же сопротивле­ний при более тщательном знакомстве с психоаналити­ческой литературой оказывается столь обширна, что нам остается лишь отослать читателя к работам Р.Гринсона, У.Лазара и др. (Гринсон, 1994; Лазар, Зонпенберг, Урса-но, 1992).

Перенос — это особый тип отношений, главной харак­теристикой которого является переживание некоторых чувств по отношению к личности, в действительности об­ращенных к другой личности. В сущности, на личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого.

Перенос может переживаться как чувства, побуж­дения, страхи, фантазии, отношения, идеи или защиты против них. Реакции переноса могут возникать наряду с реальными отношениями и в консультативной ситуации, и их выраженность также может служить критерием при­менения той или иной формы психологического воздей­ствия.

Известно разделение переноса на позитивный и нега­тивный.

Позитивный перенос является коротким названием для описания реакций, состоящих преимущественно из любви в любой ее форме или из любых ее раз­новидностей. (Например: нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т.п.).

Подчеркнем, что несексуальные, неромантические, мягкие формы любви способствуют формированию рабо­чего альянса.

Термин "негативный перенос" используется для обо­значения чувств, основанных на ненависти в любой из ее многочисленных форм. Он может быть выражен как гнев, враждебность, недоверие, антипатия, нелюбовь, негодо­вание, горечь, зависть, неприязнь, презрение, раздраже­ние и т.д. Негативный перенос резко ухудшает консуль­тативную ситуацию, переводит ее в ситуацию психотера­певтическую, либо полностью разрушает всякую ситуацию взаимодействия клиента и консультанта.

Следует упомянуть и такое понятие, как "контрпере­нос" — это те же чувства (любви, ненависти и т.п.), но выражаемые не клиентом, а консультантом по отноше­нию к клиенту.

Бихевиоризм.Исторически это направление идет от работ Д.Уотсона и Б.Скиннера, к которым позднее присоединились Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл и др. Среди ряда идей и процедур бихевиоризма, безусловно, есть такие, которые по содержанию совпадают с консультативными действиями. Так, бихевиористы, как правило, выясняют причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих поведение клиента; совместно с клиентом выбираются достижимые для него цели, пере­числяются альтернативы, формулируется конкретный план действий на будущее.

Психолог-бихевиорист действует и как консультант-эксперт, давая клиенту готовые рецепты для решения раз­личных ситуаций.

Гуманистическая психология.Гуманистическое, или экзистенциально-гуманистическое, направление в психо­логии развивалось К.Роджерсом, А.Маслоу, Г.Олпортом. Основная концепция психотерапии Карла Роджерса была создана на основе многочасового "наивного" слу­шания записей бесед терапевтов с клиентами и на осно­ве его собственных чувств, возникавших при общении с

людьми.

К.Роджерс описывает свои чувства следующим обра­зом:

"Я испытываю наслаждение, когда по-настоящему слышу человека. Когда я оказываюсь способным дей­ствительно услышать другого человека, я соприкасаюсь с ним, и.это обогащает мою жизнь..."

"Мне нравится, чтобы меня слышали". "Я могу под­твердить, что когда Вы чем-то расстроены, и кто-то по-настоящему слышит Вас, не оценивая, не принимая на себя ответственность за вас, не пытаясь изменить вас, то ощущение от этого чертовски хорошее! Когда меня слу­шали и когда меня услышали, я в состоянии по-новому воспринять свой мир и продолжить путь".

"Я знаю также ... как это тяжело, когда вас принима­ют за человека, которым вы не являетесь, или когда слы­шат то, чего вы не говорили... Я страшно расстраиваюсь и замыкаюсь в себе, если я пытаюсь выразить что-то глу­боко мое, личное, какую-то часть моего собственного, внутреннего мира, а другой человек меня не понимает...

Итак, для меня очень важно в отношениях с людьми слушание — творческое, активное, чувствительное, точ­ное, эмпатическое, не судящее" (Роджерс, 1980).

