Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 3. Государство и этнос



Понятие и виды этноса

 

Население нашей планеты столь стремительно развивается и столь разнообразно, что для понимания многих процессов, происходящих на Земле, необходимо, прежде всего, разобраться в существе ряда основополагающих понятий.

В социологии совокупность людей, населяющих Землю, со­вокупность всех конкретных обществ на нашей планете называ­ется человечеством. Человечество представляет собой единый биологический вид. По В. И. Вернадскому, человечество — еди­ное глобальное образование, новая геологическая сила. В то же время не вызывает сомнения и то, что в рамках единого челове­чества можно выделить самые разнообразные человеческие общности.

Самый очевидный объективный критерий деления челове­чества - это разделение людей по физическим признакам. Первые попытки классификации человечества на этой основе делаются в конце XVII в. К. Линней в «Системе природы» (1735) разделил человечество по цвету кожи на четыре разно­видности: европейскую, американскую, азиатскую и африкан­скую. И. Ф. Блуменбах по цвету кожи, форме черепа и виду волос установил разделение на три основные расы и две про­межуточные. Основные расы: 1) белая, или кавказская, 2) жел­тая, или монгольская, к которой он причислял также финские племена, и 3) черная, или эфиопская, к которой относятся все обитатели Южной и Средней Африки. Промежуточные расы: американская (между кавказской и монгольской) и малайская (между кавказской и эфиопской). Рециус (в первой половине XIX в.) разделял людей на длинноголовых (dolichocephali) и широкоголовых (brachycephali), которые, в свою очередь, под­разделялись на прогнатных (рrоgnati — с выступающей вперед челюстью) и ортогнатных (оrtognati - прямочелюстные).

Т. Г. Гексли и Э. Геккель делят человечество по форме волос па курчавоволосых, подразделяющихся на шерстоволосых (негры) и пучковолосых (папуасы, готтентоты), и гладковолосых, подразделяющихся на прямоволосых (монголы, малайцы, аме­риканцы) и волнистоволосых (нубийцы, дравиды, расы Среди­земного моря). Ж. Деникер разделил людей по многим призна­кам (цвету кожи, форме волос, черепа, носа и проч.) на 13 главных рас, содержащих 30 типов.

В новейшее время в пределах человечества различаю! три основные группы рас:

негроидную (экваториальную); европеоидную (европейско-азиатскую); монголоидную (азиатско-американскую). В современной науке — это исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и т. п. При этом подчеркивается, что эти признаки не имеют существенного знамения для жизнедеятельности человека.

Кроме рас в человечестве, несомненно, существуют множе­ство и других общностей, значительно обличающихся друг от друга. К таким общностям, прежде всего надо сгнести народы. Народ -- это определенная группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, ре­лигии, исторического прошлого и т. д.

Одним из важнейших признаков парода является общий язык. Однако легко убедиться, что существуют разные народы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли анг­лийский язык, но англичанами себя не считают. На англий­ском языке говорят англичане, североамериканцы, австралий­цы, новозеландцы; на немецком — немцы, австрийцы, масть швейцарцев и т. д.

Иногда народом называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук, и, прежде всего, этногра­фии, народ — это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобным образом исторически развивающихся кол­лективов. В этом смысле мы говорим, например, «русский па­род» или «узбекский народ», «польский народ», «венгерский парод» и т. д.

Иногда термин «народ» употребляется дли обозначения со­вокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ Российской Федерации, народ Ка­захстана и т. п. Как видим, термин «народ» относится к различ­ным типам общностей, а также выступает как собирательный по отношению к нескольким социально-этническим общно­стям. Неудивительно, что ученые постарались уточнить это по­нятие, сопоставив его с рядом других близких по значению по­нятий. Корневым среди них является понятие «этнос».

Понятие «этнос» охватывает все социально-этнические общ­ности, В то же время следует подчеркнуть, что в науке не суще­ствуют единой точки зрения и на это понятие. В современной этнологии под категорию «этнос» подводится то лингвистиче­ское, то биологическое, то культурное, то политическое осно­вание. Та же ситуация прослеживается и в понимании термина «этничность».

В социологии выделяют три основные точки зрения на эт­нос и этничность.

