Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Льготы и поощрения как особые разновидности правовых стимулов



 

Среди всех правовых стимулов самыми сильными выступают прежде всего льготы и поощрения.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки.

Во-первых,они сопровождаются более полным удовлетворе­нием интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятель­ности, что обязательно должно осуществляться в рамках общест­венных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, переводит процесс удовлетворения их интересов в более благопри­ятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое рас­ширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качест­ве льготы. Например, увеличение властных полномочий админист­рации в условиях чрезвычайного положения или освобождение ино­странцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвы­чайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необ­ходимостью получения большей маневренности и простора для опе­ративного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобож­дение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государст­ва и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных ка­тегорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по сво­ему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к раз­нобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъ­ективизма и даже злоупотреблений[39].

Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъ­екта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих,правовые льготы выступают правомерными исклю­чениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, должны фик­сироваться на уровне нормативных, а не правоприменительных ак­тов — это важный момент. Запрещение законом предоставлять льго­ты в индивидуальном порядке преследует цель — свести к мини­муму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом про­цессе.

Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства — исключения из общих правил, позволяющие улуч­шать положение субъектов.

Вместе с тем если льгота — правомерное облегчение, то при­вилегия — отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую неправомерное, призванное улучшать положение одних лиц, одновременно ухудшая положение других.

В общественном сознании привилегия ассоциируется с чрез­мерным получением благ "начальниками" (номенклатурой) в обход закона. Привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых под­законных актов.

Властвующая элита зачастую стремится поставить собствен­ные интересы выше общественных, государственных, создать для себя режим наибольшего благоприятствования. Не зря народная поговорка гласит: "Кто у власти, тот и у сласти".

"Чрезмерность улучшения положения субъекта", по сути дела, и дает основание для оценки подобной "разновидности льгот" как неправомерных, нарушающих правовую меру, а значит, и противо­речащих принципам равноправия и справедливости. Поэтому по­нятие "привилегия" используется чаще в негативном смысле. Его далеко не случайно не употребляет в этой связи и законодатель, обозначая данный феномен термином "льгота".

Категорию "льгота" нужно отличать и от понятия "гарантия", которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, на­казания, обязанности, запреты и т. п. Отсюда вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном за­коне "Об основах государственной службы Российской Федерации", принятом 5 июля 1995 г., именно в ст. 15, которая называется "Га­рантии для государственного служащего", закрепляются различ­ные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функцио­нальных обязанностей.

Основная цель льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают эти различные интересы, позволяя ненавязчиво и без давления их удов­летворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характе­ризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т. п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного, против обычного, ежегодного отпуска и т. д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государ­ство, общество.

Правовые льготы, будучи призванными достигать эту основ­ную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функ­ции.

Компенсационныйхарактер правовых льгот состоит в созда­нии хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и соци­альных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенса­ционный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсирующее значение имеют льго­ты, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечест­венной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам[40].

В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имею­щиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т. д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия кон­кретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансо­вое положение.

В последнее время компенсационная функция правовых льгот распространяется и на некоторые новые сферы. Так, в соответст­вии с Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. для потребителя установлены определенные льготы. Напри­мер, согласно ст. 16 "потребители освобождаются от уплаты госу­дарственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав"; согласно ст. 23 потребитель при наличии уважительных причин в одностороннем порядке вправе изменить условия договора о пред­мете и обменять вещь.

Подобные льготы не нарушают одного из основных правил рынка — равенства правового положения сторон, а напротив, обес­печивают его, содействуют реальному осуществлению.

Вместе с тем льготы нельзя полностью отождествлять с ком­пенсациями, ибо в ряде случаев, наряду с компенсационной, они выполняют и стимулирующую функцию:способы побуждать к от­дельным видам общественно полезной деятельности, создавать бла­гоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде все­го налоговые льготы, установленные в целях развития производст­ва, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инве­стиционной деятельности и пр.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юри­дическими средствами, как дозволения, поощрения и т. д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, боль­ше чем у дозволений (субъективных прав и законных интересов), ибо льгота — дополнительная возможность, преимущество, что да­ется "сверх" какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений. Последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Это его основная функция. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей сте­пени осуществляет наряду с компенсационной[41].

Правовое же поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные по­следствия.

Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга — это общепризнанная полезность чьих-либо по­ступков, деятельности; заслужить — означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.

Нередко в самом содержании нормативного либо правоприме­нительного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, что еще раз подчеркивает их далеко не случайную связь. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описа­нии нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установ­лены такие звания, как "Заслуженный деятель науки Российской Федерации", "Заслуженный юрист Российской Федерации" и т. п. В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 июня 1995 г., учреждены государственные награды РФ: орден "За заслуги перед Отечест­вом", орден "За военные заслуги", медаль ордена "За заслуги пе­ред Отечеством''.

Заслуга — это добросовестный правомерный поступок, свя­занный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и высту­пающий основанием для применения поощрения.

