Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные тенденции в развитии права



 

На этом общефилософском фоне рассмотрим некоторые конкретные тенденции в развитии права в современном мире.

Структурные изменения в производственных отношениях современных наиболее экономически развитых зарубежных стран, основанные на достижениях научно-технической рево­люции, обусловили важные изменения в праве. Этот процесс продолжается и поныне. В нем просматриваются следующие основные тенденции.

1. Размывание грани между публичным и частным правом. Особенно наглядно этот процесс прослеживается в англосак­сонском праве, в котором, как известно, четкого размежевания не сложилось исторически. Пружиной такого развития права является усиление государственного регулирования производ­ства, финансов и торговли, превратившееся и существенный фактор обеспечения стабильности экономики. Проявляется это размывание во вторжении в сферу гражданского и торгового права императивных норм административного права.

2. Стремление к межгосударственной унификации националь­ных норм гражданского и торгового права. Движущей силой этой тенденции является количественное и качественное расшире­ние международных экономических связей. Разумеется, для полной унификации еще далеко. Многие национальные разли­чия в праве и, тем более, различия между континентальной и англосаксонской семьями права еще сохраняются.

3. Формирование новых отраслей права. Из сферы граждан­скою права, в частности, выделились такие новые отрасли пра­ва как трудовое и социальное право, семейное, наследственное и т. д.

Речь идет о трансформации основных институтов граждан­ского права, их демократизации, большей степени учета инте­ресов общества в целом, создания новых механизмов правового регулирования.

4. Изменение источников права. Структурные изменения в праве повлияли на его источники. Во Франции, Германии, Ита­лии и других странах Европы, где доминирующим источником являются закон, подзаконные акты, а само право унифицирова­но, важную роль стала играть судебная практика (при формаль­но сохранившемся принципе решение имеет законную силу только для дела, по которому оно вынесено); но суды низшей инстанции в большей степени, чем раньше, стали руководство­ваться решениями высших судов по аналогичной категории дел.

В странах англосаксонского права, где судебный прецедент играет исключительную роль, возросла роль законов и подза­конных актов.

Унификация источников наглядно конкретизировалась в международных соглашениях, обязательных в странах, их под­писавших, а также в распространении модельных проектов ти­повых нормативных актов, которые принимаются отдельными странами в качестве национальных законов.

5. Демократизация статуса физических лиц. Во многих стра­нах мира в области правоспособности утверждается равенство всех граждан без различия национальности, иола, вероиспове­дания перед законом, отменяются почти все ограничения в гра­жданских правомочиях замужних женщин,

В области дееспособности и большинстве стран Запада воз­раст совершеннолетия снижается с 21 до 18 дет. Продолжается гуманизация института опеки и попечительства, системы нака­зания.

6. Активное развитие законодательства о юридических лицах. Основная тенденция здесь — проработка в нормативных актах правового статуса различных организационных структур, имею­щих собственную правосубъектность и имущественную обособ­ленность. При этом сохраняется различие между юридическим лицом частного права и публичного права. Различные банковско-коммерческие, промышленные и другие структуры, созда­ваемые частными лицами, относятся к первому виду, и их ста­тус регулируется нормами гражданского права. Их общая пра­воспособность, т. е. право приобретать и нести гражданские права и обязанности, аналогична правоспособности физиче­ских лиц.

Юридические лица публичного права — это государствен­ные органы, государственные предприятия и организации, го­сударство в целом. Они создаются на основе публично-право­вого акта, имеющего императивный характер. Им присуща пуб­личная природа поставленных перед ними целей, наличие властных правомочий, особый характер членства.

Национальные особенности при этом не являются принци­пиальными, доминирует тенденция к унификации, особенно в законодательстве об акционерных обществах и обществах с ог­раниченной ответственностью. При этом законодатель все больше внимания уделяет акциям, их правовому режиму.

7. Существенная трансформация института собственности. Это связано с научно-технической революцией и коснулось, прежде всего, объектов права собственности. Они увеличились количественно и существенно изменились качественно. При сохранении деления объектов права собственности на «бесте­лесное» и «телесное имущество», а последнего на движимое и недвижимое, произошло расширение перечня «бестелесного имущества»: различные ценные бумаги (облигации, чеки, век­селя, акции и т. п.), а также товарораспределительные доку­менты (накладные, коносаменты и т. д.). Существенно увели­чился объем интеллектуальной собственности. Объектом права на промышленную собственность становится определенная часть технических знаний и практического опыта в области производства, получающая юридическое оформление типа «ноу-хау».

Меняется содержание права собственности на «телесное имущество», и расширяется перечень его объектов, к которому стали причислять различные энергоносители.

Важнейшая трансформация права собственности заключа­ется в том, что оно утрачивает свой абсолютный характер. Речь идет о применении существенных юридических ограни­чений правомочий собственника — принудительных отчужде­ний некоторых видов частной собственности, или обязатель­ного порядка их эксплуатации, или других ограничительных мер. И это. прежде всего, относится к праву собственности на землю. Продолжается начавшееся еще в XIX в. ограниче­ние прав земельных собственников на недра и воздушное пространство. Детально разработан административно-правовой режим производственной эксплуатации недр, предусматри­вающий приобретение у государства концессии на разведку и добычу полезных ископаемых и т. д. Законодательство многих стран признает также возможность компенсированного изъя­тия земли у частных лиц в собственность государства — на­ционализации.

