Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение интереса для умственно-отсталых учащихся и общая характеристика их интересов.



В качестве характерных особенностей отмечается (в психологии умственно-отсталого ребёнка, 1939 г. Л. В. Занков) диффузность и малая дифференцированность интересов, их однородность, слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Автор указывает, что интересы этих детей неглубокие, малоинтенсивные и неустойчивые. Однако, Л. В. Занков отмечает, что у отдельных учеников интересы достигают значительной силы и устойчивости. Это обусловлено тем, что у них резко заострена аффективная сторона интересов, мотивы которых связаны со стремлением к самоутверждению, с желанием ребёнка показать, что он не хуже других.
В работах ряда психологов, встречаются материалы, характеризующие интересы учащихся вспомогательной школы. Так, изучая деятельность У. О. учеников Б. И. Пинский (1962 г.) отмечает, что у младших школьников может вызвать живой интерес игра, а также практическая деятельность, цель которой для них привлекательна. Дети работают с гораздо большей охотой, если выполняют не просто учебное задание, а изготовляют нужную, общественно-значимую вещь - игрушку для малышей из детского сада, раздаточный материал для 1 - классников. Ученикам могут быть доступны социальные мотивы, если наглядно выступает значение выполняемой работы, если они видят реальное её применение.
Описывая самый начальный период обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, многие олигофренопедагоги отмечают у большинства из них отсутствие интереса к умственной работе, интеллектуальную пассивность, рассеянность, неусидчивость, неуверенность в своих силах, неумение преодолеть малейшую трудность. Причины пониженного интереса детей к учению и окружающей жизни (помимо органических нарушений, вызывающих изменения В. Н. Д.) - в недостаточной работе над развитием интересов, в отсутствии специальной коррекционной работы в дошкольном периоде, в том, что их недостаточно приучают к работе, к решению посильных практических и интеллектуальных задач. Кроме того, безуспешное обучение в массовой школе и, вызванные этим отрицательные переживания. Препятствуют возникновения интереса к учению.
Развитие у У. О. школьников интереса к знаниям и трудовым навыкам, имеет большое значение для их учебной деятельности. Интерес повышает тонус детей, создаёт радостное настроение, облегчает преодоление трудностей, положительно влияет на темп работы и её качество. Благодаря интересу, дети становятся более дисциплинированными, дружными и инициативными. Интересная работа оживляет вялых, инертных, неспокойных учеников на полезное дело. Легко отвлекаемые, утомляемые дети становятся более собранными, внимательными и активными. Интерес содействует развитию наблюдательности и углублению знаний об окружающих предметах.
У. О. школьникам свойственны кратковременные увлечения, неустойчивые интересы, но при систематической работе и своевременной помощи со стороны учителя, у учащегося вспомогательной школы возникают довольно устойчивые интересы к учению и внеклассным мероприятиям и по мере включения умственно-отсталых детей в доступную учебную деятельность у них повышается интерес к такой работе, которая "лучше всего получается".

Этапы развития интереса:

1 ЭТАП- интерес ещё тесно связан с занимательностью: интерес проявляется в интересных, увлекательных играх, к слушанию рассказов и сказок, в живом и выразительном их изложении. Яркий и наглядно-действенный материал привлекает их по форме и лишь потом, при условии успешного выполнения заданий, возникает интерес к его содержанию. Занимательная форма работы увлекает ребёнка, делает его более активным, внимательным.
Однако, злоупотребление привлекательными наглядными пособиями и излишней занимательностью нередко уводят учащихся в сторону от содержания урока. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы работа была посильной для детей и открывала перед ними новые стороны предметов и явлений. Трудность заданий должна возрастать по мере развития школьников и формирования их интересов. На первых ступенях воспитания интересов, каждая неудача ребёнка представляет собой "отрицательное подкрепление" и, следовательно, шаг назад. Каждый успех - это "положительное подкрепление", то есть шаг вперед. Поэтому задания не должны быть излишне трудными. Успехи учащихся укрепляют их веру в свои силы, дают толчок развитию интересов к учению. Поэтому, на первых порах воспитания познавательных интересов, особенно большое значение имеет индивидуализация заданий, основанная на учёте возможностей, знаний, опыта каждого ребёнка, его склонностей и сильных сторон.

2 ЭТАП - возникает интерес к процессу занятий - к письму, чтению, решению примеров при условии, что они обличены в интересную форму. Основную роль играют всё ещё внешние моменты - живой, эмоциональный тон, игровая форма работы. Но на этом этапе интерес вызывается интересной формой учебного задания.
Интерес школьников возникает в ходе коллективной деятельности, в процессе взаимопомощи, когда работа одного зависит от работы других и когда от совместных усилий получается положительный результат, когда один выполняет задание, а остальные следят за правильностью его действий. При этом создаётся коллективное общественное мнение вокруг деятельности каждого ученика.
Момент соревнования при выполнении классных и внеклассных заданий также играет большую роль в возбуждении и развитии интереса к учению у У. О. детей.
Интерес к учебной деятельности, возникающий в ходе привлекательной работы - это еще не стойкий интерес к тому или иному предмету. Чаще всего это эпизодический интерес к процессу работы, к отысканию нужного решения или конкретного ответа на вопрос.
По мере вхождения в работу, учащихся всё больше заинтересовывает её содержание, при условии, если учитель ставит перед ними посильные учебные задания, требующие известного напряжения мысли и определённой самостоятельности.
Если ученикам подсказывать решения, то они теряют интерес к делу и становятся пассивными исполнителями. Если же педагог не даёт готовых решений, а помогает самостоятельно их добиваться, то дети начинают проявлять интерес к заданию. В ходе систематической работы, соответствующей возможностям У. О. школьников, у них пробуждается интерес, стремление к самостоятельности, активность.
Таким образом, на втором этапе в процессе занимательной работы, при специально-продуманной организации учебного процесса возникает интерес к содержанию учения.

3 ЭТАП - интерес вызывается практически направленным, действенным заданием и возможностью самостоятельно применить его результат. Учащиеся охотно применяют свои знания на практике. На этом этапе возникает интерес непосредственно к содержанию учебного материала. В этот период учащиеся с особым интересом относятся к домоводству, к изготовлению в мастерских полезных вещей для семьи, для школы; к сельскохозяйственным работам у них появляется интерес к опытнической работе.
На основе практической деятельности пробуждается самостоятельная умственная деятельность, включённая в практическое задание. Здесь ещё результативный, практически направленный процесс ведёт за собой познавательную деятельность. Но ребёнок уже становится активным деятелем, хотя учителю всё ещё принадлежит направляющая роль. Если деятельность организована так, что она требует самостоятельного решения практической задачи. Для выполнения которого необходима активная умственная деятельность, то возникает познавательный интерес к способам работы, к практическому и учебному её результату. На убеждение в важности выполняемого задания и на переживание радости по поводу достигнутого влияет общественный смотр и признание результатов работы, что содействует развитию и укреплению интереса к ней.
По мере воспитания, благодаря умению учителя направлять интерес У. О. учащегося и формировать у них новые социальные мотивы поведения, у них возникает подлинный познавательный интерес к коллективно-выполняемой деятельности.

4 ЭТАП - заключается в ведущей роли умственного поиска, не получает полного развития во вспомогательной школе, так как умственно-отсталым детям трудна отвлечённая умственная работа.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.