Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы понятия и сущности права





 


Современное право потому и имеет большую притягательную силу, что обладает способностью самореализовываться в массовых действиях, поведении, деятельности людей. Эта способность приоб­ретает тем большую масштабность, чем правильнее отражает зако­номерности общественного развития, потребности, интересы и волю народа, (а не только волю определенных групп людей, лиц и т.д.). Сила этого права состоит не только в категоричности, строгости и обеспеченности принуждением (что, разумеется, само по себе яв­ляется очень важным и специфически необходимым для всякого права, в том числе цивилитарного), но и в том, что опирается на сознательность людей, их дисциплину и организованность, чувство ответственности за ее настоящее и будущее.

Авторитет, сила, моральность права, обусловливающие созна­тельное, массовое и активное осуществление его велений гражда­нами, должны ориентировать российскую юридическую науку на изучение правореализующей деятельности. Нельзя ограничиваться лишь обобщением правоприменительной практики административ­ных и судебных органов, которые имеют дело в основном с право­нарушениями, с отрицательными, противоправными поступками людей (поэтому-то действие, например, гражданского права, как правило, рассматривается лишь по гражданским делам, уголовное право изучается лишь по судебной практике). Между тем это не ос­новной путь изучения действия права.

За пределами интересов российской юридической науки не должна оставаться общая положительная функция права — регу­лирование правомерного поведения людей. Необходимо изучать «нормальное» действие права, изучать прежде всего по правилу, а не по исключению, когда оно нарушается (хотя и последнее, ко­нечно, важно). Такое изучение предполагает анализ не только сугу­бо «юридического» механизма непосредственного воздействия на поведение людей, но и всех тех много- и разнообразных путей, фак­торов и средств влияния на личность, которые в соответствующих условиях места и времени способствуют ее правомерной деятельно­сти, профилактируют правонарушение, усиливают механизм право­вого регулирования общественных отношений.

Общеобязательностью характеристика права ограничиться не может не только потому, что всякое общее реализуется через от­дельное, но и потому, что правовые предписания имеют своим ад­ресатом как всех членов общества, так и отдельных граждан. Не­нормативные правовые акты обращены лишь к отдельным лицам. Но индивидуальность адресата этих актов вовсе не лишает их пра­вового характера со всеми вытекающими отсюда последствиями (обязательность, обеспеченность принуждением и т.д.). Таким обра­зом, современное цивилитарное право может выражаться как в об­щеобязательности, так и в индивидуальной обязательности.


Обеспеченность права. Одним из преимуществ современного права перед любым иным в истории известным типом права явля­ется то, что оно обеспечено в своей реализации не только принуди­тельной силой государства, но и деятельностью самых разных пар­тий, различных общественных организаций, трудовых коллективов, бизнес-структур, предпринимателей. Конституционные права рос­сийских граждан, например, обеспечиваются необходимыми мате­риальными, социальными и юридическими гарантиями. Так, пра­во на труд обеспечивается всей системой рыночного хозяйства, ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обу­чением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием системы профессиональной ориентации и трудоустройства.

Право на образование обеспечивается бесплатностью образова­ния (хотя разрешается и платное обучение граждан), осуществлением обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью. Право участвовать в управлении государственными делами обеспечивается возможно­стью избирать и быть избранными в различные выборные государ­ственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в работе государственных органов, политических партий, общественных организаций и органов общественной само­деятельности.

Современное право обеспечивается и государственным принуж­дением, используемым в тех случаях, когда нарушаются правовые предписания, требования законов и иных правовых актов. Принуж­дение является средством пресечения правонарушений и самого опасного его вида — преступлений. Однако в условиях демократи­ческого общества принуждение является не основным, а вспомога­тельным средством обеспечения реализации права. Причем прину­ждение применяется на базе убеждения и вслед за убеждением большинства граждан в целесообразности исполнения правовых предписаний. Кроме того, оно осуществляется в отношении лишь отдельных членов общества, не исполняющих или нарушающих требования права. Оно используется только на основе и в строгих пределах закона, преследует цель пресечения правонарушения или преступления, обеспечения образцового правопорядка и перевоспи­тания нарушителей закона.

