Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторический прогресс и право



 

Существует ли прогресс в процессе развития права и в чем он заключается? Большинство специалистов исходят из того, что прогресс, конечно же, существует и он связан с тенденциями ис­торического прогресса, проявляющегося в гуманизации общест­венных отношений и в увеличении свободы выбора для индивида.

П. Сорокин, известный российский социолог, еще в 1919 г. выделил несколько критериев прогресса в праве, не потеряв­ших своего значения и поныне. Это:

интересы личности, предполагающие развитие права в инте­ресах личности и ее развития;

правовое равенство личности, исходящее из правового и мо­рального равенства личностей;

количественный рост солидарности и социально-благожела­тельного поведения, учитывающий количество лиц, по адресу которых не допускается совершение злостных и вредных для них поступков, с одной стороны, и интересы которых защища­ются правом — с другой;

качественный рост солидарности и социально-благожела­тельного поведения, оценивающий уровень требований права, предъявляемых людям в отношении взаимно-благожелательно­го поведения;

уменьшение наказаний, характеризующее снижение уровня наказаний и наград, применяемых правом для принуждения членов общества к социально-благожелательному и обществен­но полезному поведению;

качество тех средств, которыми добиваются социально-бла­гожелательного поведения, оценивающих уровень сознательно­сти и чувства долга при выполнении правовых норм.

В трудах многих других правоведов и социологов подчеркива­ется определяющее значение свободы в жизни людей для оценки места и роли права в истории. Прогрессирующий процесс освобо­ждения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это одновременно и правовой прогресс. В этом смысле можно сказать, что всемирная история — это движение ко все большей свободе для все большего числа людей. С точки зре­ния права этот процесс означает, что представители все новых слоев и классов общества признаются формально равными субъ­ектами права. Всеобщий масштаб и равная мера права измеряют и оформляют свободу индивида. Право создает нормативную струк­туру свободы в общественной жизни, се пределы, границы между свободой и несвободой на соответствующей стадии исторического развития, поскольку именно у права есть только ему внутренне присущий, специфический принцип — принцип формального ра­венства. Форма здесь — не внешняя оболочка. Она содержательна и точно выражает суть регулируемых правом отношений — меру свободы индивидов по единому масштабу.

Историческое развитие свободы и прав человека представ­ляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качест­ве формально юридически свободных личностей.

Академик В. С. Нерсесянц в этой связи справедливо указы­вал, что основной закономерностью развития общественных отношений в ходе истории является прогрессивное движение ко все большей свободе и равенству все большего числа людей. Свобода индивида при этом выступает в качестве главного кри­терия и основного итога достижений человеческой цивилиза­ции на соответствующей ступени ее развития.

А поскольку только право с присущими ему всеобщностью, единым масштабом, равной мерой, принципом формального равенства индивидов проводит разграничительную линию меж­ду свободой и произволом, оформляет и нормирует свободу, постольку неуклонно возрастает и его роль в жизни общества. В правовом государстве действия свободных индивидов, неза­висимых друг от друга субъектов, одинаково подчинены требо­ваниям закона. Наиболее высокая ступень свободы в виде все­общего формально-правового равенства людей достигнута в ус­ловиях индустриального общества в XX в.

 

Ценность права

 

В юридической науке проблему ценности права детально разра­ботал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право - это не только необходимость,по и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств — обще­обязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу.

По мнению С.С. Алексеева, право обладает:

социальной ценностью;

инструментальной ценностью;

собственной ценностью.

Социальная ценностьправа заключается в трех моментах:

а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый по­рядокв общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, по­стоянно, неизменно, непрерывно во времени;

б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть оп­ределенности, точностив самом содержании общественных отно­шений. И здесь главная роль принадлежит формальной опреде­ленности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произ­вола и своеволия;

в) право позволяет достичь гарантированного результата,что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценностьозначает, что право:

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и вы­ступает средством решения разнообразных задач, может использо­ваться как инструмент разными субъектами: государством, церко­вью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;

б) является опосредствующим звеномпри реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, мора­ли, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабовповедения и дей­ствий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Инструментальная ценность права раскрывает его служебную рольв обеспечении функционирования других социальных инсти­тутов — государства, социального управления, морали и др.

Собственная ценностьправа состоит в том, что право представ­ляет собой глубинныйэлемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:

1) дать простор для свободы личности посредством предостав­ления людям субъективных прав;

2) добиться активности в поведении и действиях;

3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;

4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а так­же эффективным средством межгосударственного общения, реше­ния планетарных проблем.

Право в разных странах имеет разные формы и содержание, кото­рые чаще всего отражают уровень развития общества, его культуру.

Вместе с тем, представляя собой культурную ценность, право в разных обществах занимает неодинаковое место в системе социаль­ных ценностей. В одних странах право занимает самую верхнюю ступень в иерархии ценностей общества, в других - уступает место религии, а само право играет второстепенную роль (например, в тео­кратических государствах). Поэтому право может служить разным целям, но основное его назначение - служить обществу, человеку.

Таким образом, право обладает уникальной социальной, инстру­ментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий.

Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжест­во высокой нравственности, справедливости, необходимой органи­зованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и право­вой культуре общества и его членов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.