Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы



 

  №   Разделы, темы   Лекции (кол-во час.) Практические (семинарские) занятия (кол-во час.)   Лабораторные занятия (кол-во час.)   Самостоя-тельная работа (кол-во час.)
Раздел 1. Введение.Понятие о культуре речи.    
Раздел 2. Качества хорошей речи(правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность). Нормативный аспект культуры речи.  
Раздел 3. Устная форма речи и ее особенности.Отличие устной речи от письменной: Произносительная сторона устной речи.
Раздел 4. Основы риторики.Риторика как теория публичной речи. Основные виды красноречия.  
Раздел 5. Культура ораторской речи.Нормы речи. Функциональные стили русского языка.
Раздел 6. Выразительное (художественное) чтение как один из видов искусства устной речи.История искусства чтения, его теоретические основы. Практическое освоение элементов словесного действия.  
Раздел 7. Подготовка литературного произведения к исполнению и его воплощение в чтении.Работа по подготовке к чтению произведений разных жанров.  
  Итого:

5.2 Тематическое планирование

Лекционные занятия

  Раздел ГОС   Лекции (тем №…)   (кол-во час.) Практические занятия (тема №…)   (кол-во час.) Лабораторные работы (тема №)   (кол-во час.)
  Раздел 1. Введение.Понятие о культуре речи        
  Раздел 2. Качества хорошей речи.Нормативный аспект культуры речи.   1.Коммуникативные качества речи. 2.Нормированность современного литератур­ного языка. Орфоэпические и акцентологические нормы.      
  Раздел 3. Устная форма речи и ее особенности. Отличие устной речи от письменной. Произносительная сторона устной речи.       Невербальные средства общения.  
  Раздел 4. Основы риторики.Риторика как теория публичной речи. Основные виды красноречия.       1. Структура выступлений, их жанры и стили. Основные речевые ошибки при подготовке выступления и пути их преодоления. 2. Подготовка к выступлению. Репетиция предстоящего выступления.  
  Раздел 5. Культура ораторской речи.Нормы речи. Функциональные стили русского языка.   1.Лексические, морфологические, синтаксические нормы. 2. Функциональные стили русского языка 1.Способы воздействия ораторской речи на аудиторию 2. Работа над речевой формой выступления.
  Раздел 6. Выразительное (художественное) чтение как один из видов искусства устной речи. 1. История искусства чтения, его теоретические основы. 2. Практическое освоение элементов словесного действия.     1. Формирование умений и навыков выразительного чтения. 2. Развитие отдельных умений словесного действия,
  Раздел 7. Подготовка литературного произведения к исполнению и его воплощение в чтении. 1. Работа по подготовке к чтению эпических произведений, сказок. 2. Чтение басен и лирических произведений.     1. Композиционная и речевая структура текста и ее воплощение в чтении. 2. Отработка приемов исполнительского анализа произведений разных жанров.

 

5.3 Содержание дисциплины и результаты ее изучения

 