Важно разобраться с проблемой взаимоотношений содержания и формы права. Проблема содержания и формы права может рас­сматриваться в различных аспектах, поскольку имеет множество связей, сторон, граней и их взаимных отношений в структуре «пра-



II. Проблемы теории права


8. Проблемы понятия и сущности права



 


вовой материи»1. Так, в отношениях с другими явлениями общест­венной жизни право выступает либо в качестве формы, либо в ка­честве содержания. Если, например, право рассматривается в от­ношении с экономической основой общества, то его содержанием будут отраженные производственные отношения, а все остальное выступают в качестве формы этого содержания. Если же право рас­сматривается само по себе как относительно самостоятельное явле­ние, то будет иметь и свое собственное содержание, и свою собст­венную форму, которые находятся в определенном отношении между собой.

Более того, право как таковое существует и действует в виде мно­гочисленных правовых явлений, которые сами по себе имеют и свое содержание, и свою форму. Вместе с тем каждое из этих правовых явлений выступает в качестве содержания по отношению к одним правовым явлениям (например, правосознание по отношению к нор­ме права в процессе ее создания) или в качестве формы по отноше­нию к другим правовым явлениям (например, правоотношение явля­ется одной из основных форм реализации правовой нормы).

Изучение любого исторического типа права, в том числе пост­социалистического, цивилитарного, предполагает определение не только его сущности, но и содержания. В нем непосредственно об­наруживается определенное назначение, направленность и цель ка­ждой правовой системы.

Общая воля государственно-организованной группы людей, элиты, класса и т.д. как сущность права обретает соответствующую конкретизацию в содержании многочисленных правовых явлений — в нормативных и ненормативных актах, правосознании и правовой политике, правоотношениях и иных формах реализации правовых предписаний. Сущность и содержание современного права едины. Сущность проникает в содержание совокупности правовых явлений и в каждый отдельный элемент правовой системы, в которой за­ключена определенная «клеточка» содержания типа права. Следова­тельно, сущность и содержание права — однопорядковые катего­рии, что вовсе не означает их полного совпадения. Сущность права в абстрактно-концентрированной форме обобщает главные, основ­ные, важнейшие свойства его содержания, в содержании права нахо­дит свою конкретизацию, продолжение и раскрытие его сущность.

Если категория сущности применительно, например, к норма­тивным актам демократического российского государства показыва­ет, что последние выражают общую государственную волю нашего

' Подробнее об этом см.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. С. 238-303.


народа (а не какой-то группы людей, классов и т.д.), то категория содержания вскрывает, какие конкретные требования выдвигает эта воля. Это означает, что содержанием нормативных правовых актов является не просто государственная воля, а государственная воля, опосредованная в соответствующих, вполне определенных правовых правилах поведения.

Изучая содержание той или иной правовой нормы в целях, на­пример, ее практической реализации, недостаточно понять лишь смысл ее текста. Необходимо обнаружить более глубоко лежащую сущность текста, содержание именно этой, а не какой-либо иной нормы. Необходимо не только уяснить текстуальное выражение правовой нормы, но и определить, чьи интересы она отражает, воля какой именно группы людей, элиты, класса и т.д. в этой норме за­ключена, какое именно требование она выдвигает.

Чтобы выяснить, воля какой именно группы, элиты, класса и т.д. составляет содержание отдельной правовой нормы, необходимо об­ратиться к сущности той правовой системы, к которой относится правовая норма. В результате познания не только содержания отдель­ной правовой нормы, но и сущности правовой системы окажется, что содержание этой нормы имеет далеко не те смысл, назначение и цель, какие имеет текстуально совпадающая с ней правовая нор­ма другой правовой системы.

Однако задача изучения правовой нормы этим не ограничивает­ся. Необходимо определить, почему воля данной группы, элиты, класса, и т.д., составляющая содержание правовой нормы, возникла и устремлена в то, а не иное направление, какие именно объектив­ные и субъективные факторы общественной жизни породили эту волю, ее конкретный смысл, назначение, цель. Почему правило по­ведения, закрепленное в правовой норме, имеет именно то, а не иное содержание. Для этого необходимо выйти за пределы право­вой нормы и обнаружить причины, которые породили и определи­ли се содержание. Здесь действуют общие философские требования, предъявляемые к познанию любого явления.

