Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Терминологический словарь. 1. Дыхание – процесс газообмена, происходящий в организме человека

 

1. Дыхание – процесс газообмена, происходящий в организме человека, в результате которого кислород из внешней среды переносится в кровь, а углекислота выводится наружу. Кроме физической функции дыхание выполняет еще одну, не менее важную - с ней у человека связано

голосообразование и формирование речи, т.е. фонационное дыхание – дыхание, обсуживающее речь.

 

2. Голос – звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле, под действием центральной нервной системы.

 

3. Дикция – по латыни «dictio» – произносить, «dicere» – произношение, т.е. четкое, ясное произношение слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного.

 

4. Речевые недостатки – органического характера – неправильный прикус, редко или криво поставленные зубы, длинный и толстый язык; чтобы их исправить, необходимо обратиться к врачу-стоматологу или логопеду. Если речевые недостатки носят неорганический характер, т.е. они приобретены вследствие дурного влияния окружающей среды, то их можно исправить на индивидуальных и групповых занятиях под наблюдением педагога.

 

5. Орфоэпия – слово греческого происхождения и означает "правильная речь" – правильное литературное произношение. Слово "орфоэпия" означает не только правильное литературное произношение, но и раздел языкознания, который его изучает.

 

6. Элементы внешней техники словесного действия – дыхание, голос, дикция, орфоэпия, логика.

Элементы внутренней техники словесного действия – видение, отношение, общение, внимание,логическая перспектива, перспектива переживаемого чувства и т.д.

 

7. Владение режиссерско-педагогическими навыками предполагают, что студент умеет:

-разработать планы занятий по различным разделам предмета;

-провести голосо - речевой тренинг с "учеником" и студентами группы;

-сделать сообщение и доклады на определенные темы;

-работать с "учеником" над словесным действием на материале публицистики, былины, сказки, басни, гражданской лирики, монолога и т.д.

- использовать полученные знания работы над словесным действием в режиссерских отрывках, этюдах, эпизодах, зримых песнях и т.д.

 

8. Опосредованное воздействие на работу голосо-речевого аппарата.

Голосообразование – сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно «программе», вырабатываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации. Данные науки подтвердили эффективность принципа опосредованного воздействия на работу голосового аппарата с помощью действия, т.е. через все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, мышечное чувство, адресоваться к образному представлению. Например: представьте себе, что вам нездоровится. Болит голова и горло. Вам необходима помощь. В соседней комнате читает мама. Как обратить на себя внимание? Голосовые усилия, особенно связанные с физическим напряжением гортани, причиняют боль. Позовите маму легким стоном (не охайте, не кряхтите, не сопровождайте звук толчком при дыхании), развившимся на самых кончиках губ: «ммм… ммммм… ммм…». Помните, что болезнь изображать не надо, просто немного расслабьтесь физически. Не должно быть никакого напряжения гортани. Активны только дыхательные мышцы и губы. Научившись собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках прикрытых губ так, чтобы ощущать их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению. Так воспитывается правильное владение голосом, сохраняя природный тембр, звучность, силу, высоту.

 

9. Речевой слух – такой слух, который обеспечивает контроль за точностью интонирования звука, т.е. регулирует громкость, высоту, длительность звучания, тембральную окраску голоса, ритмический рисунок фразы. Хорошо натренированный слух позволяет студенту подлинное общение и взаимодействие со зрителем при исполнении творческого материала.

 

10. Логика – наука о законах мышления, постигая которую студент учится выстраивать ход мысли (логическую перспективу) исполняемого творческого материала.

 

11. Типы дыхания – в фонационном (речевом) дыхании участвуют многие мышцы – вдыхатели и выдыхатели. Главными мышцами вдоха являются диафрагма (мышца, отделяющая брюшную и грудную полость) и целые группы мышц, поднимающих и развивающих в стороны ребра грудной клетки. К процессу выдоха относятся мышцы, которые опускают ребра и мышцы брюшного пресса. В дыхании важнейшую регулирующую роль играют также мышцы бронхиальной системы. Обычно люди дышат смешанным дыханием, в котором участвуют и грудная клетка, и диафрагма при разном их соотношении, однако в зависимости от того, какими преимущественно мышцами осуществляется дыхание, оно делится условно на несколько типов: верхнее – ключичное, нижнее – грудное (реберное), смешанно-диафрагматическое (полное).

А) Верхнегрудной (ключичный) тип дыхания осуществляется движением семи верхних пар ребер (в основном).

Б) Нижнегрудной (реберный) тип дыхания осуществляется движением пяти нижних пар ребер.

В) Брюшной (диафрагмальный) тип дыхания – вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выходе она поднимается. Эти три типа дыхания не позволяют развивать на их основе речевой голос.