№ п/п   Тема и её содержание Интерактивные формы проведения   Результаты обучения, формируемые компетенции
1. Раздел 1. Введение. Занятие 1. Понятие о культуре речиКультура речи и ее важность для духовной жизни человека. Понятие о культуре речи как умении правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом цели и ситуации общения. Культура речи как учение в системе лингвистических и внелингвистических наук (нормативная грамматика современного русского языка, лексикология, лексикография (словари) и семасиология, стилистика, логика, психология и др.). Деловая игра ОК-2, 3 ПК – 3
2. Раздел 2. Качества хорошей речи. Занятие 2. Нормативный аспект культуры речи. Культура речи - владение нормами современного литератур­ного языка. Правильность речи - соблюдение норм грамматики и норм ударения. Важность и необходимость соблюдения этих норм в условиях речевого общения. Точность речи - отражение ясного мышления. Основные условия, способствующие созданию точной речи: знание предмета речи, точное словоупотребление. Логичность речи как характеристика структурной организации высказывания. Условия логичности: владение логикой рассуждения, знание языковых средств и владение ими. Чистота речи. Чистота речи та, в которой нет чуждых литературному языку элементов: диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, канцеляризмов и т.д. Выразительность речи - умение говорящего поддерживать внимание и интерес у слушателей к тому, о чем сообщается. Богатство (разнообразие) речи. Большой активный словарный запас как один из основных показателей богатства речи. Уместность речи как адекватность применения языковых средств целям высказывания. ОК-1, 3 ПК – 11
Раздел 3. Устная форма речи и ее особенности. Занятие 3. Отличие устной речи от письменной. Произносительная сторона устной речи.Отличие устной речи от письменной: быстрота порождения, простота синтаксиса, градация доказательств, обилие междометий, частиц, вводных слов. Роль невербальных средств общения (мимика, жесты и т.д.). Произносительная сторона устной речи. Особенности произношения отдельных звуков. Звукозапись как средство выразительности речи. Орфоэпия. Орфоэпические словари и cловари ударений. ОК-1, 3,5 ПК – 11
Раздел 4. Основы риторики. Занятие 4. Риторика как теория публичной речи. Основные виды красноречия.Риторика как теория публичной речи. Пути становления и развития риторики в России. Основные элементы речевою общения: порождение и восприятие речи. Основные виды красноречия. Структура выступлений, их жанры и стили. Подготовка к выступлению: содержание, композиция, языковое оформление. Выбор темы выступления, определение его цели, составление предварительного плана, сбор материала, отбор наиболее убедительных фактов, аргументов, примеров. Уточнение формы выступления, его композиции, плана, выбор формы записи материала: план, цитаты, конспект, основные положения (тезисы и аргументация), полный текст и т. д. Репетиция предстоящего выступления, проверка на время, запись на пленку и ее прослушивание. Основные речевые ошибки при подготовке выступления и пути их преодоления. Работа в команде ОК-1, 3,5 ПК – 11,13
Раздел 5. Культура ораторской речи. Занятие 5. Нормы речи. Функциональные стили русского языка.Использование богатства русского языка в ораторской речи. Нормы речи: орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические. Функциональные стили русского языка (официально- деловой, научный, публицистический, литературно - художественный, разговорный) и ораторская речь. Психология воздействия ораторской речи на аудиторию, эффекты ораторской речи: сопереживание, размышление вслух, полемика, прямой разговор, постепенное усиление и т.д. Убеждение, внушение, заражение, побуждение и роль этих способов воздействия в речи. Коммуникативно-контактные элементы в ораторской речи и языковые средства их выражения. ОК-1, 3,5 ПК – 11,13
Раздел 6. Выразительное (художественное) чтение как один из видов искусства устной речи. Занятие 6. История искусства чтения, его теоретические основы. Практическое освоение элементов словесного действия. История искусства чтения, его теоретические основы. Искусство художественного чтения - "театр воображения" Г. Артоболевский). Исполнительский анализ как элемент школьного литературного анализа. Содержание, этапы и принципы работы над текстом при подготовке к чтению. Работа по формированию умений и навыков выразительного чтения. ОК-1, 3,5 ПК – 11
  Занятие 7. Практическое освоение элементов словесного действия.Техника речи. Голос и речь. Дыхание. Постановка речевого голоса. Дикция. Упражнения на артикуляцию и резонацию голоса. Логика речи. Законы логики в речевом действии. Правила логики речи, связанные с грамматическим строем речи. Законы логики в речевом общении. Психотехника. Упражнения на развитие отдельных умений словесного действия, таких его элементов, как видение, подтекст, отношение, общение, целенаправленность. ОК-1, 3,5 ПК – 11,13
Раздел 7. Подготовка литературного произведения к исполнению и его воплощение в чтении. Занятие 8. Работа по подготовке к чтению эпических произведений, сказок.Работа по подготовке к чтению прозаических эпических произведений, сказок. Психологическое восприятие и освоение текста и подтекста. Особенности чтения прозы, обусловленные их родовой и мировой спецификой. Взаимодействие различных речевых планов в эпическом произведении. Воспроизведение в нем образа автора-повествователя, его видения мира, способа мышления, характера, манеры говорить, отношения к описываемым в произведении событиям и героям. Композиционная и речевая структура текста и ее воплощение в чтении. ОК-1, 3,5 ПК – 11
  Занятие 9. Чтение басен и лирических произведений.Басня как живая сценка, поучительный рассказ в стихотворной форме. Чтение повествовательной части диалога, морали. Особенности видения при чтении басни. Чтение басни одним исполнителем и чтение по ролям. Чтение за «автора" как комментирование происходящего действия. Чтение лирических произведений. Природа стихотворной речи, ее отличие от речи прозаической. Ритмичность и музыкальность как основные средства передачи эмоционально- образного содержания произведения. Выявление в чтении особенностей стихотворной речи (изохронность строк, стиховые паузы, цезуры, переносы, рифма, инструментовка стиха). Типы лирики и передача в чтении ее жанрового своеобразия (собственно лирическая, эпическая, драматическая). Образ лирического героя и исполнитель. Разные формы общения с аудиторией при чтении лирики. Отработка приемов исполнительского анализа произведений разных жанров. ОК-1, 3,5 ПК – 11,13