Заслуга характеризуется следующими чертами.

а) Она сопряжена с социально-активным поведением, с осуще­ствлением позитивных обязанностей. Речь идет о поступках, не противоречащих юридическим нормам.

б) Это добросовестное отношение лица к своему долгу. "Заслу­га включает не только внешнее, объективное действие, но и внут­реннее, субъективное отношение к порученному делу, характери­зующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта"[42].

в) Заслуга связана со "сверхисполнением" лицом своих обя­занностей либо с достижением им общепризнанного полезного ре­зультата. Как отмечал П. А. Сорокин, подобные "услужные" акты "выходят по своей добровольности" за пределы "обязанности", это "сверхнормальность" или избыток "добродетельности"[43]. В данном случае имеется в виду "отступление" от нормы не "вниз", что явля­ется правонарушением, а "вверх", что выражается в высококачест­венном выполнении обязанностей. "Сверхисполнение" означает по­ведение, воплощающееся в общественно-полезном результате, пре­восходящем по своим масштабам результаты обычных действий. Поощрения устанавливаются за определенные достижения в осу­ществлении предполагаемой модели поведения, за особый вклад, мужество и отвагу, перевыполнение требуемых стандартов, пока­зателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т. д.).

Так, в ст. 13 ("Поощрения государственного служащего") Фе­дерального закона "Об основах государственной службы Россий­ской Федерации" прямо сказано, что "за успешное и добросовест­ное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполне­ние заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения".

г) Заслуга является основанием для применения поощритель­ных мер точно так же, как основанием для применения мер наказа­ния выступают правонарушения. Более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каж­дого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные допол­нительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирую­щем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные дейст­вия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и го­сударства добровольного заслуженного поведения. Поощрение — разновидность одобрения. Если последнее — родовое понятие (бо­лее широкое), то первое — видовое. Для правового поощрения не­обходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характери­стиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

4. Поощрение взаимовыгодно для общества и субъекта, осуще­ствляющего его, сочетает различные интересы, удовлетворяя бла­гоприятными последствиями. Это одно из немногих юридических средств, активно и ненавязчиво "работающее" на общий интерес (корпоративный, государственный, общественный).

5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило, самый действенный. Вместе с тем оно играет и определенную огра­ничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, пре­мия не только побуждает человека к высококачественному и про­изводительному труду путем заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же по­зитивными методами) от антиобщественного, противозаконного по­ведения.

Правовые поощрения выполняют контролирующую, стиму­лирующую, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную функции.Осуществляя функ­цию социального контроля,поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко "уводят" от правоотклоняющегося поведе­ния и одновременно позитивно активизируют субъектов.

Стимулирующая (мотивационная) функция— поощрение по­буждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершению соци­ально ценных творческих действий, превосходящих обычные тре­бования, развивает трудовую и общественно-политическую актив­ность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.

Коммуникативная функция— поощрительные меры симво­лизируют собой определенную юридическую информацию, содер­жат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым способом связи между ними.

С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного по­ведения, публично признает и одобряет его, отражает степень по­лезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения.

Гарантирующая функция — поощрения создают благоприят­ные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств, прежде всего обязан­ностей.

Распределительная функция заключается в том, что, закреп­ляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъ­ектов.

Воспитательная функция— связана с тем, что поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, по­казывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет лю­дей к проявлению инициативы, к творчеству. Тем самым поощре­ние способствует формированию правосознания и высокой право­вой культуры граждан, нравственных качеств личности.

Поощрение важно соотнести с такими понятиями, как возна­граждение и убеждение.

Термин "вознаграждение" в словарях русского языка толку­ется в двух смыслах: как награда и как плата за услуги. Награда выступает составной частью поощрения, государственная же на­града, как сказано в Положении о государственных наградах Рос­сийской Федерации, "является высшей формой поощрения граж­дан..."

Отличие поощрения от платы за услуги (вознаграждения во втором смысле) заключается в том, что если первое применяется за заслуги, то последнее — за услуги, которые тоже являются полез­ными действиями, но вовсе не связаны с превышением обычных требований.

"Поощрение, создавая в сознании отдельных граждан и их коллективов убеждение в правильности и полезности определенно­го варианта поведения, служит в известном смысле средством убе­ждения. Что же касается убеждения, то оно не в состоянии выпол­нить функций поощрения в строгом значении этого слова"[44].

Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета правового регулирова­ния поощрения подразделяются на конституционные (ордена и ме­дали как государственные награды), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почет­ной грамотой) и т. п.; в зависимости от характера — на материаль­ные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознагра­ждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); в зависимости от сферы использования — на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т. д.; в зависимости от применяющих их субъектов — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); в зависимости от содержания — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организацион­ные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штат­ной должности); в зависимости от иерархии — на общефедераль­ные, региональные и локальные; в зависимости от формы связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награжде­ние ценным подарком) и освобождающие от обременении (досроч­ное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в орга­нах внутренних дел)[45].

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.