Согласно одной точки зрения этничность является органич­ным образованием, нацеленным на получение тех или иных преимуществ и выгод. Этничность рассматривается как объек­тивная данность, изначальная характеристика человечества. Этот подход, истоки которого можно найти еще в политиче­ской философии античности, получил «второе рождение» после работ Э. Дюркгейма о групповой солидарности. Последователи такого подхода рассматривают этносы и как социальные, и как кровно-родственные (биологические) сообщества. В этой связи сторонников такого подхода можно разделить па два направле­ния: социобиологическое (например, Л. Н. Гумилев) и эволюционно-историческое (Ю. В. Бромлей и др.).

Сторонники второго подхода, известного как инструменталистский (А. Коэн, Г. Г, Дилигенский и др.). рассматривают этничность как социальный инструмент. Исследователи этого направления объясняют сохранение этнических групп потреб­ностями людей в преодолении отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, потребительских ценностей и прагматизма. Этничность при таком подходе -средство для достижения групповых интересов.

С точки зрения представителей третьего подхода, так назы­ваемых конструктивистов (Э. Геллнер, Б. Андерсон, В. А. Тишков и др.), этничность является социальной конструкцией и не имеет объективных корней. Этнос — искусственное образование, результат целенаправленной деятельности интеллектуаль­ной элиты. Эта конструкция (этничность) передается потенци­альным представителям этноса при помощи различных фено­менов массовой культуры, средств массовой информации, системы образования и воспитания. Те культурные черты, ко­торые элита использует в качестве этнических символов для со­лидаризации общности, достаточно произвольно «выхватыва­ются» из культуры и являются не более чем знаками групповой солидарности.

Каждый из трех подходов обладает определенной системой аргументов в свою пользу. Сохраняя ценное каждого из этих подходов, многие специалисты «этнос» обычно сопоставляют с «нацией», причем этнос тогда трактуется как исторически-при­родный феномен, а нация - как средство для достижения групповых интересов, результат целенаправленной деятельно­сти интеллектуальной элиты.

При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается про­цесс образования этнических общностей. В одних случаях эт­ногенез рассматривают как синоним понятия «происхождение этноса», т. с. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления его самосознания. В других пол терми­ном «этногенез» объединяют происхождение и последующую этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование.

По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этноге­незе как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредо­ванно определяют социальные формы жизни, которые созда­ются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с процес­сом взаимодействия человеческих рас. Практически все извест­ные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и не приобрели единый этноним, т. е. его самоназвание.

Таким образом, этнос — это основная единица этнической классификации человечества, которая характеризует этниче­ские общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).

Племя — этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из ро­дов. Оно располагает своей территорией, племенной экономи­ческой общностью, имеет единый язык, собственное наимено­вание, единство религиозных представлений и обрядов. В раз­витом первобытном обществе племени свойственны органы власти, не носящей политического характера. В современную эпоху племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Амери­ке. В России у некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились остатки родоплеменных черт.

Племена в ходе дальнейшего социокультурного развития объединялись и образовывали народности.

Народность — этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует на­ции. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, ха­рактеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. На­родности свойственно и наличие хозяйственных связей, эле­ментов общей культуры, общего собирательного имени. С раз­витием капиталистических отношений происходит превраще­ние народностей в нации,

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замк­нутости и раздробленности, с образованием общей системы хо­зяйства, в частности общего рынка, созданием и распростране­нием общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было еще полной готовности всех условий их образования. В ряде стран Азии и Африки на­ции формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после ее завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племен и народностей и ста­новились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учи­тывать также, что образование наций не является универсаль­ной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) не­редко сливаются с крупными нациями.

Первыми современными нациями, по утверждению Б. Ан­дерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие «нация» в его политическом значении появилось именно в ходе Великой французской революции, когда возникла необходи­мость сформировать некую общность взамен утраченного «под­данства французской короны».

В современном мире более 90% населения составляют на­ции.

В научной и политической литературе понятие «нация» употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация — это совокупность граждан го­сударства, а следовательно это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организа­ции, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организа­ций. Таким образом, в понимании западных социологов на­ция — это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.

В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства-наци и образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же кон­тексте в мировом политическом языке и в международно-пра­вовой практике и теории существуют и используются понятия «национальное государство», «национальные интересы», «на­циональная безопасность», «национальная армия», «националь­ная наука» и т. д. Однако для исследования многонациональ­ных государств термин «национальный» может быть применен весьма условно.

Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта.

Важную роль в консолидации наций играет государство, хо­тя наличие государственности не является обязательным при­знаком нации.