Семинарские занятия

№ п/п   Тема и её содержание Интерактивные формы проведения   Результаты обучения, формируемые компетенции
Занятие 1. Коммуникативные качества речи. 1. Дайте определение понятию «коммуникативная целесообразность». 2. Назовите коммуникативные качества речи, дайте определение рассматриваемым качествам. Для каких стилей они являются обязательными, какими языковыми средствами создаются? 3. Составьте словарь определений тропов и стилистических фигур речи. 4. Прочтите начало рассказа А. П. Чехова «Злой мальчик» и оцените речь молодого человека с точки зрения ее стилевой уместности. Иван Иванович Лапкин, молодой человек приятной наруж-ности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от целого мира — видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усев­шись, они тотчас принялись за рыбную ловлю. — Я рад, что мы, наконец, одни, — начал Лапкин, огляды­ваясь. — Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна... Очень многое... Когда я увидел вас в первый раз... У вас клю­ет... Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную трудовую жизнь... Это, должно быть, большая клюет... Увидя вас, я по­любил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать... пусть лучше клюнет... Скажите мне, моя дорогая., заклинаю вас, могу ли я рассчитывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на... Тащите! 5. Расскажите об одном и том же смешном (грустном) слу- чае, произошедшим с каждым из вас: а) друг другу; б) своим домашним; в) преподавателю. Опишите ситуации, в которых ваши рассказы будут уместны. Пронаблюдайте, что будет ме­няться в вашем рассказе в зависимости от изменения адресата или ситуации в целом. Ролевая игра ОК-1, 3,5 ПК – 11
Занятие 2. Нормированность современного литератур­ного языка. Орфоэпические и акцентологические нормы 1. Охарактеризуйте термин «акцентология», раскройте его содержание. 2. Назовите основные особенности русского ударения. 3. Какими причинами могут быть вызваны ошибки в ударении? 4. Назовите типы вариантов ударения. 5. Проверьте себя по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произносите данные ниже слова, а затем понаблюдайте, какие из этих слов окружающие вас люди искажают чаще всего. Облегчить, углубить, детектив, мизерный, мельком, гор­диев узел, знамение, иконопись, танцовщица, погруженный, бассейн, конечно, тефтели, поскользнуться, сливовый, экс­пресс, включенный, мастерски, завидно, красивее, крем, бутерброд, тире, дефис, повторить, приняться.   Тестиро- вание ОК-1, 3,5 ПК – 11
Занятие 3. Лексические, морфологические, синтаксические нормы. 1. Определение родовой принадлежности несклоняемых заимствованных существительных, аббревиатур. 2. Употребление вариантных падежных форм имен существительных. 3. Употребление вариантных форм имен прилагательных. 4. Употребление собирательных числительных. Склонение составных количественных числительных. 5. Вариантные формы глаголов. 6. Порядок слов в словосочетании и предложении. Варианты связи подлежащего и сказуемого. 7. Отредактируйте текст автобиографии. Устраните ошибки в оформлении, содержании и языке автобиографии (нарушение композиционной структуры, отсутствие нужных сведений, введение лишних подробностей, речевые недочеты и т. п.) Я, Новикова Люда, родилась в 1985 году в небольшой деревеньке Рябово Тульской области, расположенной в средней полосе России. Мой отец, Новиков Петр Сергеевич, тракторист. Мать, Новикова Раиса Васильевна, бухгалтерша в сельсовете. В 1992 году я поступила в первый класс Рогожинской средней школы, которая находилась в семи километрах от нас, поэтому мне приходилось ездить на велосипеде, а зимой - на лыжах. В школе больше других предметов мне нравились биология и физкультура. После окончания школы я поступила в Детчинский сельскохозяйственный техникум и учусь на агронома. Учусь нормально. Участвую в самодеятельности и спортивных мероприятиях. Наша семья состоит из пяти человек. Кроме родителей и меня, есть еще бабушка и братик Коля. Ему 6 лет. 10 марта 2002 года Л. Новикова Тестиро- вание ОК-1, 3,5 ПК – 11
Занятие 4. Функциональные стили русского языка 1. Дайте определение понятия «функциональный стиль». Назовите основные стилеобразующие факторы. 2. Охарактеризуйте функциональные стили с опорой на следующие факторы: сфера деятельности, в которой функционирует данный стиль; основные жанры, в которых реализуется данный стиль; доминирующая функция языка данного стиля; типичная форма речи (письменная, устная); характеристика системы языковых средств данного стиля. 3. Определите стиль каждого данного отрывка, укажите, какие характерные для этого стиля средства (фонетические, лексико-фразеологические, грамматические) здесь использованы (письменно). 1) Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги - это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! Советую вам, прошу вас, уговариваю - попробуйте! Попробуйте читать дома и вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтение, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что его дорого, делясь тем, что принадлежало ему одного и чем он теперь одаривает других. Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом. (Львов С.) 2) - Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим пламенем великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. - Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало! И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко. (Горький М.) 3) Современное состояние общества характеризуется обострением целого ряда взаимосвязанных ключевых проблем, определяющих его дальнейшее развитие, среди которых экономический, энергетический, экологический кризисы, социальные и национальные конфликты, падение уровня духовности и культуры. Многие ученые видят решение этих проблем в совершенствовании образования. Во всем мире идет активный поиск новых образовательных систем - более демократичных, более гибких, более универсальных как с позиции отдельной личности, так и общества в целом. Начавшаяся в нашей стране реформа высшего образования предполагает смену образовательной парадигмы и переориентацию установок с узкопрофессиональной подготовки специалистов на комплексное образование, на достижение высокого уровня общей культуры, на развитие интеллекта и личностных познавательных интересов, позволяющих личности адаптироваться к динамике социальных кризисов. В рамках этой образовательной парадигмы разрабатываются теории, направленные на устранение разрыва между естественно-научным и гуманитарным зрением. Причем спектр этих теорий достаточно широк. (Смирнов С.А.) 4)Просим в кратчайший срок определить стоимость проектных работ и войти с нами в договорные отношения, а проект­ные работы начать немедленно. Оплату их стоимости завод га­рантирует со своего счета № . . в отделении Стройбанка. 5) А: Ку-ку! // Б: "Не прошло и полгода! / Где ты? // А: Как обычно// 6: Как Олег? // А: Олег рядом / Он сам тебе все расскажет / А лучше / при встрече // Ты завтра до четырех? // Б: Нет / Завтра никак // Потом все объясню / Давай в среду/ у тебя / Ладно? // А: Лады! Б: Ха-ха-ха ! /Счастливо! // 4. Придайте каждому предложению литературную форму и запишите. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи. Мне от головной боли. За три рубля городскую. С собакой за вами? Сейчас модно без рукавов. Через веревочку прыгает / моя внучка. Напротив живет / ушла на пенсию. Возьми чем накрыться. Мы заняли на машину. Проблемное обучение   ОК-1, 3,5 ПК – 11,13