Изучая содержание какого-либо явления как следствия, мы должны познать причину или причины этого явления. Точно так же дело обстоит и с содержанием правовой нормы. Для его изучения необходимо познание конкретных условий, внешней среды, при которых она возникла, сформировалась и применяется1. Поскольку условия жизни социалистического и постсоциалистического об­ществ весьма различны, постольку в итоге изучения оказывается принципиально различным и содержание социалистических и пост-

См.: Мальков Б.Н. Философия права. М., 2006. С. 43—46.


 



II. Проблемы теории права


8. Проблемы понятия и сущности права



 


социалистических правовых норм несмотря на то, что нередко внешне, текстуально они совпадают. Изучение не только правовых норм, но и любых иных правовых явлений требует такого подхода. Так, изучая содержание конкретного правоотношения, недостаточно понять лишь его внешние проявления во взаимных правах и обязан­ностях соответствующих субъектов, а необходимо проникнуть вглубь тех сущностных причин, которые обусловили характер и осо­бенности данного правоотношения.

Воля той или иной группы людей, элиты, класса, и т.д., чтобы стать государственной, обязательной волей, должна быть соответст­вующим образом выражена, т.е. иметь определенную форму. Не мо­жет быть содержания вне формы, без которой ее «нельзя видеть, осязать и т.д.». И наоборот, форма немыслима вне содержания, по­скольку формы являются «формами живого, реального содержания, связанными неразрывно с содержанием». Но если содержание и фор­ма представляют две неразрывно связанные между собой категории, существующие вместе как две стороны любого предмета и явления мира, то, следовательно, в праве содержание и форма — не только связанные между собой категории, но и стороны одного и того же правового «материала».

Содержание правового явления реально, объективно существует лишь тогда, когда оформлено. Но и форма права не может существо­вать без его содержания, поскольку форма должна организовать и вы­ражать данное содержание. Если нет того, что должно быть орга­низовано и выражено (содержания), то, естественно, не может быть и самой организации, самого выражения (формы). Основани­ем формы нрава всегда является его содержание. Во взаимодейст­вии содержания и формы права определяющая роль принадлежит содержанию, ибо форма права, будучи структурной организацией данного правового содержания и его выражения, зависит от того, что именно ею организуется и выражается.

Содержанию права присуще постоянное развитие, отражающее движение и изменение общественной жизни. Развитие же формы права является опосредованным, происходит через изменение на­правленности цели и функций содержания. Однако определяющую роль содержания права по отношению к его форме не надо абсолю­тизировать: на развитие той или иной формы права влияют и иные факторы социальной реальности (национальные традиции, особен­ности исторической обстановки и т.д.), равно как и существующие формы действующего права (например, наличие развитых форм рыночного законодательства, влияющих на формы текущего рос­сийского законодательства). Тем не менее в основном непосредст­венно определяющее значение в развитии форм права принадлежит его содержанию.


Кроме того, подобно тому, как сущность может быть первого, второго и т.д. порядка, так и форма может быть более или менее глубоко рефлектированной внутрь себя. Если, например, структура правовой нормы (состоящая из разных элементов) внутренне им­манентна, типична для содержания всякого правового правила по­ведения, то внешнее ее выражение в зависимости от ряда объек­тивных и субъективных условий и обстоятельств имеет отнюдь не одинаковую степень связанности со своим содержанием. В одних случаях она выражается только в законе, во вторых — либо в зако­не, либо в иной форме актов высших органов государственной вла­сти и управления, в третьих — может быть выражена в форме актов как высших, так и местных государственных органов, в форме ак­тов как органов общей компетенции, так и органов специальной компетенции.

Эти положения относятся не только к правовым нормам, но и с из­вестным своеобразием ко всем «частям правовой материи» — не­нормативным актам и предписаниям, правоотношениям, правосоз­нанию и т.д.1 Так, для рыночного правосознания характерно то, что в его основе лежит современное, цивилитарное мировоззрение, но внешнее его выражение имеет различные уровни: обыденное, прак­тическое и теоретическое правосознание, каждое из которых при­нимает множество форм выражения.

Итак, следует не только видеть множественность форм одного и то­го же содержания, но и различать внутреннюю и внешнюю формы права. Проследим это па примере одного из важнейших правовых явлений — норме права. Внутренняя форма правовой нормы — это система строения, архитектоника, способ связи частей, структура, определенным образом организующая содержание этой нормы. Обычно в литературе эту форму называют структурой правовой нормы. Внешняя форма правовой нормы — это выражение вовне внутренне организованного содержания ее. Обычно в литературе эту форму называют формой выражения права, нормативным актом или источником права в так называемом формальном смысле (за­кон, указ, постановление и т.д.).

