Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ



“Мир многообразен, и наши отношения многообразны. То, что многообразно, часто страшит, поскольку не является простым и понятным. Мы предпочитаем забывать, как много возможностей открывается перед нами”.

(Кауфман, 1970)

Экзистенциализм связан с человеческим существованием и безграничными возможностями жизни. Разумеется, точное оп­ределение ключевых понятий “экзистенциализм”, “существова­ние”, “возможности” вряд ли возможно, так как экзистенциа­лизм основан на вере в то, что каждый человек смотрит на мир по-своему и конструирует свою собственную реальность взаимо­действия с этим миром. Мы знаем себя через отношения с дру­гими. Есть некая договоренность, что экзистенциализм изучает человеческое существование в мире. Таким образом, экзистен­циализм занят изучением смысла жизни и нашего места в мире. Философы-экзистенциалисты постоянно ищут ответы на вопро­сы, связанные со знанием: “Что это значит?”, “Почему это про­изошло?”, “Что есть реальность?”

“Процесс принятия решений — это механизм, через который личность постигает значение... Истинные философы-гуманисты рассматривают жизнь, как серию постоянно принимаемых реше­ний, пусть даже и подсознательно. Хотя решения могут разли­чаться по содержанию, в них всегда присутствует две альтерна­тивы: выбор будущего и выбор прошлого”.

(Мадди, 1985)

Как уже отмечалось во второй главе, клиент приходит к вам, чтобы ему помогли принять решение. Одни хотят переписать свою историю (направленность в прошлое). Другие озабочены выбором и изучают разные возможности применительно к бу­дущему.

Грубую, но точную аналогию этому можно обнаружить в старой шутке о различиях между пессимистом и оптимистом:

Два молодых человека наткнулись на кучу навоза. Первый, пессимист, увидев кучу, сказал: “Фу!” Оптимист же немедленно стал копаться в навозе. “Почему ты делаешь это?” — спрашивает первый. — “Потому что, где навоз, там должны быть и пони”.

В многообразии жизненных трудностей и проблем экзистен­циальный гуманист видит хорошую сторону. Вопрос о смысле зависит от того, кто его задает. Гуманистический выбор — без­условно позитивный, направленный в будущее. Гуманизм — это философия, которая облагораживает человека, ее объектом явля­ется человек, делающий выбор и принимающий решения.

Корни экзистенциализма можно проследить от датского фи­лософа Къеркегора, но распространилось это движение после второй мировой войны в связи с работами Сартра (1946, 1956), Камю (1942, 1958), Хайдеггера (1962), Ланга (1967), а также большой плеяды философов, психологов и теологов. Мэй прив­нес экзистенциальную струю в мышление психологов США.

Большую роль в применении на практике многих положе­ний экзистенциализма сыграли Бинсвангер (1958, 1963) и Босс (1958, 1963). Основой концепции экзистенциализма было объяв­лено бытие в мире. Мы живем в мире, воздействуя на него, и он, в свою очередь, влияет на нас. Любая попытка отгородиться от мира приводит к отчуждению. Отчужденность является либо результатом барьеров между людьми, либо результатом неумения сделать выбор в отношениях. Главная задача психотерапии, та­ким образом, — помочь клиенту увидеть себя в отношениях с миром и действовать в соответствии с тем, что он видит.

Чтобы облегчить анализ экзистенциалисты часто разделяют ин­дивида на внутренний слой (сам человек), средний слой (осталь­ные люди) и внешний слой (биологический и физический мир). У личности бывают проблемы отчуждения с одной из этих сфер. Личность может отчуждаться от самой себя, от своего тела, от других людей, от всего мира. Общее направление экзистенци­ального анализа — помочь человеку понять свои связи с миром (со средним и внешним слоем). Изучая мир, личность способна свободно выбирать, а не только быть объектом действия.