Лабораторные занятия

№ п/п   Тема и её содержание Интерактивные формы проведения   Результаты обучения, формируемые компетенции
Занятие 1. Невербальные средства общения. 1. От чего зависит эффективность речевой коммуникации? Что понимается под невербальными средствами общения? 2. Ответьте невербально на фразы собеседника: Я очень хорошо к вам отношусь; Я вас понимаю. Взглядом, мимикой лица, жестом передайте следующие стремления и состояния: скромность, кротость, удивление, стремление уйти от раз­говора, наивность, недоверие, возмущение, гнев, благодарность, вос­хищение, дружеское расположение, подозрительность. 3. Отреагируйте невербально на слова собеседника: «Нам всем дают стипендию за этот месяц». 4. Составьте невербальный рассказ о каком-либо событии и покажите его аудитории. Для введения слушателей в курс дела можно сначала назвать тему. Пусть аудитория расскажет словами о том, что вы показали невербально. 5.Проанализируйте речевое поведение учителя на уроке (см. видеофрагмент), выделите невербальные средства общения. Обратите внимание на мимику, позу, взгляд, жесты. Оцените уместность их употребления. Анализ видеофрагмента ОК-1, 3,5 ПК – 11
Занятие 2. Структура выступлений, их жанры и стили. Основные речевые ошибки при подготовке выступления и пути их преодоления. 1. Назовите основные виды публичных выступлений по цели, по форме. 2. Какова структура публичного выступления? Какие принципы необходимо соблюдать при подготовке к выступлению? 3. Ознакомьтесь с таблицей, посвященной структуре публичного выступления. Какие приемы и способы изложения можно использовать в каждой части выступления? Какие еще ошибки вы наблюдали в речах своих товарищей? Заполните таблицу до конца самостоятельно. Структура публичного выступления
Структура публичного выступления Задачи Приемы, способы изложения материала Типичные ошибки
Вступление (введение, начало, «голова» речи – по Сократу/Платону) – 1/8 часть всей речи - Установить контакт со слушателями; - привлечь внимание к теме; - заинтересовать аудиторию; - сформулировать тему речи; - обозначить при необходимости краткий план речи   Начинать разговор о неопытности оратора, о том, что он недостаточно точно представляет себе тему и т.д.
Основная часть («середина», «тело» речи) – не более 5 основных положений, логически связанных между собой. - Раскрыть основные положения темы; - доказать основной тезис речи и основные тезисы каждого раздела; - продумать композицию выступления; - подобрать примеры, факты, цифры; - продумать переходы от одной части к другой.   Выход за пределы темы; перекрывание пунктов плана (то об одном, то о другом); усложнение отдельных положений темы.
Заключение («ноги» речи) – «генеральный шткрм» аудитории - Дать возможность слушателям вспомнить основные положения выступления; - «закруглить» речь; - активизировать аудиторию.   Введение дополнительных сведений в заключение речи; многократное прощание с аудиторией; неумение остановиться.

 

4. Определите, относятся ли к публичным следующие выступления (если да, то к какому виду по цели):

- выступление кандидата на выборах перед избирателями;

- объяв­ление сокурсникам о завтрашней экскурсии;

- разговор декана со студентом в его кабинете;

- устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании;

- выступление на митинге;

- рассказ роди­телям о делах в институте;

- представление курсу почетного гостя;

- тост, который произносит отец на юбилее своего начальника;

- выступление на похоронах;

- рассказ дворовым друзьям о проис­шествии во время экскурсии;

- выступление, в котором вы поздрав­ляете с праздником своих преподавателей;

- поздравление ректо­ром выпускников вуза;

- объявление по радио;

- поздравление школьником учительницы с праздником 8 Марта от имени класса;

- «Расскажу вам интересный случай» (выступле­ние на занятии по риторике);

- новости, которые читает диктор в программе «Время»;

- инструкция о том, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха;

- похвальное слово школе (на вы­пускном вечере);

- рассказ попутчикам о себе (в поезде даль­него следования).

5. Подготовьте выступление на тему «Почему наши политики так плохо говорят?».