Различие между сущностью и содержанием права, между содер­жанием и формой права, между внутренней и внешней формами права не только теоретически вскрывает диалектику их связи и взаи­мопроникновения, но и имеет непосредственное практическое зна­чение. Так, если сущность права обнаруживает, волю какой именно группы людей, класса и т.д. (или всего народа), организованного в государство, право выражает и закрепляет, то содержание права

1 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. С. 48—70.



III. Проблемы теории права


8. Проблемы понятия и сущности права



 


определяет, какие именно требования эта воля выдвигает. Если со­держание права определено, то оно может быть выражено в раз­личных, но не в любых формах. Если содержание права определяет его формы, то эти формы должны быть не всякого, а именно пра­вового содержания.

Если внутренняя форма придает всем правовым нормативным и ненормативным актам обязательную силу, то внешняя форма оп­ределяет степень юридической силы каждого нормативного и не­нормативного акта по отношению к другим актам. Все норматив­ные правовые акты обязательны к исполнению, но не все из них в соотношениях между собой обладают одинаковой юридической силой (например, закон и постановление одинаково обязательны к исполнению, но закон обладает большей юридической силой, чем постановление).

Эта трактовка категорий вскрывает взаимодействие между ними и тем самым ориентирует практику на правильное их использование. Так, в процессе развития содержания права наступает такой мо­мент, когда его новые качества не укладываются в рамки старой формы. Тогда происходит «сбрасывание» старой формы права новым правовым содержанием, возникновение новой формы, адекватной своему содержанию. Однако такое «сбрасывание» старой формы пра­ва происходит лишь при смене общественно-экономического строя, что отдельные старые формы права при определенных исторических условиях могут выражать новое правовое содержание, что иногда правовые акты прошлого общественно-экономического строя (а сле­довательно, их формы) могут сохраняться в новой формации (разу­меется, в преобразованном виде). Так, в современном российском праве новая власть и сегодня использует отдельные старые совет­ские законы, поскольку они не вступали в противоречие с рыноч­ной основой российского общества. Но при этом главным является то, что эти законы, включаясь в новую правовую систему, изменя­ют свою социальную направленность и цель, служат интересам но­вых цивилизованных отношений.

Таким образом, современное (постсоциалистическое, цивили-тарное) право есть государственная воля определенных групп лю­дей, элит, классов и т.д., выраженная в системе (совокупности) обще­обязательных норм, направленных на регулирование общественных отношений в интересах этих групп людей, элит, классов и т.д. и обес­печенных в своем осуществлении принудительной силой государства.

Традиционное определение права внутренне противоречиво. Если основой, сущностью и содержанием права является воля оп­ределенных групп людей, элиты, класса, то уже это обстоятельство


исключает возможность его сведения лишь к совокупности норм по той причине, что сама воля — не нормы, а вид сознания, т.е. реали­зующаяся в практических действиях форма сознания. Если в нормах права выражена чья-то воля, то в силу этого право не может быть обычной совокупностью норм, а является динамикой этих норм, реализующимися нормами. Воля только в том случае есть воля, ес­ли действует, функционирует, реализуется. Главной же формой реа­лизации норм являются правоотношения, хотя правоотношения — это не единственная форма реализации правовой нормы.

Таким образом, жизнь права не только в его существовании, но и в функционировании, реализации. Лишь в движении права от возможности к действительности, в воплощении правовых установ­лений в регулируемых отношениях обнаруживается его назначение и эффективность. Оно обретает преобразовательную силу не само по себе, а в процессе воздействия на развитие социальной действи­тельности, в переходе в эту действительность и ее опосредствова­нии, регулировании и изменении.

Наличие одного, правильного и важного, определения права, имеющего специальное значение, не может и не должно служить препятствием для других определений права, отражающих его более широкую трактовку как сложной социальной системы, не сводимой лишь к системе норм. Наличие и других определений права лишь обогатит теоретическую мысль новыми понятиями, ориентирующи­ми нас на поиск всесторонних и углубленных связей и отношений права с другими явлениями и процессами общественного бытия. Та­кой подход важен и с практической точки зрения, ибо привлекает внимание не только к законодательству как таковому и проблеме его совершенствования, но и проблемам его реализации, эффек­тивности и результативности его действия на современном этапе.

