Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика власти



ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра теории и истории государства и права

 

Учебно-методический комплекс по

 

 

С/к «Проблемы теории государства и права»

 

Для специальности 030501 «Юриспруденция»

 

 

Составитель: к.ю.н., доцент Бляхман Б.Я.

 

Кемерово

 

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан юридическогофакультета Н. А. Юркевич___________________ «_____»__________________ 200__г. Первый проректор КемГУ Б.П.Невзоров___ _________________ «_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом юридического фак-та Протокол №___ от «___»_________200__г. Председатель ученого совета факультета, Декан факультета Н. А. Юркевич_____________________ «_____»__________________ 200__г. УМК обсуждено и одобрено Научно-методическим советом КемГУ Протокол №___ от «___»_________200__г. Председатель НМС, первый проректор КемГУ Б.П.Невзоров ___________________ «_____»__________________ 200__г.

 

ОБСУЖДЕНО : РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой теории и истории государства и права Б. Я. Бляхман ________________________ «_____»__________________ 200__г. Председатель методической комиссии ___________________ «_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено На заседании кафедры Протокол №___ от «___»_________200__г. Зав.кафедрой Б. Я. Бляхман______________________ «_____»__________________ 200__г. УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией юрид. фак-та Протокол №___ от «___»_________200__г.  

 

 

Содержание

 

 

Рабочая программа по с/к «Проблемы теории государства и права»……………4

 

Список литературы………………………………………………………………….6

 

 

Методические указания для преподавателей, ведущих лекционные занятия со студентами юридического факультета……………………………………………15

 

 

Обучающие тесты…………………………………………………………………..17

 

 

Учебно-методические указания для студентов юридического

факультета КемГУ, занимающихся самостоятельной работой

и самоподготовкой по Теории государства и права ……………………..………20

 

 

Содержание курса лекций…………………………………………………………22

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра теории и истории государства и права

Утверждаю

Декан юридического факультета

канд. юрид. наук, доцент

Н.А. Юркевич

«__» ______________ 2008 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОБЛЕМАМ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА для специальности 030501 «Юриспруденция»

 

 


Факультет юридический

Курс пятый

Семестр 9

Лекции 24 часа

Практические

(семинарские)

Занятия

Самостоятельная работа 22 зачет 9 семестр

Всего 46

 

 

Составитель: канд. юрид. наук, доцент Бляхман Б.Я.

 

 

Кемерово 2008

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Власть и ее виды. Особенности государственной власти 23

§ 1. Общая характеристика власти. 23

§ 2. Виды власти. 24

§ 3. Государственная власть. 25

§ 4. Компоненты государственной власти. 27

Глава 3. Государство и личность. 29

§ 1. Правовой статус личности в государстве. 29

Глава 3. Государство и этнос. 37

§ 1. Понятие и виды этноса. 37

§ 2. Этнические процессы в мире и развитие государственности. 44

§ 3. Социально-этническая структура населения России и проблемы государственности 48

Глава 4. Проблемы законных интересов. 54

§ 1. Спорные вопросы понятия «законный интерес». 54

§ 2. Соотношение законного интереса и субъективного права. 60

Глава 5. Стимулы и ограничения в праве. 69

§ 1. Стимулы и ограничения как информационно-психологические средства правового регулирования. 69

§ 2. Понятие, признаки и классификация правовых стимулов. 72

§ 3. Льготы и поощрения как особые разновидности правовых стимулов. 74

§ 4. Понятие, признаки и классификация правовых ограничений. 81

§ 5. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 84

Глава 6. Цели и средства в праве. 89

§ 1. Правовые цели: понятие, признаки, виды.. 89

§ 2. Использование правовых целей в российском законодательстве. 91

§ 3. Правовые средства: понятие, признаки, виды.. 93

§ 4. Функции правовых средств. 98

Глава 7. Проблемы конструирования правовой реальности. Правовая технология 100

§ 1. Предмет правовой технологии. 101

§ 2. Научная основа правовой технологии. 103

§ 3. Принципы и методы конструирования правовой реальности. 106

Глава 8. Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства. 114

§ 1. Международное право о взаимодействии с внутренним правом. 114

§ 2. Внутреннее право о взаимодействии с международным правом. 115

§ 3. Конституционное и международное право. 118

Глава 9. Прогресс в праве. 119

§ 1. Исторический прогресс и право. 119

§ 2. Ценность права. 121

§ 3. Основные тенденции в развитии права. 122

Глава 1. Власть и ее виды. Особенности государственной власти

Общая характеристика власти

 

Как отмечалось ранее, одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще.

Во-первых, присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассо­вом обществе, в первобытном и классово организованном. Следова­тельно, власть — явление социальное.

Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рам­ках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.).

Власть реализуется в форме не просто общественного отноше­ния, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее от­ношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой — подвластного. Они являются субъектом и объектом вла­стеотношения.

В-третьих, власть воплощается (материализуется) в опреде­ленных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.

В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм)- Они обязательное ус­ловие и средство функционирования власти. Таким образом, соци­альная власть выступает регулятором общественных отношений.

В-пятых, власть - это интеллектуально-волевой процесс, т.е проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.

Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физиче­ская, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздейст­вия и т. д. Что касается принуждения, то оно не связано непремен­но с насилием, оно может носить косвенный характер, по в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли власт­вующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то на­лицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвую­щего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.

Применение того или иного метода зависит от конкретных исто­рических условий реализации власти, ее характера и структуры.

В научной литературе нет единого понимания власти, что объ­ясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.

Наиболее древний подход объясняет власть как явление теоло­гическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.

Сторонники антропологического подхода видят источник вла­сти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремит­ся к автономии, свободе, а с другой — не может существовать вне социальной среды.

Антропологический подход близок к психологической интер­претации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других. 3. Фрейд считал, что в психике человека имеются структу­ры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради лич­ной защиты и успокоения.

Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один оказыва­ет определяющее влияние на другого и контролирует его действия.

Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые кон­фликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рас­сматривается как функция системы, способная мобилизовать ре­сурсы общества для достижения общих, коллективных целей.

Существует и структурно-функциональная интерпретация вла­сти, которая рассматривает власть как свойство социальной органи­зации и самоорганизации человеческой общности.

Теория конкурентных интересов основывается на том, что лю­ди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требу­ется власть.

Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскры­вает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает вла­сти осмотрительность, предсказуемость и активность.

Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как спо­собность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организа­ции) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Виды власти

 

Власть имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, обществен­ных объединений, родительская, церковная и т. д.

Существуют различные классификации власти. Так, с точки зрения социального уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; 6) внутри коллектива (организации); о) в отношениях между индивидами.

Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую, К разновидностям политиче­ской власти обычно относят власть одного класса (социальной груп­пы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Некоторые ученые отождествляют по­литическую и государственную власть. Например, проф. М.И. Байтин считает синонимами термины «политическая» и «государствен­ная» власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле - власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие же уче­ные, например проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Н.М. Кейзеров, раз­личают эти категории и употребляют понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, по­скольку политическую власть осуществляют все звенья политиче­ской системы, а не только одно ее звено — государство.

В зависимости от способа организации власти ее можно подраз­делять на демократическую и недемократическую.

Известный социолог М. Вебер (1864- 1920) различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, тради­ции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, пра­вила, которые четко регламентируют властную деятельность;

и) харизматическую, которая реализуется за счет особого по­ложения руководителя, чувствующего себя призванным осущест­вить определенные цели, а его сторонники или последователи убе­ждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и тене­вую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей злите, например политические секты, мафиозные группы.

Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (закон­ном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная — это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность — ее нравственную оценку.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.