Проблема действия вносит, однако, предпосылки для экзи­стенциальной тревоги. Экзистенциальная тревога может быть результатом отчуждения, но может развиться в результате неспо­собности принять решение. Выбор всегда связан с напряжени­ем, потому что, выбирая, мы всегда теряем какие-то альтерна­тивные возможности. Но хотя выбор — всегда болезненная про­цедура, но это все же лучше, чем вечные колебания и сомнения.

Экзистенциальное разрешение — это принятие решения, выбор и соответствующее действие, т. к. это должно облегчать тревожность. Так беспрерывная цепь выборов постоянно снижа­ет тревожность нашего существования в мире. Именно из-за этого повторяющегося и сменяющего друг друга цикла “выбор — тревожность” некоторые экзистенциалисты (такие, как Сартр и Кьеркегор) стали пессимистами. Другие рассматривают пробле­му с благоприятной стороны. Интенциональность — ключевое понятие экзистенциализма: выбор рассматривается как благо­приятная возможность. Интенциональность, как она понимается в этой книге — это экзистенциальная конструкция, утверждаю­щая, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать, что мир также воздействует на него. Интенциональность обеспечи­вает связь с гуманизмом, мировоззрение которого нашло свое полное выражение в работах Карла Роджерса и Мартина Бубера.

“Гуманизм — это любая философия, которая признает цен­ность и достоинство человека, делает его мерой всех вещей”.

(Аббаноко, 1967)

Экзистенциально-гуманистическая традиция признает бес­конечное разнообразие жизненного опыта скорее как благопри­ятную возможность, чем как проблему. Основа этой филосо­фии — ответственность за выбор и интенциональность поступков.

Человек, стоящий на экзистенциально-гуманистических по­зициях, делает осознанный выбор, касающийся того, что являет­ся позитивным в человеческих отношениях. Мартин Бубер гово­рит о важности отношения Я—Ты, в которых другие выступают прежде всего как люди, а не как объекты: “Если кто-то говорит Вы (ты), он устанавливает отношения”.

Интенсиональная личность ищет отношения Я — Tы, а не отношения ЧТО—ЧТО, в которых люди выступают как вещи.

Экзистенциально-гуманистическая традиция простирается от позитивизма Карла Роджерса и Виктора Франкла до героиче­ского негативизма Сартра и Камю. Гештальт-терапия Ф. Перлса представляет собой более жесткий взгляд на реальность, чем у Роджерса и Франкла. Многие концепции психотерапии подвер­жены влиянию этой “третьей силы” — это и бихевиористский гуманизм, и рациональная терапия, и такие новые теории, как феминистская терапия и теория негроидной идентификации.

Приведем в сжатом виде основные положения экзистенци­ально-гуманистической теории:

1. Мы существуем в мире. Наша задача — постичь смысл этого.

2. Мы познаем себя в отношениях с миром, в частности, через отношения с другими людьми.

3. Тревожность есть либо результат отсутствия этих отношений (с самим собой, с другими, с миром в целом), либо от неудач в выборе и в принятии решений.

4. Мы ответственны за то, как мы конструируем мир. Хотя мир есть то, что взаимодействует с нами, но мы решаем, что зна­чит этот мир и именно мы придаем ему упорядоченность.

5. Таким образом, задача терапевта и психолога — как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время при­нятия решения. Однако, некоторые психологи-экзистенциа­листы стремятся сразу поделиться с клиентом своим взглядом на мир.

6. Особая проблема возникает из-за того, что не всегда можно назвать мир осмысленным и гармоничным, и такие экзистенциалисты, как Сартр и Къеркегор часто нахо­дились в плену у мрачных и безрадостных мыслей о мире, полном абсурда и жестокости. Однако же, по мнению гума­нистически мыслящих экзистенциалистов Бубера и Мэя, сам беспорядок и путаница в мире предоставляют нам благопри­ятные возможности для поиска красоты, для личного роста. Так что различия между этими двумя позициями — это во­прос веры. Если человек видит в многообразии возможностей только проблему, то у него возникают проблемы. Человек, который видит в этом благоприятную почву для принятия решений, будет выбирать и действовать в соответствии со своим выбором.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.