Г) Смешанно-диафрагматический (полный) тип дыхания наблюдается в жизни у здоровых людей, с хорошей осанкой. Она выгодно отличается от других типов дыхания активной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. Этот тип дыхания лежит в основе постановки речевого голоса. Он позволяет продуктивнее пользоваться четырьмя необходимыми качествами фонационного дыхания:

Глубиной – активная и подвижная работа диафрагмы;

Высотой – посыл воздушного потока по вертикали вверх в голову, а не по горизонтали;

Частотой – легкие, незаметные «доборы», которые осуществляются автоматически, рефлекторно;

Близостью – подразумевается отчетливая артикуляция, которая оформляет рожденный в гортани голос в звуки речи родного языка: в гласные и согласные.

Если речь будет верно начата (на глубоком дыхании), обогатится резонансом (с помощью высоты дыхания), получит слитную линию звучания (за счет частоты дыхания), станет отчетливой (из-за близости дыхания), то она приобретет такие качества, как полётность, благозвучие, которые и обеспечивают хорошую слышимость звучащего слова.

 

12. Звучание на «центре». «Центр» голоса – это тот небольшой объем звуков, в котором голос звучит наиболее естественно, свободно (без мышечных напряжений).

Атака – момент образования звук называется атакой. Существует три атаки: твердая – звук твердый, резкий, мягкая – звук, богатый обертонами; придыхательная – голосовые связки смыкаются не полностью, происходит утечка воздуха и слышится призвук «х».

 

13. Упражнение «лай». Постановка голоса по принципу «лая» получила научное освещение в специальной литературе. При выполнении упражнения «лая» необходимо: 1) Не имитировать собаку, т.е. не искажать темп своего голоса;

2) Добиваться мягкого атакирования;

3) Делать его на положительных эмоциях.

14. Приемы: рече-ручной», «имитация», «звукоподражание».

А) «рече-ручной» – движение рук координируется с речью, звучанием отдельных гласных, согласных и их сочетанием. Движения помогают рождению свободного звучания голоса, придают нужный характер отдельным звукам речи, словам, фразам.

Б) «имитация» - в работе над голосом полезно прибегать к упражнениям, названным К.С. Станиславским «внутренней акробатикой актера» - не задумываясь, «прокудахтать», «приквакать», вскрикнуть от удивления. Затем оправдать эти действия.

В) «звукоподражание» - в упражнениях голосо-речевого тренинга полезно использовать звуки природы: свист ветра, шум леса, плеск волны, жужжание шмеля и т.д.

 

15. Полетность – способность голоса выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них, без потери тембровой основы звука и зависит от верного атакирования и голосовой гибкости.

 

16. Выносливость – малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном выступлении.

 

17. Благозвучие голоса – сохранение качества звучания на протяжении всего высотного и динамического диапазонов.

 

18. Резонаторы – упругие стенки, способные отзвучивать, резонировать на звук определенной высоты, совпадающей с их собственными тонами. К резонаторам относятся: полости в лицевой части головы, в области «маски» (носовые полости, носоглотка, придаточные полости носа) – верхний головной резонатор; трахея и крупные бронхи – нижний грудной резонатор.

 

19. Физический слух – способность слышать и воспроизводить различный уровень громкости речи.

Фонематический слух – способность различать и воспроизводить все звуки речи в соответствии с фонетикой и орфоэпией родного языка.

Звуковысотный слух – способность слышать и воспроизводить мелодику речи, различную высоту ее звучания.

Тембральный слух – улавливающий преобразование «цвета» голоса.

Темпо-ритмический слух – способность слышать и воспроизводить различный темпо-ритм речи и его диалектическое единство.

Диагностический слух – способность слышать все отклонения от нормы звучащей речи, определить причины этих отклонений.

 

20. Логическая перспектива – развитие передаваемой мысли отрывка, фразы, периода, всего исполняемого материала.

 

21. Перспектива переживаемого чувства – умение сдерживать свои эмоции, отдавать их по «сантиграммам», как говорил К.С. Станиславский, на протяжении всего исполняемого учебно-творческого материала (монолог, сказка, басня, стих и т.д.).

 

22. Художественная перспектива – умение экономно, расчетливо использовать выразительные средства голоса, речи, телодвижения.

 

23. Элементы внутренней техники речевого действия:

А) Видение. Термин прочно укрепился в театральной и чтецкой практике. Мы пользуемся этим термином, понимая под ним весь комплекс воображаемых человеком ощущений и представлений (звуковые, зрительные, обонятельные, осязательные и т.д.).

Б) Отношение. Отношение исполнителя к предмету изложения является не только выражением его мировоззрения и убеждения. Но является также истоком, из которого берет свое начало его чувство;

В) Общение – взаимосвязь исполнителя со зрителем при исполнении творческого материала. Общение бывает прямое, косвенное, самообщение; общение с воображаемым объектом.

 

24. Динамический диапазон голоса – особенность голоса свободно пользоваться шкалой громкости, даже при отсутствии технических средств усиления звука, не теряя при этом выразительности и полетности.

Звуковысотный диапазон голоса – умение исполнителя использовать максимальный высотный диапазон, от природы заложенный в каждом голосо-речевом аппарате.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.