  ОК-1,5 ПК – 11,13
Занятие 3. Подготовка к выступлению: содержание, композиция, языковое оформление. Репетиция предстоящего выступления. 1. Назовите основные способы подготовки к публичному выступлению 2. Определите, какие утверждения правильные. 1. Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения. 2. Культура речи человека символизирует его компетентность. 3. Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств. 4. Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность. 5. Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собесед­ника. 6. Комплименты не имеют противопоказаний. 7. Лесть — это разновидность комплимента. 8. Благоприятное внешнее впечатление надо производить в пер­вую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безраз­лично. 9. Повторение обращения к собеседнику или аудитории уси­ливает речевое воздействие. 10. Повтор обращения только раздражает собеседника. 11. Употребление книжных слов повышает доверие любой ауди­тории к собеседнику. 12. Цифры в публичном выступлении надо округлять. 13. В публичном выступлении лучше воспринимаются корот­кие фразы. 14. Самую важную информацию надо давать в середине выступ­ления. 15. Самым привлекательным для слушателей качеством орато­ра является аргументированность его речи. 3. Выберите из предложенных тем выступлений одну, напишите свой тезис и в качестве репетиции расскажите на базе этих тезисов, чему будет посвящено ваше будущее выступление. - Студенческая семья. - Проблема платного образования. - Компьютер в нашей жизни. - Современные подростки. - Алкоголь и подростки в России. 4. Составьте план-конспект вашего выступления на тему «Психологическая и физическая подготовка к выступлению». Используйте правила подготовки конспекта. 5. Подготовьте выступление на тему «Почему слушателям нравится, когда оратор выступает без конспекта?». Творчес-кий отчет ОК-1,5 ПК – 11,13
Занятие 4. Способы воздействия ораторской речи на аудиторию. 1. Прочитайте текст. Перечислите все комплименты, которые использует герой в адрес собеседницы. Какие правила речевого воздействия Остап использовал для того, чтобы за короткое время расположить к себе незнакомую женщину? Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты.<...> Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад. — Прекрасный мех! — воскликнул он. — Шутите! — сказала Эллочка нежно. — Это мексиканский тушкан. — Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо луч­ший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по от­тенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд! Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акваре­лью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна. Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколь­ко сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана. — Вы — парниша что надо, — заметила Эллочка после первых минут знакомства. — Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины? — Хо-хо! — Но я к вам по одному деликатному делу. — Шутите! — Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычай­ное впечатление. — Хамите! — Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесче­ловечно. — Жуть! Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заме­тил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Ос­тап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни. «Новое дело — подумал он, — стулья расползаются, как тара­каны». — Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим жен­ским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продай­те, девочка, я вам дам семь рублей. (И.Ильф, Е.Петров) 2. Прочитайте текст. Какие их перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Расположите перечисленные выше формулы по убыванию категоричности. 3. Выразите невербальными средствами следующие значения (ваши однокурсники должны объяснить словами значение указанного жеста): Предоставьте мне слово, я хочу сказать; подвезите меня; молчи­те; позвони мне; напиши мне; тише; не торопись, не спеши; давай это мне, сюда; заканчивай, закругляйся; пойдем пешком; очень прошу; сдаюсь; подумай; деньги нужны; проходите; болтун; чуть-чуть, немного; сыт по горло; тюрьма; мне надо спать; начальство там наверху; он похудел; он растолстел; который час; спички есть? холодно; клянусь; отлично! 4. Прочитайте тексты («Антон и Пряник», «Как Апельсин перехитрил Пряника»). Перечислите использованные правила речевого воздействия. I. Антон и Пряник За обеденным столом Антон и бабушка. Антон задумчиво гры­зет пряник. Бабушка (ласково, заботливо). Антоша, оставь пряник, он чер­ствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе очищу... Антон (вяло). Не хочу апельсин. Бабушка (убежденно). Антон, апельсины надо есть! В них вита­мин «цэ». Антон (убежденно). Не хочу витамин «цэ». Бабушка. Но почему же, Антон? Ведь это полезно. Антон (проникновенно). А я не хочу полезно. Бабушка (категорически). Надо слушаться! Антон (с печальной усмешкой). А я не буду. Бабушка (возмущенно обращаясь в пространство). Вот и говори с ним. Избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?! Антон (примирительно). А ну тебя. (По В.Леви) Каков результат речевого воздействия бабушки на внука? Какие слова мог не понять Антон? Почему? Какой фактор речевого воздействия полностью игнорировала ба­бушка? II. Как Апельсин перехитрил Пряника Бабушка. Антон, послушай-ка, помоги досказать сказку. Однаж­ды Апельсин (достает апельсин) пришел в гости к Прянику и вдруг видит, что Пряник уходит в Рот. — Эй, Пряник, — закричал Апель­син. — Постой, куда же ты? Погоди, минуточку! Давай поговорим. Антон-Пряник. Давай. Бабушка-Апельсин. Слушай, Пряник, я ведь твой старый друг. Мне скучно без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру, я останусь один. Так с друзьями не поступают. Антон-Пряник. Я не знал, что ты придешь. Я могу и не уходить. Только вот меня немножко откусили уже. Бабушка-Апельсин. Это неважно. Давай пойдем вместе. Чур я первый! Антон-Пряник. Хитрый, какой. Я первый начал... Бабушка-Апельсин. А я первый сказал, а кто первый сказал, тот и пенку слизал. Понял? Антон-Пряник. Понял... А давай по очереди? Бабушка-Апельсин. Ну ладно, договорились. Ты уже откушен? Значит, теперь очередь моя. Как вы считаете, этот диалог эффективнее предыдущего? Обоснуйте свое мнение. Какой самый важный фактор речевого воздействия в данном случае учтен бабушкой? 5. Подготовьте выступление на тему «Почему люди нередко стесняются говорить и принимать комплименты?».   ОК-1, 3,5 ПК – 11,13
