Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОЦЕНКА КЛИЕНТА - РЕЗЮМЕ



Исследуя клиента и его потребности, психолог или терапевт может руководствоваться пятиэтапным планом оценки, который

был разработан Дж. Келли и несколько адаптирован авторами книги. Кроме того, здесь идет речь о трех направлениях, кото­рые дополняют уже обсуждавшуюся в главе V пятишаговую мо­дель интервью.

1. В чем проблема клиента? (относится ко 2-й стадии пяти­этапной модели интервью.)

Та проблема, с которой клиент пришел на консультацию, не обязательно должна быть в центре внимания. Необходима сба­лансированность между непосредственными нуждами клиента и требованиями к более глубокому взгляду на вещи со стороны клиента.

Для разработки проблемы полезно прибегнуть к методам журналистов и задать вопросы типа: Кто ваш клиент? Что слу­чилось? Когда случилось? Где? Как клиент реагирует на пробле­му? Почему это случилось?

Очень важно для правильной оценки понимать, на какой стадии жизни находится клиент, каковы его конкретные ресур­сы развития, кризисы развития, которые лежат в основе его проблем?

2.Какие конструкции образуют мировоззрение клиента? (ста­дия 1 и 2 в течение всего интервью.)

То, что клиент думает о проблеме, может оказаться гораздо важнее самой проблемы. Язык, который он использует, для опи­сания своего мира, дает вам в руки ключ к системе личных конструкций. (Конструкции — это предложения или группы предложений, которые мы используем для описания и структурирования мира.)

Тест “хранилище” — это объективный инструмент, который был разработан Келли для изучения того, как клиент организует пространство межличностных отношений. Сравнивая фигуры значимых для клиента людей, вы можете составить список ключевых личных конструкций. Так же возможно составить представление о личных конструкциях клиента и психолога, анали­зируя обычные ежедневные беседы или интервью. Еще один способ построения оценки — психологические тесты.

Жесткие конструкции — те, которые дают излишне фиксированную картину мира, а для слишком свободных конструкций характерно отсутствие организации и концентрации внимания. Желательными считаются восприимчивые конструкции, которые обладают достаточной гибкостью и направленностью. Понятие восприимчивых конструкций тесно связано с понятием интенциально мыслящего индивида.

Большинство теорий, описанных в книге — это набор кон­струкций, созданных профессионалами. Хотя эти конструкции имеют под собой жизненную основу, все-таки желательно под­бирать ту систему, которая бы гармонировала с конструкциями клиента.

3. В каком окружении (ситуация, среда) находится клиент?(стадии 2,3,5).

Личность есть продукт окружения, и окружение есть резуль­тат деятельности личности. Невозможно рассматривать индиви­да вне его взаимодействия со средой. Перечислены семь ключе­вых факторов: личность, пол, семья, этнос, место проживания, класс и культура — главные факторы окружения. Знание семей­ных обстоятельств и культурной принадлежности совершенно необходимо для правильной оценки индивида.

Особое внимание следует обратить на влияние окружающей среды. Отмечалось, что семейная атмосфера чаще, чем индиви­дуальный выбор, влияет на профориентацию. Несбалансирован­ное разделение власти и богатства в обществе было названо символическим насилием в обществе. После оценки клиента у психолога появляется несколько возможных путей лечения. Тут важно понять контекст ситуации и окружения, понять, как кли­ент воспринимает этот контекст и выяснить: способно ли понимание этого клиента стать частью процесса психологической помощи. Кроме того, у психолога остается возможность прямого воздействия на окружение, как дополнение к индивидуальному консультированию.

4. Какими теориями и конструкциями руководствуется психолог?

Психолог для клиента — элемент окружения. Окружение может быть либо деструктивным, либо способствующим его росту. Поэтому важно, чтобы психолог понимал собственную систему конструкций, историю своей среды и их потенциальное воздействие на клиента. Слишком жесткая приверженность одной теории и собственным конструкциям может привести к тому, что психолог не слышит клиента, не может оценить его своеобразного взгляда на мир и сознательно или неосознанно навязывает клиенту свое мировоззрение.

Так что, чтобы оценить клиента, психолог должен в первую очередь уметь оценивать себя и свое воздействие на клиента.

6.Что следует делать? (стадия 3, 4, 5)

Полная оценка требует перейти к действиям. Уже имея огромное количество фактов, психолог должен решить, какое же действие предпринять. Кроме индивидуального консультирования у психолога есть возможность проведения семейной терапии, тренинга социальных навыков или даже действия в окру­жении клиента.

Интенциальность тесно связана с восприимчивыми конструкциями по терминологии Кэлли. Можно сказать, что оценка производится для того, чтобы обнаружить некие зоны, где отсутствует интенциональность. Затем вырабатывается программа, которая помогает личности разнообразить формы своего пове­дения.

