Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трудовой потенциал общества



Численность и динамика трудовых ресурсов оказывают определенное влияние на характер развития производства и экономику (интенсивный или экстенсивный тип развития), сокращение прироста трудовых ресурсов, ограничивает возможность экстенсивного развития производства и увеличивает зависимость экономического роста от повышения производительности труда на базе научно-технического прогресса и создания высокоэффективного трудового потенциала.

Трудовой потенциал— совокупность трудоспособного населения с учетом интеллектуального развития, способностей, знаний, умений, опыта, духовных ценностей, обычаев, традиций, убеждений и патриотизма.

Понятие «трудовой потенциал» шире, чем трудовые ресурсы, потому что оно характеризуется не только общей численностью индивидов, но и включает совокупность разных качеств людей, которые определяют трудоспособность. Во-первых, качество связано со способностями и желанием к труду, состоянием здоровья, типом нервной системы, то есть всеми качествами, которые отображают физический и психологический потенциал. Во-вторых, это объем общих и специальных знаний человека, его трудовых навыков и умений, способность к определенному виду деятельности. В-третьих, учитывается уровень сознания, ответственности, интересов, потребностей.

Таким образом, в отличии от трудовых ресурсов, трудовой потенциал – это интегральная оценка количественных и качественных характеристик экономически активного населения.

Формирование трудового потенциала осуществляется по схеме: «население - трудовые ресурсы — трудовой потенциал».

Трудовой потенциал зависит от ряда факторов: половозрастной структуры населения, семейного состояния, продолжительности трудоспособного возраста, уровня жизни населения, профессиональной структуры, квалификационного уровня, трудовой мобильности, структуры занятости в отраслях экономики, миграционного движения рабочей силы, продолжительности жизни населения, его образовательного уровня, состояния здоровья и т.д (рис. 2.3).

 

 

Рис. 2.3. Факторы, которые влияют на трудовой потенциал

 

Качественная характеристика трудового потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие.

На количественную характеристику трудового потенциала влияет интенсивность труда. В Украине, и в прежние десятилетия, средняя интенсивность труда была ниже, чем в индустриально развитых странах. За годы экономических реформ на большинстве украинских предприятий она еще больше снизилась в связи с падением спроса на их продукцию. В течение ряда лет ежемесячно значительная часть работников работают неполное время или находятся в неоплачиваемых отпусках по решению администрации. Это снижает интенсивность и производительность труда и негативно отражается на доходах работников и жизненном уровне их семей.

Качественная определенность трудового потенциалаформируется в зависимости от потребностей производства, конъюнктуры рынка труда, системы социально экономических отношений. Украина всегда отмечалась высоким качеством трудового потенциала с точки зрения профессионально-образовательного, квалификационного и интеллектуального уровня рабочей силы.

Различают трудовой потенциал отдельного человека, предприятия, территории, общества.

Трудовой потенциал территории (региона) – характеризуют совокупные характеристики трудовых ресурсов (количественные и качетсвтенные), которые уже занятые или могут быть заняты в общественном региональном производстве, то есть в производстве валового регионального продукта.

Особенности трудового потенциала региона заключаются в том, что существует миграция трудовых ресурсов, связанная с изменением места работы.

Трудовой потенциал региона формируетсяиз трудовых потенциалов каждого работника и составляет совокупность их внутренних возможностей и средств реализации этих возможностей.

При этом к внутренним возможностям отдельного работника необходимо отнести его профессионализм, квалификацию, работоспособность, а к средствам их реализации — условия труда и быта, уровень доходов, систему мотивации и стимулирования, уровень технического оснащения рабочих мест. Профессионализм работника определяется его способностью справляться с определенными функциональными обязанностями в процессе трудовой деятельности. Квалификация работника определяется уровнем его образования и опытом работы.

Трудовой потенциал предприятиясоставляет предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно-технических условий.

Структура трудового потенциала предприятия является соотношением разных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними. В трудовом потенциале предприятия можно выделить такие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.

Трудовой потенциал работникаформируется под воздействием таких качеств: умение и желание реализовывать свои возможности в труде и хозяйственной деятельности, инициативность, творческая активность и др. Трудовой потенциал работника не является постоянной величиной, он постоянно изменяется. Работоспособность человека и творческие способности, которые накапливаются в процессе трудовой деятельности работников, растут с усовершенствованием знаний и навыков, улучшением условий труда и жизнедеятельности. Но они могут снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, усиливается режим труда и тому подобное. Трудовой потенциал работника включает: психофизиологический потенциал, квалификационный потенциал, личностный потенциал.

Следовательно, трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, трудовой потенциал индивида — это часть потенциала, которая формируется на основе его природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.