Занятие 5. Работа над речевой формой выступления. 1. Дайте простое, доступное определение следующим словам и составьте с ними предложения: Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция, априори, аут­сайдер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад (газават), диаспора, ди-джей, диск-жокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, Интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоб­бировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, монито­ринг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, хоспис, шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита. 2. Конкретизируйте, расширьте фразу. Образец. По двору ходил петух. По вытоптанному и засы­панному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плет­нем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом. 1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздуш­ный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву. 3. Прочитайте рассказ М.Булгакова «Они хочуть свою образованность показать…». В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения. — Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональ­ный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушить­ся на нее с интервенцией! Они использовывают все возможно­сти, вплоть до того, что прибегают к диффамации, т.е. сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, — моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала! Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба: — Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сто­рон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в соб­ственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!! И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила: — Если кто имеет вопросы, прошу задавать! В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина. — Вы имеете, товарищ? — ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор. — Имею, — ответил Чуфыркин и облокотился на спинку пе­реднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. — Ты из меня всю кровь выпил. Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина. — Сижу — и не понимаю, жив я или уже помер, — объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина. — Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? — оратор обидчиво скривил рот и побледнел. — В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, — объяс­нил Чуфыркин. — Я не понимаю, — заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. — Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну? — Имею, — подтвердил Чуфыркин, — объясните «резюми­рую». — То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить? — Что означает, объясни! — Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резю­мирую»? — Совершенно непонятно, — вдруг крикнул чей-то измучен­ный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской. — Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это, видите ли, товарищ, слово иностранное... — Оно и видно, — ответил чей-то женский голос сбоку. — Что обозначает? — повторил Чуфыркин. — Видите ли, резю-зю-ми-ми... забормотал оратор. — Понима­ете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выво­ды, так сказать... Одним словом, понимаете?.. — ... Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объяс­ните, — продолжал Чуфыркин настойчиво. — И «диффамацию», — добавил чей-то пронзительный голос сверху и сбоку. — И кто такой камер-лакей? В какой камере? Председатель взвился, начал звонить. — Не сразу, товарищи, прошу по очереди! — «Аккредитовать» не понимаю! — Ну, что значит аккредитовать? — растерялся оратор. — Ну, значит, послать к нам своих послов — Так и говори!! — раздраженно забасил кто-то на галерее. — «Интервенцию» даешь! — отозвались задние ряды. Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила: — И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать — использовать! — Здорово! — отозвался зал. — Вот так припаял! Шкраб, он умеет! В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председа­тель оглушительно прозвонил и выкрикнул: — Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за? Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху. Что не учел оратор? Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены? Какие ошибки допустил оратор в работе над языком своего выступ­ления? Что такое шкраб? Отредактируйте выступление докладчика с соблюдением правил под­готовки устного выступления. 4. Проделайте работу по комплексной орализации текста. Прочитайте текст (см. задание 3) и упростите его, подготовив для устного выступления. 5. Подготовьте выступление на тему «Почему излишне «красивые» выступления обычно вызывают раздражение аудитории?   ОК-1, 3,5 ПК – 11,13
Занятие 6. Формирование умений и навыков выразительного чтения. 1. Произнесите фразы с разными интонациями (по О. А. Баевой). 1. Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доб­рожелательность, равнодушие, гнев, восторг.) 2. Умница! Моло­дец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). 3. Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). 4. Спасибо, как это вы догадались! (Искренность, восхищение, гнев.) 5. Ничем не могу вам помочь! (Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы.) 6. Вы поняли меня? (Добро­желательность, учтивость, официальность, угроза.) 7. До встречи! (Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, без­различие.) 8. Это я! (Радость, торжество, виноватость, угроза, за­думчивость, таинственность.) 9. Я не могу здесь оставаться (сожа­ление, значительность, обида, неуверенность, решительность.) 2. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации (по О. А. Баевой). 1. Рад вас видеть. 2. Спасибо за работу. 3. Я в восторге. 4. Спаси­бо, мне было приятно ваше внимание. 5. Приятно было с вами поговорить. 6. Спасибо за комплимент. 7. Очень вам признателен. 8. С удовольствием. 9. Мне это очень нравится. 3. Произнесите фразу «Опять «двойка», передавая интонацией разные смыслы. 4. Вы завершаете свое публичное выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. 5. Подготовьте выступление на тему «Почему в 90-е годы XX века в России резко снизился уровень культуры речи?». Контекстное обучение ОК-1, 3,5 ПК – 11,13
Занятие 7. Развитие отдельных умений словесного действия. 1.Какие утверждения правильные? 1. Около 50 % информации в публичной речи передается че­рез зрительный канал. 2. Около 25 % информации в публичной речи передается че­рез зрительный канал. 3. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию. 4. Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию. 5. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в любой аудитории. 6. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в подго­товленной аудитории. 7. Внешность оратора должна быть привлекательной в преде­лах нормы. 8. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору. 9. Очки снижают доверие к оратору. 10. Энергичным должно быть выступление от начала до конца. 11. Энергичными должны быть отдельные части выступления. 12. Двигаться по аудитории надо как можно меньше. 13. Двигаясь по аудитории, не следует заходить в глубь ауди­тории. 14. Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления. 15. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться. 16. Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого чело­века во время выступления. 17. Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд на отдельных людях. 18. Жесты должны быть немногочисленными и разнообраз­ными. 19. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмо­циональными. 20. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления. 21. Наилучший темп речи в публичном выступлении — сред­ний. 22. Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи. 2. Проделайте работу по комплексной орализации текстов. Прочи­тайте тексты и упростите их, подготовив для устного выступления. Из­мените их в соответствии с требованиями к устному выступлению — сделайте фразы более простыми, замените сложные и книжные слова на разговорные, уберите длинноты, опустите ненужные детали и подроб­ности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки. Например:
Исходный текст Текст для устного выступления
В Воронеже, в центре творче­ства детей и юношества « Раду­га» прошла областная научно-техническая выставка, собрав­шая представителей двенадца­ти сельских и городских райо­нов Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла очень интересная выставка. В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области. Были участники и из города, и из села.
Было представлено около 150 экспонатов На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами

Наши пантомимические способности надо ра­зумно развивать, об­лекая их в достойные и изящные манеры человеческого поведения.

Для этого создана такая интересная отрасль научно-прикладного знания, название которой "кинесика". Не­смотря на наличие различных толкований кинесики, мож­но утверждать, что она изучает закономерности телодвиже­ния по принципу информационных моделей. Существует кинесическая лексика, имеющая профессиональные и бы­товые варианты. Понаблюдайте, как во время сделок на бирже брокерам помогает эта лексика. Они без слов, "с хо­ду" понимают друг друга. Действуют энергично и слажен­но. Не умеющему читать этот язык может показаться, что биржевые сделки — это какая-то таинственная сфера обще­ния жестами.

Кинесическая лексика имеет международный и этно­психологический статусы. Что весьма полезно знать и уметь ими пользоваться. Иначе неизбежны казусы. Возь­мем, к примеру, жесты. В них явно просматривается спе­цифика национального характера людей. А с характером людей нельзя не считаться. Например, то, что англичане, итальянцы и русские по-разному машут рукой при про­щании, восточные народы, в отличие от европейцев, при приветствии складывают ладони перед грудью, а конго­лезцы — дуют на ладони, имеет немаловажное значение в международном общении. Лучше все это знать и учиты­вать, чем оказаться в положении неучтивого человека.

Кинесика — интегральная дисциплина. Она основана на данных таких наук, как физиология, анатомия, психо­логия, физиогномика, ортобиотика, информатика, линг­вистика. По мнению ряда ее исследователей, она включает в себя изучение экспрессивно-регулятивных функций в общении. Специалисты считают, что кинесика охватывает также проблемы, имеющие отношение к имиджированию. Прежде всего в той его части, где речь идет об умении носить одежду, подбирать прическу, владеть позой и мимикой. В основном же на сегодня складывается такое мнение: не следует бесконечно расширять объем проблем кинесики, ибо ее главная функция — постижение ин­формационного значения телодвижения. Если говорить о ее практической роли, то кинесика призвана научить людей придавать своему телу наилучшую выразитель­ность. По утверждению Ф. Ларошфуко, изящество для те­ла — это то же, что здравый смысл для ума. В этом выска­зывании удачно выражено все то, что должно относиться к кинесике.

(В.М.Шепель)

3. Выйдя перед группой и, многозначительно считая вслух до 30, ходите по аудитории по правилам передвижения оратора в аудитории. Вариант: ходите, рассказывая стихотворение, считалку. Слушатели оценят, правильно ли вы ходите.

4. Сосчитайте до 30 сначала обычным голосом, а затем напрягая голос, как это принято при публичном выступлении. Удерживайте громкость голоса на требуемом уровне до конца счета.

5. Подготовьте выступление на тему «Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей?».