Понимание права как сложного и многогранного социального явления позволит юридической науке выйти на широкий простор творческого содружества с другими отраслями научного знания. Но каждый, кто стремится к научному сотрудничеству, должен выйти за пределы специфики объекта, профессионально его интересующе­го для того, чтобы «встретиться» со своими партнерами — предста­вителями иных отраслей знания в целях всестороннего и глубокого познания объекта.

Современное (постсоциалистическое, цивилитарное) право — это государственная воля определенной группы людей, элиты, класса и др., направленная на регулирование общественных отношений в це­лях охраны существующего, демократического строя и реализуемая через систему обязательных нормативных и ненормативных пред-



II. Проблемы теории права


Глава


 


писаний, правоотношений и иных форм, обеспеченных силой госу­дарственного воздействия. Современное право есть государственная воля всего народа, направленная па регулирование общественных отношений в целях охраны завоеваний демократического строя, реа­лизуемая через систему обязательных нормативных и ненормативных предписаний, правоотношений и иных форм, обеспеченных деятель­ностью государства и иных участников общественных отношений.

Право представляет собой «материализацию» определенной формы правосознания — государственной воли всего народа. Соци­альное назначение современного права состоит в регулировании общественных отношений в целях охраны завоеваний демократиче­ского строя. Это право не только выполняет охранительную функ­цию, но и является творчески преобразующим фактором в созида­нии новых, цивилизованных отношений. Основной сущностный признак современного права реализуется не через один канал (со­вокупность норм права), а через их систему: обязательных норма­тивных и ненормативных предписаний, правоотношений и иных форм. Право реализуется не только потому, что обеспечено принуди­тельной силой государства, но и благодаря мобилизующей и органи­зующей деятельности других субъектов общественных отношений, привлеченных к работе по поддержанию правопорядка в стране.


 

ПРОБЛЕМЫ

ИСТОЧНИКОВ

ПРАВА

Среди теоретиков государства и права нет единого мнения отно­сительно того, что следует понимать под источниками права. Под источниками права первые понимают деятельность государства по созданию правовых предписаний (норм), вторые — результат данной деятельности, а третьи вообще говорят о формах права1.

Правильнее вторая точка зрения, ибо две другие позиции каса­ются несколько иных юридических явлений. Деятельность государ­ства по созданию правовых предписаний — это скорее всего об­ласть правотворчества. Формы права, конечно, тесно связана с его источниками, но она показывает несколько иное: скажем, как ор­ганизовано содержание права вообще, как оно выражено вовне. При этом можно говорить и о внутренней форме права, т.е. о его структуре, системе элементов, составляющих содержание этого яв­ления, и рассуждать также о внешней форме, т.е. о совокупности юридических документов, формально закрепляющих правовые яв­ления и позволяющих ими пользоваться.

С логических позиций источники права можно легко делить на следующие три вида: 1) материальные, 2) идеальные и 3) юридиче­ские. Если первых два вида нас интересуют в общем, правотворче­ском плане, ибо в первом случае речь идет об анализе объективных, материальных потребностей общества в нормах права, во втором — о влиянии особенностей международной и внутренней обстановки на сознание и ориентацию законодателя, то в третьем случае речь идет о результатах оформления правотворчества, т.е. о так называе­мом источнике формирования, о формировании источников права.

В понятие «источник права» Г.Ф. Шершеневич вкладывал весь­ма широкую многозначительность. И он отмечал по этому поводу: «Под этим именем понимаются: а) силы, творящие право, напри­мер, когда говорят, что источником права следует считать волю Бо­га, волю народную, правосознание, идею справедливости, государ­ственную власть; б) материалы, положенные в основу того или


1 См.: Разумеет Н.Я. Источники и формы права // Сов. гос-во и право. 1988. № 3; Морозова Л.А. Указ. соч. С. 236—253.



