Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ



Среди всех видов терапии именно прикладной бихевиоральный анализ в наиболее организованной форме занимается сбо­ром информации о клиенте. Бихевиористская психология осно­вывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов.

В главе II утверждалось, что одна из ваших первых задач — получить общее представление о проблеме клиента. Прикладной бихевиоральный анализ кроме этого требует знания того, как он себя ведет. Для него характерны постоянные усилия понять жизнь клиента как цепь отдельных поступков. В этом его серь­езное отличие от теории и методов фрейдизма, которые меньше уделяют внимания поверхностному поведению и ищут объясне­ния в вещах, лежащих под видимыми поступками. Бихевиорист­ская психология, прагматическая и реалистическая, работает с “тем, что есть”, что можно увидеть в реальном мире, и что мож­но изменить благодаря научному планированию.

Предположим, что ваш клиент в депрессии, жалуется на тоску. По психодинамической теории вы можете искать корни такой тоски, а согласно когнитивной или гуманистической терапии вам надо изменить представления клиента о мире. В от­личии от них, бихевиористская терапия, особенно прикладной бихевиоральный анализ ставит задачу определить, что конкретно пациент “делает” и когда он (она) чувствует себя подавленным:

Психолог: Вы говорите, что ощущаете депрессию. Можете ли вы рассказать поконкретнее, что вы при этом делаете?

Клиент: Ну, я много плачу. Иногда нет никакого желания вылезать из постели. Все время чувствую тоску.

Психолог: А что чувствует ваше тело ?

Клиент: Скованность и разбитость — как будто внутри бьют ма­ленькие молоточки. Мне бывает так плохо, что я не могу спать.

Эти два вопроса прояснили для психолога поведение, свя­занное с депрессией. Слезы, нежелание покидать постель, чув­ство скованности, отсутствие сна — все это “операции”, которые можно увидеть, измерить, сосчитать. Чувство тоски, однако, это нечто неясное и требуется операционализация предложения “Я чувствую тоску”, что могут дать следующие более конкретные изыскания.

Психолог: Только что вы сказали, что все время чувствуете тоску. Могли бы вы развить это положение?.

Клиент: Я часто плачу и едва могу передвигаться. Моя жена говорит, что я только жалуюсь.

Психолог: Итак, тоска для вас — это слезы и затрудненные движе­ния... много жалоб... вы также чувствуете скованность и молоточки внутри вас... Так, кажется, вы говорили?

В приведенном отрывке психолог связывает расплывчатое чувство тоски с более конкретными действиями — операциями, о которых говорил клиент.

Цель операционализации поведения — это перевести неяс­ные слова в объективные, наблюдаемые действия. Практически все психологи-бихевиористы стремятся к такой конкретике в интер­вью, считая, что проще работать с конкретным поведением, чем с нечеткими понятиями, вроде депрессии или тоски. Ключом к операционализации поведения может служить простой вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, и осязать понятия, которые употребляет мой клиент?” Клиент может говорить о желании большей теплоты во взаимоотношениях, но терапевт-бихевиорист не может видеть, чувствовать, слышать или прикоснуться к “теплоте”, но он имеет возможность операционализировать все это в терминах интонации, прикосновений и некоторых вер­бальных предложений. (Хотелось бы, чтобы моя жена чаще при­касалась ко мне и побольше говорила мне ласковых слов”.)

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Поведение индивида напрямую связано со стимулами его окружения. Вторая задача психолога-бихевиориста — понять, как клиент ведет себя в “естественном окружении”. Анализ в рамках бихевиористского направления идет по трехчленной формуле: 1) предыстория, 2) результирующий поступок, 3) по­следствия данного поведения. Вот, например, как психолог интересуется тем, что предшествовало поступку, какой поступок имел место и каков его результат.

Психолог: Итак, насколько я понял, вы в депрессии, вы испытываете чувство усталости и скованности. Можете ли вы привести кон­кретный пример ситуации, где вы чувствовали себя подобным обра­зом? Я хочу знать, что именно происходит перед тем, как вами ов­ладели эти чувства и что получается в результате. Для начала рас­скажите мне о последнем схожем случае.

Клиент: Это произошло вчера... (вздыхает). Я вернулся домой с рабо­ты и чувствовал себя хорошо. Когда я зашел, Бонни не было дома и я сел почитать.

Психолог: (прерывая) Какова ваша реакция на то, что жены не было дома?

Клиент: Я слегка разочарован, но немного. Я просто присел.

Психолог: Продолжайте.

Клиент: Через полчаса пришла жена и прошла мимо... Я поздоровался, но она была сердита на меня с прошлого вечера, когда у нас был спор. Смешно, но я чувствую облегчение после того, как мы поспорили...

Психолог: Что случилось дальше?

Клиент. Я попытался с ней заговорить, но она не отвечала. Примерно через 10 минут мне стало очень грустно и тоскливо. Я пошел в свою комнату и прилег до ужина. Перед ужином жена зашла ко мне и сказал, что она очень сожалеет, но депрессия не уменьшилась.

Психолог: Давайте попробуем выстроить последовательность собы­тий. Вы вернулись домой в хорошем настроении, но вашей жены не было дома, а затем она не реагировала на ваши слова, так как была сердита. Вы пытались добиться от нее ответа, но безуспешно (предшествующее событие), затем вы почувствовали тоску, пошли в комнату и легли (результирующее действие), она еще некоторое вре­мя продолжала все игнорировать, затем она пришла к вам, а вы иг­норировали ее (последствия). Картина похожа на то, о чем вы мне раньше рассказывали: 1) вы что-то пытались сделать, 2) она не реагирует, 3) вы обескуражены, появляется чувство депрессии — иногда даже слезы и 4) она приходит к вам извиняться, но вы ее от­вергаете.

Устанавливая функциональные причинно-следственные свя­зи, психолог приходит к пониманию последовательности собы­тий, лежащих в основе внешнего поведения клиента. Исходя из этой функциональной картины, возможно разработать бихевиоральную программу изменения картины событий. Вообще гово­ря, только те люди, которые обращают на нас внимание, способны поощрять наше поведение. Но одного внимания явно недостаточно, чтобы помочь человеку в нем разобраться.

Картина внимания особенно важна для понимания челове­ческих отношений. В приведенном случае можно отметить, что жена обращает внимание на мужа только тогда, когда он в де­прессии. Если бы она уделяла ему внимание, когда он к ней обращался, то картина его депрессии выглядела бы не так без­надежно. Стоит отметить, что со своей стороны муж тоже не обращает внимания на жену, когда та заходит в спальню. Он игнорирует ее и тем самым усугубляет картину взаимного отсут­ствия поощрений. Каждый человек способен разорвать сложив­шийся замкнутый круг предшествующих условий, поступков и последствий. Цель любого функционального анализа — разо­браться в системе поощрений для личности или пары людей. Особенно важны здесь внимание и одобрение. Однако деньги, еда, материальные и иные ценности— это не все предметы функционального анализа. Важны и другие социальные возна­граждения, такие, как улыбка, привязанность, признание. Нель­зя забывать о наказаниях. Игнорирование человека является одним из болезненных наказаний.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.