  ОК-1, 3,5 ПК – 11,13
Занятие 8. Композиционная и речевая структура текста и ее воплощение в чтении. 1. Проверьте свое дыхание при чтении следующих текстов: Начало осени Плывут паутины Дожди налегке Над сонным жнивьем, Выпадают грибные. Краснеют рябины Под каждым окном. Хрипят по утрам Петушки молодые. Поют трактористы, На зябь выезжая. Готовятся села Ко Дню урожая. (А. Твардовский) Перед отлетом Ближе к осени многие птицы собираются в стаи и кочуют по лесам и полям в поисках корма. Чем больше выводков прибьется к стае, тем лучше. Сто пар глаз сторожат врага, сто клювов готовы отразить нападение. Кто первый заметит опасность, тот пискнет или крикнет, чтобы вся стая успела броситься врассыпную. Если одна птица попала в беду, другие поднимают крик. Такое правило в стае: все за одного и один за всех. (По В. Бианки) Для чего руки нужны Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как-то раз дедушка: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — Чтобы в мячик играть,— ответил Петя. — А еще для чего? — спросил дед. — Чтобы ложку держать. — А еще? — Чтобы кошку гладить. — А еще? — Чтобы камешки в речку бросать. Петя правильно отвечая. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры... (И. Пермяк) 2. Прочитайте текст, снижая и увеличивая громкость голоса в соответствии с содержанием. Песня Зашумела, разгулялась В поле непогода; Принакрылась белым снегом Гладкая дорога. Белым снегом принакрылась, Не осталось следу. Поднялася пыль и вьюга, Не видать и свету. (И. Никитин) Встреча зимы Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. (И. Никитин) 3. Прочитайте тексты, следя за правильностью произношения согласных и гласных звуков 1) ... Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча. (А. Пушкин) 2) Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и, ад со всех сторон. (А. Пушкин) 3) Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (А. Пушкин) 4) И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят—я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн—таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм). (А. Пушкин) 5) В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев. (Л. Толстой) Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. (В. Маяковский) 6) Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (А. Серафимович.) 7) В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же, как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опроки­нулось бледной зеленеющей чашей. (К. Паустовский.) 8) Барометр падал. Буря усилилась. Напрягая зрение, я впивался в разноголосо шумевшую тьму. Вздымались волны, пенились, но ка­залось, что чьи-то незримые руки, потрясая, размахивали белыми полотнищами. Весь простор, густо залитый мраком ночи, находился в бешеном движении. (А. Новиков -Прибой) 4. Спишите текст, произнесите его вслух. Разде­лите на фразы, выделите слова, на которые падает фразовое ударение (подчеркните их одной чертой), и слова, на которые падает логическое ударение (подчеркните их двумя чертами). Например: Около полудня / обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. (И.Тургенев) 1. Низко летали, вились колесом Совы, шарахаясь о земь крылом... (Н.Некрасов) 2. Густолиственный Твой зеленый шлем Буйный вихрь сорвал И рассеял в прах. Плащ упал к ногам И рассыпался... (А. Кольцов) 3. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. (А. Пушкин) 4. Поезд остановился... Наташа высунулась из окна. От высокой насыпи до самого горизонта тянулся лес. Над ним, закрывая половину неба, стояла глухая туча. Стаи белых птиц метались перед ней, как хлопья одуванчика. Гром громыхнул за краем земли и неуклюже покатился над лесом. Гром ворчал так долго, что казалось, он обегает кругом всю огром­ную землю. Он затихал, когда запутывался в чаще, но, выбравшись на просеки и поляны, гремел еще угрюмее, чем раньше. — Какая гроза! — сказал кто-то за спиной у Наташи. Она оглянулась: в дверях купе стоял ее попутчик—молодой режиссер. — Какая гроза! Как здорово сделано! — повторил он, всматри­ваясь в грозовое небо с таким видом, будто оно было театральной постановкой.— Вы не знаете, что это за птицы? — Не знаю,— ответила Наташа. — Это дикие голуби,— сказал пожилой лесничий в роговых очках и улыбнулся Наташе. — Как же вы не знаете! А еще десяти­классница. — Я горожанка,— ответила Наташа и смутилась. (К. Паустовский) 5. Подготовьте выступление на тему «Что лучше при устройстве на работу: сначала приукрасить себя, умолчать о своих слабых сторонах и проблемах, чтобы взяли, или сразу сказать о своих слабых сторонах, чтобы произвести впечатление самокритичного человека?»   ОК-5 ПК – 11,13
Занятие 9. Отработка приемов исполнительского анализа произведений разных жанров. 1. Прочитайте вслух отрывок. При чтении делайте нужные паузы. Зима в лесу Голодный и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зим­нюю шубку... Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запас­ливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квар­тире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается... (И. Соколов - Микитов) 2. Прочтите вслух стихотворение сначала в медленном темпе, потом в среднем (умеренном), четко соблюдая ритм и размер. Затем прочтите стихотворение в быстром темпе, соблюдая четкое произно­шение. Выберите из предложенных темпов один, более всего отве­чающий содержанию произведения. Прочтите стихотворение в этом темпе. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все—простор везде,— Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь— И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... (Ф. Тютчев) 3. I. Прочтите интонационно верно предложения. Произносите их с резким понижением голоса в самом начале, затем постепенно доводите голос до той высоты, на кото­рой было прервано основное предложение; продолжайте произнесение основного предложения с той высоты, на которой оно (предложение) прервано. 1. Федор Иванович Лаврецкий (мы должны попросить у читателя позволение перервать на время нить нашего рассказа) происходил от старинного дворянского племени. 2. Иван Петрович большую часть года проводил в Лавриках (так называлось главное его родовое имение), а по зимам приезжал в Москву. 3. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. 4. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (И. Тургенев). II. Прочтите интонационно правильно предложения с обособлениями. Если обособленный член находится не в начале предложения, повышайте перед ним голос, делайте, паузу. Выделяйте в обособлении слово, на которое падает ударение, Тихий голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. (А. Чехов) 2. Первый утренний ветерок без шороха, осторожно шевеля молочаем и бурыми стеблями прошлогоднего бурьяна, про­бежал вдоль дороги. (А. Чехов) 3. Мальчик лет пятнадцати, куд­рявый и краснощекий, сидел кучером. (И. Тургенев) 4. Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов. (М. Лермонтов) 5. Ярко зеленели озимь и яровые, охваченные солнцем. (А. Чехов) 6. Даль бы­ла видна, как и днем, но уже ее нежная лиловая окраска, затуше­ванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле. (А. Чехов)   4. Прочитайте басню И.Крылова «Волк и Ягненок». Определите замысел баснописца, а в зависимости от этого и замысел чтеца. Волк и Ягненок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят.   Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё Моё С песком и илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне ещё и отроду нет году», — Ягнёнок говорит. — «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват, И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи — Вы все мне зла хотите, И если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Сказал — и в тёмный лес Ягнёнка поволок. 5. Подготовьте выступление на тему «В чем польза для общества от риторической грамотности граждан?».   ОК-5 ПК – 11,13

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.