Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные конструкты и техники РЭТ-терапии



Эллис и его рационально-эмоциональная терапия делаетставку больше на мысли, чем на чувства. С этой точки зрения люди часто становятся жертвами искаженных, иррациональных паттернов мышления. Сохраняя оптимистический взгляд на человека, Эллис тем не менее подвергает критике гуманистиче­ский подход как слишком мягкий, как неспособный противо­стоять “саморазрушению, которое есть результат запутанного и иррационального мышления”. Задача РЭТ-терапевта — исправить способы мышления и избавить людей от иррациональных идей.

Может, самое важное изобретение Эллиса — это его АВС-терапия личности. Далее мы покажем применение АВС-терапии на практике. Этот метод состоит в следующем:

А — Объективные факты, события, поступки, с которыми сталкивается человек.

В — Убеждения человека относительно А.

С — Эмоциональные последствия, или что личность чувст­вует по отношению к А.

Люди склонны считать, что А вызывает С (т. е. факты вызы­вают последствия). Эллис считает такую формулу наивной — в ней не отражено то, что мысли людей определяют их чувства к событию. Используя АВС-анализ, получаем для нашего интер­вью следующее:

А — Объективный факт возможности стать гомосексуали­стом.

В — Клиент верит, что стать гомосексуалистом плохо, по­этому...

С — Как эмоциональное следствие, клиент ощущает чувство вины, страх, негативную самооценку.

В данном случае клиент замыкается на В и думает: “Если я гомосексуалист — я плохой. Таким образом...” Цель Эллиса — сокрушить эти убеждения. Именно то, как клиент думает о го­мосексуализме, вызывает тревогу и беспокойство, а не объек­тивные факты ситуации. Есть много людей гомосексуальных и гетеросексуальных, которые считают, что гомосексуальность – приемлемая альтернатива, и они не приходят к заключению С, которое сделал этот клиент. Эллис в данном случае оспаривает логику клиента: “Если бы я был гомосексуалистом, то был бы законченным дерьмом”. Споря с иррациональностью в логике клиента, он показывает, что А вызывает С. Оспаривается не само убеждение, а необоснованность убеждения, которое ведет к алогичности. Данная терапия стремится больше изменить образ мыслей, чем само поведение.

В каком-то смысле АВС-теория — это ядро теории Эллиса. Мы понимаем, что нас тревожат не события, а то, как мы дума­ем о них. Теория Эллиса сродни логотерапии Франкла (1973) и другим гуманистическим терапиям, которые сфокусированы именно на том, как клиент представляет себе мир. Франкл, к примеру, пережил ужасы нацистских лагерей и рассказал нам, что выжил благодаря способности верить в некоторые вещи, найти всегда что-то позитивное. Вера более важна для выжива­ния, чем объективные факты.

Вам не раз встретятся клиенты, изрекающие такие иррацио­нальные утверждения: “Если я не сдам этот курс, то это будет конец света”. “Так как мои родители были ко мне жестоки в детстве, то я ничем не смогу себе помочь”. “Так как экономика обостряет нехватку работы, то я не вижу смысла в жизни”, “У меня ничего нет, потому что все забрали богатые”. Все эти ут­верждения в чем-то правильные, но все это примеры “бес­помощного” мышления, когда в результате иррационального мышления А вызывает С. Вот пять иррациональных идей, кото­рые часто можно встретить в нашем обществе. Список можно расширить, но вам важнее уметь распознать иррациональное мышление какие бы формы оно не принимало.

1. Необходимо, чтобы тебя любили и одобряли все важные люди вокруг. “Если он (она) меня не любит, то это ужасно”.

2. Чтобы стать человеком стоящим, я должен быть очень компетентным и отвечать всем требованиям. “Если я не достиг цели, то это моя вина”.

3. Некоторые люди плохи и должны быть наказаны за это. “Если он (она) сделал это для меня, то я должен ответить тем же”.

4. Лучше уклоняться от трудностей и уходить от ответствен­ности. “Ничего не изменится, если я не сделаю этого, людям все равно”.

5. Ужасно, если вещи не там, где им положено быть. “Разве не ужасно, если в доме не убрано”.

(Эллис, 1967)

Терапевт всегда должен быть готов к тому, что ему придется столкнуться с иррациональным мышлением, а обнаружив его, он должен немедленно начать с ним работу. РЭТ-психологи по-разному дозируют применение микротехник, но Эллис использует большое количество открытых и закрытых вопросов, директив, интерпретаций, советов и мнений. Пересказ и отражение чувств не играет заметной роли в его терапии. Иногда он переходит к так называемой инструкторской модели, когда он ак­тивно учит клиента как думать. Эта модель дополняется заданием домашней работы, где клиенты должны опробовать на практике полученные навыки и доложить об этом. Эллис часто дает клиентам записи на дом, чтобы они могли дома просмотреть их.

