Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ К. РОДЖЕРСА



Основное, что занимает Роджерса — это мировосприятие клиента. “Опыт — это реальность” — в этом утверждении явно и неявно присутствует предположение: если я считаю, что что-то случилось, то оно случилось на самом деле. Существует много путей видения мира, бесчисленное количество интерпретаций мира, множество способов воздействия на него. Это в чем-то напоминает теорию “личных конструктов” Джона Келли, но здесь упор делается не на взаимодействие личности и окружения, а на самой личности. Так как мы сталкиваемся с огромным многооб­разием жизни, то опыт каждого и его восприятие мира в чем-то отличаются от опыта другого. Центральная задача психолога— понять мироощущение конкретного клиента. В основе экзистен­циально-гуманистической психологии лежит постоянное стрем­ление понять и ощутить неповторимость каждого клиента.

Трудно переоценить важность этого положения. Если вы хо­тите помочь человеку, то прежде всего надо учесть, каковы его корни, природу его мировосприятия. Карл Роджерс, как никто другой умел очень внимательно, с предельной эмпатией выслу­шать человека. По мере того, как он понимал его, он всегда об­наруживал в нем позитивные, направленные на самоактуализа­цию силы. Приверженцы гуманистических теорий почти всегда способны найти что-то позитивное даже в самом трудном кли­енте. Для иллюстрации приведем следующую историю:

Маленький ребенок нанизывает бусы на шнурок. Пластико­вый конец распался. Ребенок сидит тихо и в течение 15 минут пытается выполнить невыполнимую работу. Затем с криком отчаяния он бросает бусы и шнурок на пол. Его отец только тут изволит обратить на ребенка внимание и шлепает его за “отсутствие терпения”.

В данном случае ребенок действовал целенаправленно, но его восприятие действительности было нереалистичным, задача была нерешаемой, если учесть возраст ребенка и состояние шнурка. Можно считать, что состояние гнева у ребенка было нормальной реакцией на нарастающую фрустрацию.

Более важно рассмотреть здесь позицию отца. Его поведение мы расцениваем как безобразное и нерациональное. Что хоро­шего можно сказать о человеке, который ударил ребенка? Если бы этот отец попал на консультацию к психологу — последова­телю Роджерса, то психолог стал бы вникать во все детали. Ситуацию обязательно обсудили бы с точки зрения эмоциональ­ного фона, и, возможно, отец вспомнил бы другие случаи, когда он терял терпение. Углубленно изучая ситуацию, психолог мог бы узнать, что этот день у отца был трудный и безуспешный, что отец — одинокий родитель, что его самого били в детстве. Такой психолог уделил бы больше внимания переживаниям отца и его непростой жизни, чем самой ситуации. Он подчеркнул бы пози­тивный элемент в поведении отца, стремился бы понять и при­нять негативное поведение. Применив позитивное рассмотре­ние, мы увидим, что поступок отца, шлепнувшего ребенка, та­кой же естественный результат фрустрации, как и у сына. Конечно же такую интерпретацию нет смысла высказывать. Скорее всего, психолог попытается передать отцу веру в то, что тот сможет стать более самоактуализирующимся, если он сдела­ет такой выбор. Интересно сравнить такой подход с приемами психолога-фрейдиста, которого заинтересует, почему отец вел себя так (обычно это сопровождается явным и целенаправлен­ным раскрытием картины детства) и со стилем психолога-бихевиориста, который будет составлять план действий с отцом на случай очередной вспышки гнева.

Точно так же мужья, которые бьют жен, дети, безобразни­чающие в школе, люди, которые занимаются обманом и воров­ством — все они имеют позитивные резервы личности. Если терапевт сможет понять их мировосприятие, то положительные черты сразу проступят. После этого можно ожидать, что пойдет естественный процесс оздоровления, человек изменит свое по­ведение и его восприятие мира получит более позитивную на­правленность.

Для того, чтобы войти в мир клиента, жизненно необходимы навыки внимания и выслушивания (глава III), также, как и ка­чественная эмпатия (глава IV). Предполагается, что, если чело­века понимают и готовы выслушать, он начинает двигаться в нужном направлении.

Важный пункт роджеровской терапии — противоречие меж­ду реальным и идеальным образами Я. Человек хочет видеть себя хорошим и часто теряет реальное представление о себе в попытках представить себя идеальным. Это расхождение между мечтой и реальностью, между самовосприятием и восприятием других ведет к инконгруэнтности. Инконгруэнтность проявляют те состояния, когда человек уже не является самим собой. Отцу, который шлепнул ребенка, не хватает согласованности, и цель терапии — разрешить противоречие между идеальным и реаль­ным Я, уменьшая тем самым напряженность и приводя к само­актуализации.

Роджерс говорит о “необходимых и достаточных условиях изменения личности” и перечисляет шесть главных условий, которые обеспечат позитивное продвижение клиента, независи­мо от теоретической ориентации психолога:

1. “Два человека в психологическом контакте”. Между двумя людьми должны возникнуть взаимоотношения. Роджеровские методы часто называют школой установления взаимоотноше­ний, поскольку все строится на взаимоотношении двух людей.

2. “Для первой стороны — клиента характерно состояние инконгруэнтности и тревожности”. Инконгруэнтностью можно считать расхождение между реальным и идеальным образом Я, она ведет к тревожности, к поведению, которое не удовлетворя­ет ни клиента, ни окружающих. Задача психолога состоит в том, чтобы клиент осознал инконгруэнтность и работал над ней.

3. “Вторая сторона — терапевт — отличается конгруэнтно­стью”. Даже если психолог не является самоактуализирующейся личностью, важно, чтобы он был искренен и аутентичен во вре­мя интервью. Здесь важны понятия искренности и отсутствия смешанных сообщений (глава V). Роджеровская теория более чем другие, озабочена наличием аутентичности в процессе ин­тервью.

4. “Терапевт априорно доброжелательно относится к клиен­ту”. Психолог рассматривает клиента только положительно, не­зависимо от его поведения. Это позволяет клиенту чувствовать, что его принимают, что он чего-то стоит как личность, что он может чувствовать себя безопасно, рассказывая психологу о сво­ей жизни. Важно передать ему ощущение теплоты, уважения и заботы.

5. Чтобы быть по-настоящему внимательным к клиенту, психолог должен сам постоянно расти как личность. Чтобы по­мочь клиенту найти мир в себе, психолог должен ощущать в себе миролюбие.

6. “Психолог точно понимает точку зрения клиента и стре­мится передать ему это ощущение понимания — эмпатии и без­условной расположенности к нему”. Все предыдущие пять усло­вий бесполезны, пока клиент их не воспримет.

Итак, эти шесть достаточных и необходимых условий состав­ляют замкнутый цикл: клиент воспримет эти шесть условий, толь­ко если существуют настоящие отношения, если проявились эмпатия и позитивное понимание, если все условия соблюдаются.

Эти “основные условия” способствовали усиленному изуче­нию процесса психотерапии. Их правомочность подверглась серьезному исследованию, результаты которого приводятся в главе XIII. Карл Роджерс рассматривал сеанс психотерапии как микрокосм человеческого существования, где ставится вопрос “Кто есть Я?” и ответ на этот вопрос исходит не от терапевта, а от внутреннего Я клиента.

Можно принимать или не принимать методы Роджерса, но их влияние на мир психотерапии огромно.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.