Кардинальный вопрос — “Какая техника терапии нужна, для какого человека, в какое время, при каких условиях?” Ответ на этот вопрос пока недоступен. Однако можно построить план бесед, основанный на пятишаговой модели интервью и использовать эти рамки для разбора личных сложностей процесса оценки.

 

КАКАЯ ТЕРАПИЯ, ДЛЯ КОГО, КОГДА,

ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ?

Пока психологи и психотерапевты долго и громко спорили о самой эффективной терапии, появилась точка зрения, что многие способы ведения консультаций в равной мере эффективны. Хотя для конкретного клиента некоторые методы более эффективны, чем другие. Прежде чем приступить к лечению, психотерапевт должен понять мир клиента. В некоторых случаях существующая теория будет для клиента бесценной. Но далеко не всегда наши предварительные соображения о том, что ему лучше подходит, окажутся верными.

Итак, важно, чтобы вы побольше знали о методах (те кон­цепции, что изложены в этом разделе) и о психологической тео­рии (это будет во второй части книги). Вооружившись солидным знанием методов, зная альтернативные направления, вы сможете выбрать наиболее эффективный путь консультирования. Если ваш подход не сработает, вы сможете сменить подход и технику, чтобы подстроиться под конкретного клиента. Довольно часто сеанс консультирования заканчивается потому, что клиент еще “не дозрел до оказания помощи”. Но скорее это свидетельствует о том, что психолог не смог оценить ситуацию и реализовать другой подход.

На протяжении всей книги, вопрос “Какая терапия...?” все­гда будет стоять перед вами. Поскольку теория и исследования в этой области только начинаются, вы должны каждый раз решать вопрос самостоятельно и внимательно следить за реакцией кли­ента на ваши действия.

Популярный ведущий Маршалл Мак-Дуган известен своим умением направить разговор в нужное русло. Когда дискуссия по предложенной теме идет плохо, он говорит: “Вам не нравится эта тема? Давайте возьмем другую”. Точно так же, если вашему клиенту не нравится ваша идея, техника или теория, то вам следует развить другую, которую он, может быть, будет готов вос­принять.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Прочитав эту главу, вы должны уметь:

1. Продемонстрировать понимание личности и окружения. Люди живут в окружении, которое воздействует на них, а они воздействуют на него. Моделью для анализа этого взаимо­действия могут быть семь ключевых направлений. Отмечено, что эти компоненты не только воздействуют на индивида, но и спо­собны к взаимовлиянию, в результате чего клиент, приходящий на консультацию, всегда чем-то отличается от других.

2. Осознавать, что психолог является частью окружения клиента. Вы, человек, помогающий другим, имеете собственную историю взаимодействия со средой. Во время интервью вы ста­новитесь для клиента элементом его окружения. Слишком жест­кая приверженность системе собственных конструкций может привести к тому, что вы начинаете подавлять клиента, вместо того, чтобы установить обычные отношения двух личностей, которые могут научиться друг у друга.

3. Уметь дать определение закону экономики Келли в лечении и диагностике. В этой главе поднимаются многие задачи терапевтического процесса. Стараясь полностью понять индивидуальность клиента, психолог может пропустить главные проблемы. Келли утверждает, что самый простой способ решить, что тревожит личность — это спросить его об этом прямо и действовать в соответствии со сказанным.

4. Показать элементарное понимание психологии личных конструкций. Келли утверждает, что разные люди по-разному конструируют мир, благодаря неповторимости своей истории. Эффективная оценка, и, как следствие ее, эффективная терапия требуют понимания мировоззрения клиента. Понятие личных конструкций, выдвинутое Келли, тесно смыкается с понятием интенциальности, о котором шла речь.

5. Уметь дать эффективную оценку клиента, состоящую из пяти этапов. Это: 1) определение проблемы клиента, 2) изучение личных конструкций клиента, 3) определение ключевых факторов окружения клиента, 4) понимание своих собственных теорий и конструкций, которые привносит психолог в процесс интервью, 5) определение оптимального направления действий, исходя из полученных фактов. Подчеркивается, что правильный выбор тактики лечения зависит от глубокого понимания клиента и верной оценки его. 1

6. Понимать сущность вопроса “Какая разновидность терапии, для какого клиента, когда, при каких обстоятельствах...?” У клиентов могут быть разные проблемы, заботы, у каждого есть своя история взаимодействия с окружением. Поэтому психолог должен иметь на вооружении не один подход, а несколько — чтобы соответствовать разнообразным потребностям клиентов.

7. Уметь дать определение и правильно использовать основ­ные термины данной главы:

Взаимодействие личность — окружение; П=ƒ(Л,0); семь факторов Роббертса; самоисполняющееся пророчество; личная система конструкций; тест “хранилище”; взаимодействие среды и семьи; символическое насилие; построение плана лечения.


 

 

ГЛАВА VII

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.