В основе РЭТ лежит конфронтация — прямой разбор инконгруэтностей и противоречий в мышлении и поведении кли­ента. Запись беседы показывает, что Эллис сразу, незамедли­тельно атакует противоречия иррационального мышления. Он начинает это без детального полного анализа всего случая. Воз­можно, именно в этой прямоте заключается секрет популярно­сти его метода. Когда клиент научился понимать логику лично­сти, то он достаточно вооружен, чтобы справиться с другими проблемами без помощи терапевта. РЭТ — это терапия по характеру психообразовательная, для нее характерна демифологизация процесса психологической помощи, клиенту открыто говорят, что важно в этом процессе.

Задача РЭТ-психолога — освободить клиента от иррационального мышления, но существует и параллельная позитивная задача — научить клиента новому мышлению, которое удовлетворительно работало бы в каждодневной жизни. Например, еще недостаточно помочь клиенту избавиться от иррационального страха гомосексуальности. Надо чтобы клиент мог испытать новую систему убеждений и действий на работоспособность и коррективность. РЭТ-терапевты не навязывают и не оспаривают какой-то жизненный стиль и систему убеждений — напротив они открыты для любой альтернативы. Но они требуют, чтобы система убеждений была рациональна и работоспособна. В приведенном случае гомосексуального беспокойства при осознанном выборе клиента психолог поддержал бы любую альтернативу — и принятие гомосексуального образа жизни, и переход к гетеросексуальности. Главное — логичность и рациональное системы убеждений клиента.

Попытка синтеза бихевиоризма и РЭТ была предпринята Ланже и Якубовским (1976), которые на основе двух подходов разработали модель тренировки настойчивости. В предложенной ими модели необходимо: 1) определить ситуацию, где совершенно необходима настойчивость (см. гл. 9); 2) дополняя методами РЭТ-терапии, выявить те иррациональные убеждения, которые вызывают недостаток настойчивости; 3) определить права и желания человека в ситуации, требующей настойчивости. В данном случае одновременно решается две задачи: первое - клиент обучается ситуационным навыкам поведения и второе - раскрывается система убеждений, лежащая в основе поведения. Соедине­ние мышления и поведения ведет к более эффективной настой­чивости и к обобщению опыта на другие ситуации.

Если говорить коротко, то РЭТ — это терапия действия. Психолог активен, часто прибегает к конфронтации. Темп интер­вью высокий, количество бесед невелико, ставка делается на вопло­щение полученных идей в повседневную жизнь. В этом смысле РЭТ — чисто “американская” терапия со своим прагматизмом и желанием, чтобы все “заработало” быстро и эффективно.

 

Таблица 11.1

УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Главным в этом методе является умение выявить и понять иррациональные идеи клиента. Наше общество приучило нас не обращать внимания на многие иррацио­нальные идеи, которые мы ежедневно слышим, поэтому надо научиться слушать людей и применять АВС-анализ к их высказываниям. Следующее руководство помо­жет вам за 1—2 недели овладеть начальными принципами РЭТ.

1. В течение трех дней посвятите свое время выслушиванию иррациональных идей. Заметив иррациональную идею у приятеля, у клерка, у члена семьи, просто перескажите ему же эту идею без каких-либо комментариев или оценок. К примеру, вы услышите “Инфляция такая высокая, что невозможно свести концы с концами” или “У меня ужасные дети, я должно быть плохая мать”. Составьте список иррацио­нальных идей, которые вы пересказали. Вы заметите, что факты, события как-то связаны с определенными высказываниями, мыслями, поступками этих людей. Но не обязательно эта связь носит логический характер.

2. Научившись выслушивать иррациональные идеи, вы наберете двадцать самых интересных утверждений и примените к ним АВС-анализ (письменно). Например, фразу “У меня плохие дети, я должно быть плохая мать” разложите так:

А. Объективный факт. Дети плохо вели себя в магазине, разрушив пирамиду из консервных банок.

В. Личностные убеждения. Дети, которые разбрасывают товары в магазине — плохие. “Если бы я была хорошей матерью, мои дети так бы не поступили”. Поэтому…

С. Эмоциональное следствие. Мать чувствует себя плохой, у нее чувство вины за детей.

Продолжайте практиковаться в АВС-анализе.

3. Попробуйте выявить собственные иррациональные идеи и подвергните их АВС-анализу. Затем попросите приятеля, у которого вы отметили иррациональные идеи, сесть с вами рядом и детально объяснить их. Объясните ему АВС-схему и поработайте над иррациональной идеей, классифицируя паттерны мышления. Попробуйте это упражнение с другими людьми, которые согласны поделиться с вами своими мыслями.

4. В качестве последнего шага попробуйте свои способности к АВС-анализу в ролевой консультации. Задайте клиенту “проблему”, которая выражается в виде иррациональной идеи, почерпнутой из ваших наблюдений. Затем, используя имею­щийся багаж знаний плюс микротехнику пересказа, попробуйте применить АВС-анализ, взяв на себя роль психолога. Повторите упражнение, пока не будет достигну­та необходимая легкость.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.