К.Роджерс выдвигает 4 условия, способствующие про­цессу психотерапии:

1. Терапевт должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент волен говорить и действовать, не опасаясь осуж­дения.

2. Необходима эмпатия, то есть терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события так­же, как их переживает сам клиент.

3. Аутентичность, которую терапевт должен доказать, отказавшись от маски "профессионала" и т.п., того, что может разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащей в основе терапии.

4. Терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его про­блем. Ему нужно только выслушать его и всего-навсего выполнять функции зеркала, отражающего мысли и эмо­ции клиента, и формулировать их по-новому.

Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.

Согласно К.Роджерсу, именно в результате реали­стического представления о самом себе, человек при­обретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается. Клиент сам определяет, достиг ли он в результате те­рапии желаемых целей, в любую минуту он может пре­кратить терапию или решить продолжать ее дальше. По­этому иногда терапия ограничивается всего несколькими сеансами (Годфруа, 1992).

2.3. Механизмы психологического воздействия

В приведенном выше материале мы находим разные точки зрения как на суть психологических проблем чело­века, так и на пути их разрешения.

Руководствуясь многочисленными теориями, пси­хологи-консультанты и психотерапевты воздействуют на клиента (пациента). Как бы ни объяснялось это воздей­ствие, в исследованиях по эффективности психотерапии практически доказано, что, во-первых, эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и лично­сти психотерапевта, во-вторых, во всех видах психотера­пии действуют одни и те же факторы:

а) установление особого контакта между психоте­рапевтом и пациентом;

б) ослабление напряженности на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с психотерапевтом;

в) расширение репертуара когнитивных схем;

г) изменение поведения пациента за счет нового эмо­ционального опыта, полученного в общении с психотера­певтом;

д) приобретение социальных навыков на модели пове­дения психотерапевта;

е) убеждение и внушение, явное или скрытое;

ж) усвоенное или осознанное отношение к новым фор­мам поведения, осуществляемое при эмоциональной под­держке со стороны психотерапевта (см. Цеткин, 1992).

Считая психологическое консультирование начальным этапом психотерапии, мы вполне можем перенести дан­ные Дж.Мармора (изложенные там же) и на консультативный процесс. Более того, можно говорить об общих механизмах психологического воздействия человека на человека, имеющих место в таких отраслях человечес­кого взаимодействия, как консультирование и психотера­пия,

Обратившись к работам социальных психологов, мы обнаруживаем описание вариантов такого психологического воздействия:

1) заражение;

2) внушение;

3) убеждение;

Подражание.

Первый из вариантов психологического воздейст­вия — заражение — с давних пор исследовался как ос­новной способ воздействия, определенным образом ин­тегрирующий большие массы людей (особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.).

Заражениеможно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным пси­хологическим состояниям, проявляющимся не через осознанное принятие какой-либо информации или образ­цов поведения, а через передачу определенного эмоцио­нального состояния.

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаим­ного усиления эмоционального воздействия общающих­ся людей. Индивид здесь не испытывает организованно­го давления, но бессознательно усваивает образцы чье­го-то поведения, лишь подчиняясь ему. Мы считаем, что феномен заражения возникает и при взаимодействии двух людей, в частности клиента и консультанта. Например, во время эмпатического выслушивания "исповеди" клиента. Внушение представляет собой особый вид воздей­ствия, а именно: целенаправленное, неаргументиро­ванное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс переда­чи информации, основанной на ее некритическом воспри­ятии.

Феномен внушения, суггестия, как социально-психо­логическое явление обладает глубокой спецификой, по­этому правомерно говорить об особом явлении — "соци­альной суггестии".

Заражение и внушениеимеют определенные отличия. При заражении осуществляется сопереживание боль­шой массой людей или диадой общего психологического состояния. Внушение же не предлагает такого "равен­ства" в сопереживании идентичных эмоций. Следователь­но, внушение — персонифицированное, активное воздей­ствие одного человека на другого или на группу. Внуше­ние, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении кроме речевого воздействия используют­ся и иные средства (восклицания, ритмы и пр.)