III. Проблемы теории права


9. Проблемы источников права



 


иного законодательства, например, когда говорят, что римское пра­во послужило источником для германского Гражданского кодекса, труды ученного Потье для французского Кодекса Наполеона, Ли­товский статут для Уложения Алексея Михайловича; в) историче­ские памятники, которые когда-то имели значение действующего права, например, когда говорят о работе по источникам, например, по Corpus juris civilis, по Русской Правде и т.п.; г) средства позна­ния действующего права, например, когда говорят, что право мож­но узнать из закона». Ученому не совсем нравилось разнообразие значений, придаваемых выражению «источники права», и он даже предлагал отказаться от него и заменить другим выражением — «форма права»1.

Однако в то время, когда жил и творил Г.Ф. Шершеневич, та­кое предложение имело право на существование, а сегодня, пожа­луй, оно спорно. «Источник» — более строгое понятие, чем «фор­ма». Хотя употребление этих терминов в паре «источник (форма)», «форма (источник)» никакого «вреда» юридической науке и прак­тике не принесет.

Возникновение отдельных норм права обусловлено определен­ными явлениями общественной жизни, которые в совокупности, составляя причину возникновения норм права, образуют то, что можно назвать источниками права. Источником права в этом смысле являются материальные условия жизни общества. Последние опре­деляют собой совокупность общественных отношений. Ими, в ча­стности, определяется содержание воли народа (группы людей, класса, элиты и др.) и само появление тех или иных норм.

Понятие источника права в юридических науках употребляется и в другом, юридическом, смысле. Под источником права в этом смысле понимается та особая специфическая форма, в которую об­лекаются нормы права. Направления и способы, по которым форми­руются источники права, неодинаковы, отвечая специфике отдельных их видов, особенностям развития различных обществ и цивилизаций, формам государства. Основные пути формирования:

• непосредственное волеизъявление народа в виде голосования
или опроса по проектам юридических актов (решения народ­
ных собраний, референдум, плебисцит и т.д.);

• правотворчество — принятие нормативных правовых актов
полномочными государственными органами, а также органа­
ми местного самоуправления;

• трансформация как установленный государством порядок
применения норм международного права на своей террито­
рии, который может быть выполнен в виде индивидуальной

1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1995. Т. 2. С. 5.


имплементации — «переводе» таких норм, превращении в нор­мы национального права законодательным путем и общей им­плементации — рассмотрение международно-правовых правил как составных частей национального права, т.е. непосредствен­но действующими;

• санкционирование — одобрение государством в виде общеобя­
зательных правил поведения социальных норм, полезных для
него в силу их длительного действия и влияния на население;

• придание обязательной силы судебным решениям по кон­
кретным делам;

• признание государством юридической силы соглашений меж­
ду субъектами права с установлением взаимных прав и обя­
занностей в качестве правовых норм1.

Исходя из разных путей формирования источников, можно вы­делить и разные источники права. Причем разнообразие источни­ков подкрепляется жизнью и практикой правового регулирования. Так, на основании этого критерия Ж.-Л. Бержель предлагает делить источники права на самопроизвольные (или спонтанные) и предпи­санные. В то же время ученый признает условность этого подразде­ления, поскольку по мере развития общественных форм жизни воз­никает потребность в обнародовании юридических правил, в доведении их до широких масс независимо от того, возникли ли эти правила самопроизвольно (спонтанно) или посредством специальных пред­писаний. С развитием государства официальные источники права стали преобладающими, причем их различное «происхождение» связано лишь с проблемами технического характера2. В работе Бержеля приведены и иные классификации источников права — письменные (закон) и неписьменные (обычай), прямые (закон, обычай) и косвенные (толкование закона и судебная практика), официальные (закон и судебная практика) и неофициальные (обы­чай и толкование законов).

Принятый в отечественном правоведении подход, когда права последовательно перечисляются, вполне правомерен. Наиболее ин­тересный в этом плане подход к классификации источников права предпринял Г.Ф. Шершеневич. Отталкиваясь от российский истори­ческих традиций и целесообразности он, в частности, выделил и ис­следовал в качестве источников права закон (виды законов), зако­нодательство России в целом, правовые обычаи, административные указы и судебную практику3. Причем его выводы и предложения для правовой системы России актуальны и сегодня.

1 См.: Оксамытный ВВ. Указ. соч. С. 351—352.

2 См.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко. М,

2000. С. 102-103, 104.

3 См.: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 5—91.



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.