Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.



Образы предметов и процессов, в данный моментами не воспринимаемых, называются представлениями. Образ предмета, ранее воспринятого человеком, может быть намеренно вызван, а иногда он появляются в сознании непроизвольно. Чем богаче восприятие человека, тем шире круг его представлений.

Речь - одно из средств актуализации представлений; их вовлечения в деятельность нашего сознания.

Выполненные по памяти рисунки детей - олигофренов после восприятия несложных объектов, отличаются от оригинала: в них отсутствуют многие, характерные для объекта части. Так, показанные ученикам часы были нарисованы без секундной стрелки, ключ - без отверстия и характерных выступов. Встречаются в рисунках и другие особенности: объект часто рисуется в ином положении, чем был показан. Не всегда сохраняется пространственное расположение отдельных частей объекта. Из анализа выполненных учащимися рисунков выяснилось, что У. О. школьники очень плохо сохраняют в памяти пространственные отношения, в которых находятся объекты. В представлениях У. О. вместо специфически пространственных отношений объектов реального пейзажа, доминировали отношения неспецифические предметы находились около, возле друг друга, а справа или слева, ближе или дальше они расположены друг к другу, детям трудно было сказать, а тем более нарисовать.

При рисовании предметов дети уподобляют их друг другу (лещ, карась, окунь - очень похожи), то есть упрощают.

ПАМЯТЬ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

Памятью называются психические процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения того, что было в нашем прошлом опыте. В основе памяти лежат временные связи, возникающие в процессе ощущений и восприятий.
Память У. О. детей формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что отмечено в ранних исследованиях памяти детей - олигофренов (исследования Джонсона - 1985, Лобзина - 1903, Раншбурга - 1911).
В исследованиях советских психологов (Л. В. Занков - 1935, М. С. Левитан - 1939, И. М. Соловьев - 1940, Г. М. Дульнев - 1940, М. М. Нудельман - 1940, Б. И. Пинский - 1954, Х. С. Замский - 1954, В. Г. Петрова - 1957) выявлены многие качественные особенности, которыми характеризуется память У. О. школьников.
Процессы памяти формируются у них, как и у нормальных школьников, во взаимодействии с окружающим миром и не могут поэтому не зависеть от характера воздействия оказываемого на детей в процессе воспитания и обучения. При помощи специальных методов обучения и воспитания можно значительно развить память У. О. школьников. Развитие памяти у них зависит в сильной степени от эффективности применяемых в процессе обучения и воспитания приёмов и методов.

Запоминание.

Непреднамеренное (Непроизвольное)Преднамеренное (Произвольное)

Преднамеренное (Произвольное) - ставим перед собой задачу запомнить то, что воспринимаем и используем для этого определённые приёмы и способы.
Одна из форм преднамеренного запоминания - заучивание. В процессе заучивания мы делаем ряд повторных попыток лучше запомнить материал, фиксируем своё внимание на тех местах, которые труднее запечатлеваются в памяти.
У У. О. школьников непреднамеренное запоминание не очень отличается от преднамеренного. Учащиеся вспомогательной школы воспринимают материал, не стараясь запомнить его. Очень важно поэтому воспитывать у У. О. школьников умение воспринимать материал в процессе заучивания с установкой на то, чтобы его запомнить. Этого удаётся достигнуть лишь при систематическом проведении с ними специальной коррекционно-воспитательной работы.
У У. О. детей отстаёт развитие не только преднамеренного, но и непреднамеренного запоминания. Поэтому большое внимание должно быть уделено также развитию этого вида запоминания.

Непреднамеренное запоминание даёт максимально успешные результаты только при наличии определённых условий:

1 УСЛОВИЕ - мыслительная активность человека в процессе деятельности. Наиболее благоприятной для непреднамеренного запоминания является деятельность, требующая наибольшего проникновения в смысловое содержание материала.
2 УСЛОВИЕ - Материал должен иметь значение, ребёнок должен осмыслить его, осознать содержание мыслей и фактов.

При запоминании материала без должного понимания содержания он запечатлевается в памяти в результате "механического" заучивания, опирающегося только на многократные повторения. Осмысленное запоминание отличается от неосмысленного тем, что оно происходит всегда в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти и оно более продуктивно, чем механическое. Установлено, что при осмысленном запоминании точность, прочность и скорость запоминания гораздо эффективнее, чем при механическом.
В основе осмысленного запоминания существенные и опосредствованные связи между отдельными частями материала. В основе механического запоминания лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов. При осмысленном запоминании всегда участвует прошлый опыт, ранее усвоенные знания и навыки, содействующие более эффективному запоминанию материала.
У У. О. детей механическая память не отличается от механической памяти нормальных детей. Смысловая память почти не развивается.

ЭКПЕРИМЕНТ. Детям предлагаются пары слов. Ведущий называет первое слово, а дети должны написать на своих листочках второе слово каждой пары;

1 сочетание Слов: играть - кукла, яйца - курица, резать - ножницы и т.д.
2 сочетание Слов: в каждой паре слова не связаны друг с другом.

У У. О. школьников осмысленное запоминание развивается после десятилетнего возраста. Эффективность отсроченного воспроизведения возрастает резко после 12 лет.
Осмысленное запоминание играет исключительно важную роль в процессе усвоения знаний. Успешное обучение невозможно без осмысленного запоминания сообщаемых в школе знаний.
Для того, чтобы развивать осмысленное запоминание у У. О. школьников, необходимо в процессе обучения и воспитания научить их пользоваться рациональными приёмами запоминания.

  1. Сравнение - эффективное средство запоминания У. О. школьников, запоминая два сходных объекта, воспринимают и осмысливают каждый из них в отдельности, не устанавливая между ними сходства и различия. У. О школьники нуждаются в том, чтобы их научили пользоваться сравнением в процессе запоминания, находить сходство и различие между объектами.
  2. Развитие умения сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты (выделение существенного).
  3. Расчленение материала на отдельные смысловые части, осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические связи и отношения.
  4. Развитие интереса и положительного отношения к материалу в процессе усвоения и запоминания. Побуждение к самостоятельной и активной работе.
  5. Учёт склонностей и интересов учащихся. Побор таких материалов, которые имеют личностное значение.

Наглядные пособия и дидактический материал способствуют повышению интереса к учёбе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.