Внушениеотличается и от убеждения. В.М. Бехтерев показал, что внушение непосредственно вызывает опре­деленное психологическое состояние, не нуждаясь в до­казательствах и логике. Убеждение же построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. В случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим ин­формацию самостоятельно.

Следовательно, убеждение — преимущественно ин­теллектуальное, а внушение — преимущественно эмо­ционально-волевое воздействие.

В последнем из вариантов психологического воз­действия — подражании — осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого по­ведения Различают несколько видов подражания:

— логическое и внелогическое;

— внутреннее и внешнее;

— подражание-мода и подражание-обычай;

— подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому (Андреева, 1988).

В процессе психологического консультирования, по-видимому, проявляются все вышеназванные механизмы воздействия, Например, на первой стадии консультирова­ния существенен механизм эмоционального заражения. На второй и третьей стадиях — механизмы внушения, убеждения и подражания. Благодаря действию данных механизмов возникают феномены расширения репертуа­ра когнитивных схем, изменения поведения, обучения навыкам и т.п.

Таким образом, в консультировании, как и в психо­терапии, действуют сходные факторы, определяемые об­щими механизмами психологического воздействия.

2.4. Модель "картины мира" и ее значение в консультативно-психотерапевтической практике

Модель картины мира — репрезентация нашего опы­та мира. Являясь личной моделью "реальности", она своя, отличная от других у каждого человека в зависимо­сти от неврологической конституции, а также от социаль­ного и индивидуального опыта (Пуселик, Люис, 1995).

Можно говорить о том, что мы постоянно отделены от мира вне нас. Сенсорные входы преобразуются в элект­рохимические импульсы по мере их передачи в централь­ную нервную систему. Следовательно, мы воспринимаем не реальность, а скорее неврологическую модель реаль­ности. Из-за сходства в неврологических механизмах каждого из нас мы можем иметь и сходный опыт. Этот факт в сочетании с совместным социальным и культур­ным опытом дает возможность создать совместные мо­дели, образующие основу наших социальных структур.

Язык — это основной пример такой модели. Однако нет универсальной репрезентации опыта, а также никакой единой модели мира, точно подходящей для каждого

(там же).

Сказанное имеет самое прямое отношение к консуль­тативно-психотерапевтической практике.

Оказывается, то, что может казаться "серым" кон­сультанту, является "коричневым" в восприятии клиента. И это было бы небольшой проблемой, если бы не суще­ствовало социальных и индивидуальных фильтров, кото­рые являются вторым и третьим уровнями в построении "картины мира". Основным примером социальных огра­ничений является язык. Язык кодирует воспринимаемые феномены в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь выделить смысл из опыта. Например, эскимосы имеют семьдесят различных слов для выражения понятия "снег", потому что это в значительной мере способству­ет выживанию культуры эскимосов. Все развитие лично­сти отражает широкое общество, в котором живет чело­век, — общественные институты, традиции, ценности,

идеи и т.д.

Социальные правила образуют определенные границы между тем, во что мы верим, как в возможное и невоз­можное, хорошее и плохое, подходящее и неподходящее и т.д. (там же. С. 31).

Можно сказать, что картина мира в этом смысле скла­дывается из ряда "мифологических систем". Конечно, "миф" здесь понимается не как ложь и выдумка, но как некий способ структурирования и осмысления действи­тельности (Цапкин, 1992).

Каким бы ни был концептуальный подход, кон­сультант-психотерапевт неминуемо сталкивается с про­блемой представления клиенту собственной концепции психотерапии, с введением некой единой системы поня­тий, однозначной "мифологии", известной и терапевту и клиенту. Термин "психотерапевтический миф" уже давно употребляется в западной психологии. Под мифом пони­мают специально сформулированные для клиента психо­логические знания, объясняющие суть проблемы и про­цесс лечения. И хотя в литературе подвергается критике так называемая индоктринация, то есть навязывание те­рапевтом клиенту тех или иных концептуальных идей в результате жесткой установки, вызывающей сопротив­ление клиента и мешающей психотерапевтическому про­цессу, ненамеренная индоктринация обязательно присут­ствует в любой психотерапии. Более того, практически всегда клиент, окончив лечение, усваивает теорию психо­терапии, предъявляемую ему терапевтом (Огинская, Ра­зин, 1991. С. 10).