Становление нации - процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-эконо­мические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно па основе ее собственно эт­нических свойств. Экономическая и политическая консолида­ция нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культу­ра, формируются особенности национального характера, воз­никает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к нацио­нальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация отно­сится к этносоциальному организму и считается высшей фор­мой социально-этнической общности.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включают различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этниче­ские свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в ос­новных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом от­ношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным при­мером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных амери­канцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык явля­ется преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. — итальянский, 2,5 млн. — польский, 2,4 млн. — фран­цузский и 1.2 млн. — идиш.

Производным от термина «нация» является термин «нацио­нальность», который употребляется и двух значениях. Во-пер­вых, для обозначения принадлежности человека к определен­ной этнической общности (графа в паспорте обозначает собст­венно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах — главным образом для указания государственной при­надлежности людей (подданство, гражданство). В этих целях нередко применяется выражение «этническая национальность». Во-вторых, термин «национальность» используется как собира­тельный в тех случаях, когда им заменяется перечень различ­ных форм социально-этнических общностей (наций, народно­стей, этнических групп и т. д.).

Этническая группа — это группа людей, для которой харак­терна близость языков и некоторых других особенностей куль­туры, родственных по происхождению и сохранившихся до на­ших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире, на Кавказе. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второсте­пенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми призна­ками, например мегрелы (мингрелы), сваны и лазы. Они — со­ставная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большин­ство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются.

Территориально-культурные общности обычно называют «этнографическими группами», или «субэтносами»; их образо­вание может совпадать с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и не является обязательным. Для этнографических групп характерны такие черты, как нали­чие отдельных специфических элементов быта, культуры, язы­ка, религиозных верований и т. п. Многие этнографические группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этногра­фическими группами в России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти каждого более или менее крупного народа. Та­ковы, например, «верхние» и «нижние» немцы, различие между которыми имеет как этнографический, так и диалектологиче­ский характер. Более мелкими этнографическими группами то­го же народа можно считать «верхних» и «нижних» саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др.

В социальных науках употребляется понятие «национальные (этнические) меньшинства». Таковыми называются группы лю­дей какой-либо социально-этнической общности, проживаю­щие за пределами своей государственности в инонациональной среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах своего проживания. Национальные меньшинства ха­рактеризуются сохранением национального (этнического) са­мосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части этнической общности.

В мире нет полностью мононациональных государств. На­циональные меньшинства существуют практически повсемест­но. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие «национальные меньшинства» в определенной степени теряет смысл. По-раз­ному выглядит проблема национальных меньшинств в федера­тивных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения политиче­ских границ; сформировавшиеся 15 ходе миграций); но характе­ру расселения (от компактного в границах одной страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и от­носительной численности и по иным критериям.

Применительно к российской ситуации термин «националь­ные меньшинства» возник в противовес термину «инородцы». Альтернативой термину «национальные меньшинства» часто служит термин «граждане некоренных национальностей», хотя и он не полностью адекватен описываемой группе людей.

В последние годы применительно к государствам, возник­шим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин «русскоязычное население». Это собирательное название людей русской и любой другой этнической принадлежности, пользую­щихся преимущественно русским языком и обычно считающих его родным. В узком смысле — это группы людей нерусской национальности, для которых родным языком является рус­ский язык. Термин «русскоязычное население» используется для обозначения русскоязычного населения, находящегося вне границ Российской Федерации. Он адекватен термину «нацио­нальные меньшинства». После распада СССР русские и части других российских народов объективно оказались на положе­нии национальных меньшинств в бывших союзных республи­ках. Это 25 млн. русских и 10 млн. этнических россиян других национальностей. Они оказались отделенными от национального большинства в силу изменения политической ситуации в собственном ареале проживания. В этой связи от термина «на­циональные меньшинства» следует отличать весьма близкий к нему термин «разделенный народ» — общность людей, расчле­ненная политическими, государственными границами.

В ходе исторического процесса имеют место различные кон­такты между этносами. Известны следующие последствия этих контактов:

сосуществование (этносы не смешиваются и не помотают друг друга, заимствуя нововведения);

ассимиляция (поглощение с полным забвением);

метисация (сочетаются традиции, нестойкий вариант);

слияние, при котором забываются традиции первичных ком­понентов и рядом (или вместо) возникает третий этнос.

Производными от понятия «этнос» являются понятия «эт­ническая группа» и «этнографическая группа».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.