Эти изменения диктуются усложняющейся производствен­но-экономической жизнью общества, необходимостью поддер­жания ее нормального функционирования.

8. Быстрое развитые договорного права. Важные изменения в обязательственном праве, вызванные усложнением современ­ной хозяйственной жизни, в значительной мере связаны с но­вым содержанием договорного права. Это новое содержание заключается в появлении новых видов договоров, обусловлен­ных ростом лицензионных соглашений, отходом от классиче­ских принципов договора: свободы договора, равенства сторон в договоре, его юридической незыблемости и появления законов, призванных защитить интересы лиц, приобретающих то­вары и услуги для личного, семейного использования. Вводи­мое государством лимитирование в распределении многих ви­дов сырья, полуфабрикатов в условиях кризисов также повлияло на порядок заключения и содержания договоров и, прежде всего, договоров поставки. В целом государственное регулирование экономики сопровождалось активным вторже­нием административного права в область гражданского права. Все большее значение во вмешательстве государства приобре­тают меры денежно-кредитною регулирования: бюджет, нало­говая политика, регулирование уровня банковского ссудного процента и т. д. на основе новой нормативной базы.

9. Развитие антимонопольного законодательства. Развитие антимонопольного регулирования во многих странах имеет давнюю историю. Еще в 1890 г. в США был принят Закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные для значительных групп населения результаты экономической деятельности крупных корпораций, включая соглашения меж­ду ними с целью установления монопольных цен на рынке и т. д. Признавалось незаконным особое объединение между ними и прежде всего в виде треста, направленное па монопо­лизацию торговли производства, равно как и на выгодные для треста ограничения (изменения) торговли между штатами или с иностранными предпринимателями. Предусматривались уго­ловно-правовые санкции против нарушителей закона.

В середине XX в. подобные нормативные акты появились и в других экономически развитых странах, составив в конечном итоге особую отрасль права (законы 1947, 1953 гг. в Японии; 1948, 1956/1965 и 1976 гг. в Англии; 1945 и 1986 гг. во Франции и т. д.). В определенной мере они отвечают интересам рядовых потребителей товаров и услуг, а также мелких и средних пред­принимателей.

В настоящее время существуют две основные системы анти­трестовского законодательства: американская и европейская. Первая система юридически запрещает создание объединений с целью монопольного господства в том или ином секторе ры­ночного хозяйства. Вторая основана на юридических проверках деятельности фирм в целях пресечения их злоупотреблений. После образования Европейского экономического сообщества антитрестовское законодательство западноевропейских стран приобрело более унифицированный характер, чем в других регионах мира. Но везде антитрестовское законодательство, осо­бенно ею применение, не является стабильным и, тем более, оно не препятствует возникновению крупных компаний, вклю­чая транснациональные.

10. Существенные изменении в семейном праве. Основные из­менения в семейном праве произошли в последние десятилетия и связаны с существенной демократизаций и гуманизацией важнейших институтов семейного права. Об этом свидетельст­вуют законы 1968 г. (Англия), 1970 г. (США и Франция), 1976 г. (Германия).

Речь идет:

об утверждении юридического равенства супругов в области семейных отношений, включая имущественные отношения ме­жду ними;

об улучшении правового положения внебрачных детей;

о предоставлении замужней женщине права на самостоя­тельный выбор рода своей деятельности;

о распространении двух основных видов правового режима семейного имущества: договорного (на основе брачного кон­тракта) и легального.

11. Решительное вторжение права в трудовое и социальное законодательство. Трудовое право как отрасль появилось толь­ко в XX в., гораздо позднее других отраслей, что объясняется нежеланием предпринимателей связывать себя нормами спе­циального закона, регулирующего трудовые отношения. Толь­ко коллективная борьба трудящихся вынудила их пойти на ус­тупки. В немалой степени этим определяются некоторые черты законодательства по труду большинства экономически разви­тых стран: нестабильность его институтов, частая смена норм как в сторону расширения, так и сужения прав трудящихся; большая роль субъективного фактора при реализации право­вых норм в жизнь. Во многом выполнение трудового законода­тельства в полной мере зависит от силы профсоюзного движе­ния в стране.

Важнейшие достижения трудового права:

восьмичасовой рабочий день;

признание прав профсоюзов;

распространение практики заключения коллективных до­говоров;

легализация права на забастовку и ряда других прав трудя­щихся.

В настоящее время наметилась тенденция к унификации трудового законодательства, что связано с усилением интегра­ционных процессов в мировой экономике.

Во второй половине XX в. в большинстве экономически развитых стран приняты законы о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и но некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные не­сколько облегчить положение семей с низким уровнем зарпла­ты в области медицинского обслуживания, образования и жи­лищного строительства.

12. Усиление демократических и гуманистических начал в уго­ловном праве. В последние десятилетия во многих странах мира усилилась демократическая, прогрессивная тенденция в уголов­ном кране. Речь идет:

об отмене смертной казни;

о замене тюремного заключения выполнением общественно полезных работ;

о замене арестов штрафами;

о более четкой и развернутой, нежели в прошлом, защите прав человека и гражданина;

об усилении уголовной ответственности за преступления, являющиеся особо опасными.

Это терроризм, геноцид, депортация, производство и рас­пространение наркотиков, захват транспортных средств, вымо­гательство (рэкет), различные виды мошенничества, включая компьютерное и некоторые другие.

 

 

к.ю.н., доцент

Бляхман Борис Яковлевич

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.