Тем не менее все было бы достаточно просто и ясно, если бы клиент представлял собой некую "tabula rasa". На деле же клиент, как правило, приходит к консультан­ту-психотерапевту со своей "мифологией". У него есть не только свой "самодиагноз", но и нередко цельная интраконцепция его страдания и соответствующая ей форма избавления от него.

Точнее будет сказать, что в психотерапевтическом про­цессе скрещиваются пути как минимум трех ми­фологических систем: профессиональной мифологии психотерапевта и личностных мифологий пациента (кли­ента) и психотерапевта (Цапкин, 1992. С. 28). Причем со­временная российская действительность такова, что ин-траконцепции клиентов, как и массовое сознание в це­лом, содержат большую, разнородную, во многом противоречивую массу идей, взглядов, представлений и иллюзий. В этом мутном потоке совершенно неудиви­тельно всплывание на поверхность различных концепций представителей "оккультной" психотерапии и других "це­лителей" человеческой души.

Изучение рынка психотерапевтических услуг, прове­денное московским врачом-психотерапевтом Н.Н.Нарицыным (1994), показало, что примерно 60% представителей "оккультной" психотерапии — это люди, прослы­шавшие о будто бы больших заработках психотерапевтов и в целях личной наживы объявившие себя биоэнерготерапевтами, магами, колдунами, экстрасенса­ми, целителями, а также "психологами" и "врачами". Как правило, это вполне здоровые психически, предприимчи­вые граждане, умело жонглирующие наукообразными фразами...

Еще примерно 30% таких "психотерапевтов" сами на­ходятся за гранью психопатологии. К сожалению, есть и группа врачей и психологов, потерявших, видимо, веру в возможность выжить в условиях "смутного времени". Отчаявшись, они пытаются на свои профессиональные знания напустить туман оккультизма. И плодятся сочета­ния типа: "врач-энерготерапевт", "врач-экстрасенс, ма­гистр оккультных наук", "маг-психолог" и т.п. (Нарицын,1994. С. 177).

В последнее время заметна еще одна тенденция — появление (а точнее возрождение) христианской пси­хотерапии, в том числе и уход отдельных врачей в хрис­тианство, пересечение религии и психотерапии {Каган,1993. С. 31).

Крайне распространенными стали и различные вос­точные философско-религиозные концепции (йогизм, дзен-буддизм и т.п.), широко предлагающие исцеление души и тела.

Гораздо ближе к мистицизму, чем к науке, несмотря на проникновение в серьезные психологические журналы, по-прежнему стоит парапсихология, но и она берется за лечение страждущих. Предложение же и спрос всегда были сторонами одной медали. Личностно-профессиональная мифология "помогающих" — лишь обо­ротная сторона личностной мифологии ищущих помощи. Тем более, что наше время дало возможность вчерашне­му клиенту сегодня назвать себя "терапевтом" или "кон­сультантом". Не умножая далее количество примеров, допытаемся классифицировать концепции, формирую­щие, составляющие мифологию клиента нашего времени. В современной России выделяется по меньшей мере семь основных "мифов о помощи" (интраконцепций, ми­фологий клиента):

— житейский;

— философский;

— религиозный;

— оккультный;

— медицинский;

— психологический;

— псевдонаучный.

Естественно, что каждый из них может быть разбит еще на ряд "подмифов", на которых мы пока не будем останавливаться.