Трудовой потенциал состоит из многих составляющих, главными из которых является здоровье, образование, профессионализм, мотивация, умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность, ресурсы рабочего времени и др. (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Компоненты трудового потенциала

Компоненты трудового потенциала Объекты анализа трудового потенциала и соответствующие им показатели
Работник Предприятие Территория (регион) Общество
Здоровье Трудоспособность, время отсутствия на работе по болезни Потери рабочего времени по болезни, профессиональные заболевания, производственной травматизм Экологическая ситуация, природно-климатические условия. Смертность по основным причинам Средняя продолжительность жизни. Смертность по возрастным группам. Миграция, расходы на охрану здоровья.
Нравственность (моральность) Отношения с окружением. Уровень культуры и духовности. Взаимоотношения между сотрудниками. Потери рабочего времени из-за конфликтов, неблагоприятный социально- психологический климат. Религиозная принадлежность. Ментальность, традиции. Обычаи. Отношение к детям, инвалидам, лицам преклонных лет. Уровень преступности и социальной напряженности.
Творческой потенциал и активность Творческие способности. Трудовая мобильность. Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений на одного работника. Текучесть кадров. Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений по регионам. Межрегиональная миграция. Доходы от авторских прав. Количество патентов, международных премий на одного жителя государства. Темпы внедрения научно-технического прогресса
Организованность Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, обязательность, порядочность, доброжелательность Потери рабочего времени из-за нарушения трудовой и технологической дисциплины, простои. Старательность. Соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте. Сотрудничество Межрегиональные связи. Распределение работников по отраслям производств. Специализация и концентрация производств Совершенство нормативно-правовых документов. Коллективно-договорное регулирование. Социальное партнерство. Качество работы дорожно - транспортных служб. Наличие финансов, коммуникаций
Образование Качество полученных знаний. Количество лет обучения в школе, ПТУ, техникумах ВУЗах Доля специалистов с высшим и средним специальным образованием в общей численности работников. Расходы на повышение квалификации и переквалификацию работников Доля специалистов с высшим и средним специальным образованием в общей численности работников в регионе. Расходы на повышение квалификации и переквалификацию работников Среднее количество лет обучения в школе, ПТУ, техникумах ВУЗах. Доля расходов на образование в государственном бюджете
Профессионализм Умение, навыки. Уровень профессионально - квалификационной подготовки Качество продукции. Спрос на продукцию на рыкнке. Участие работников в управлении производством. Карьерный рост Расширение сферы совмещения профессий и функций. Конкуренция. Привлечение инвестиций в отдельные отрасли Доходы от экспорта. Потери от аварий. Инвестиционная и инновационная деятельность
Ресурсы рабочего времени Время занятости на протяжении года Численность работников. Количество часов работы за год на одного работника. Потери рабочего времени из-за забастовок Численность работников по отраслям производства Трудоспособное население. Уровень занятости и безработицы

Здоровье населения страны характеризуется средней продолжительностью жизни, долей инвалидов, смертностью по возрастным группам в зависимости от разных причин, размером и долей затрат на охрану здоровья и т.п.

Нравственность обществаопределяется его религиозностью, отношением к инвалидам, детям, лицам преклонных лет, показателями социального напряжения, преступности и тому подобное.

Творческий потенциал и активность проявляются темпами научно-технического прогресса в стране, доходами от авторских прав, количеством патентов и международных премий и др.

Организованность на уровне общества можно оценить качеством и стабильностью законодательства, обязанностью соблюдения законов и соглашений, стабильностью политической ситуации, качеством дорог и общественного транспорта и т.п.

Уровень образования населения характеризуется средним количеством лет обучения в расчете на одного человека, долей затрат на образование в государственном бюджете, доступностью разных уровней образования и т.п.

Профессионализмопределяет расширение сферы совмещения профессий и функций, привлечение инвестиций в отдельные отрасли

Ресурсы рабочего времени оцениваются количеством трудоспособного населения, количеством и долей занятых, уровнем безработицы, количеством отработанных человеко-дней за год и т.п.

Большинство этих показателей за годы кризиса (политического и экономического) значительно ухудшились в Украине. На показатели повлияли и демографические, и социально-экономические факторы. Среди демографических причин можно назвать волнообразную динамику этого показателя, связанную с последствиями войн, шедшими на территории нашей страны и вне ее, чернобыльская катастрофа и др. Однако на этот фактор можно отнести только часть падения ожидаемой продолжительности жизни.

Главные причины ухудшения рассматриваемого показателя и показателей смертности и рождаемости – социально-экономические: ухудшение условий жизни и медицинского обслуживания большей части населения. Возросла общая заболеваемость населения, в т.ч. и болезнями, с которыми успешно боролись в недалеком прошлом; резко увеличилась нарко- и токсикомания у подростков. Особую тревогу вызывает рост смертности населения трудоспособного возраста, резкое увеличение смертей от убийств, самоубийств, отравлений алкоголем и т.п., что свидетельствует об ухудшении не только физического, но и духовного здоровья нации.

Ухудшились также показатели, которые характеризуют образование населения. Как уже отмечалось, под действием экономических факторов все больше молодых людей ради заработка отказываются от продолжения обучения. Недостаточность государственных ассигнований на образование приводит к закрытию или коммерциализации многих учебных заведений (прежде всего, профессионально-технических училищ). Вызывают тревогу и менее видимые, но не менее серьезные проблемы использования образовательного потенциала (значительная и все возрастающая часть людей с высоким уровнем образования не может найти соответствующую работу), практическая недоступность высшего образования для малообеспеченных людей, коррупция в учебных заведениях (как и во всем обществе).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.