Каждую интраконцепцию (миф) можно описать с по­мощью ряда постоянных характеристик. В наиболее об­щем виде таких характеристик только две: во-первых, это ответ клиента на вопрос: "Что со мной происходит?", его представление о природе страдания, другими словами, формулировка вторичной потребности, часто следующей за блокировкой первичной потребности (в безопасности, любви и т.д.); во-вторых, это имя субъекта, избавляющего от страдания, указывающего путь к избавлению, по сути — имя субъекта, удовлетворяющего потребность.

Используя данные константы, кратко опишем каждый из семи вышеназванных мифов.

Итак, житейский миф.Формулировка потребности в данном мифе часто заключается в такой фразе: "Мне ну­жен совет..." или "Мне нужно выговориться...". Субъек­том же, удовлетворяющим эту потребность, может быть в зависимости от ориентации клиента или обстоятельств друг, мудрый сосед (внесемейный подмиф), либо родите­ли, супруг (супруга) (семейный подмиф), а иногда и слу­чайный вагонный попутчик.

В философском мифеформулировка потребности может звучать так: "Я не понимаю чего-то в жизни...

нуждаюсь в объяснении...". При более материалисти­ческой, рациональной ориентации клиента субъектом мифа становится ученый (западный подмиф) или объект, приобретающий значение субъекта — книга, журнал, то есть по сути то же философское знание, фиксированное в языке, слове (письменном, печатном). При более идеа­листической, эмоциональной ориентации клиента субъек­том скорее становится некий гуру-учитель (восточный

подмиф).

Религиозный мифпредставляется клиентом в таких конструкциях: "Я нуждаюсь в вере... меня наказал Бог... спасение в Боге". Субъект же мифа здесь может быть как индивидуальным (священнослужитель), так и коллектив­ным (община, религиозное общество). Кстати, здесь чаще, чем в других мифах, возможно существование ир­реального субъекта мифа, "прямой" контакт с субъектом, избавляющим от страдания, но не представленным в ре­альности.

В оккультном (мистическом) мифеязыковая кон­струкция может быть следующей: "Меня сглазили... на­слали порчу...". Субъектом же, избавляющим от "сглаза", естественно становится колдун, знахарь, ясновидящий и

т.п.

Во многом медицинский подход,особенно касаю­щийся не органических, а так называемых функ­циональных нарушений, также мифологизирован. Клиент заявляет себе: "Я болен..." и требует врача (врачебный подмиф) или целителя (подмиф народного целительства).

В психологическом мифеформулировка потребности звучит примерно следующим образом: "У меня психоло­гическая проблема...", соответственно нужен психолог, который может в ней разобраться.

Псевдонаучный мифсам по себе крайне неодноро­ден, однако наиболее мощными его ветвями являются, пожалуй, парапсихология и астрология. Соответственно страдание объясняется в биоэнергетических, сенсорных и иных псевдонаучных терминах, либо "проще": "Сегод­ня неблагоприятное расположение звезд... Марс вошел в Луну" и т.п.

Конечно, все интраконцепции клиентов нашего време­ни не могут быть строго изолированными и зачастую пересекаются и объединяются. К тому же к ним немину­емо начинают примыкать и более материальные вещи — социальная, правовая и иные виды помощи.

Следует добавить, что индивидуальные ограничения также сказываются на построении определенной карти­ны мира человека, на формировании его системы веры и ценностей (Пуселик, Люис, 1995. С. 34). В частности, на представлении (мифе) о помощи. Индивидуальные огра­ничения являются непосредственным результатом лично­го опыта, частью личностной истории.

Так, некто, оказавшийся в минуту личной драмы ря­дом со священнослужителем (колдуном и т.д.), оказав­шим ему непосредственную помощь, вряд ли в следую­щую минуту душевного разлада примется искать психо­лога-консультанта. Часть его картины мира, касающаяся представления об избавлении от душевного страдания, уже построена. И это не хорошо и не плохо. Это всего лишь означает, что психологическое консультирование, если оно хочет быть востребовано, должно быть пред­ставлено как в социальной жизни, так и в индивидуаль­ном опыте.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.