Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изменение коммуникативных способностей



Диалог "человек-компьютер" может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков. Возможно возникновение таких новых психологических эффектов как "сужение диапазона эмоций", "размывание (или наоборот - повышение жесткости) коммуникативных границ", "трудности в понимании психологического контекста диалога человека с человеком", "монологический стиль взаимодействия с людьми" пользователя.

Процесс развития личности и ее навыков диалога с другими людьми не прекращается всю жизнь. В ходе жизни коммуникативная сфера человека может обогащаться или сужаться, ценностно переориентироваться, развиваться и совершенствоваться или стереотипизироваться и регрессировать.[4] При взаимодействии человека с компьютером часто возникает иллюзия общения с реальной личностью, поскольку диалог происходит на языке, понятном человеку, производится обмен информацией. Таким образом, включение когнитивного уровня взаимодействия, аналогичного тому, который имеет место в системе "человек-человек", создает основу для незаметной сознанию пользователя подмены реального партнера по общению виртуальной когнитивной моделью, которую представляет компьютер. Другие слои общения человека при этом могут постепенно редуцироваться, упрощаясь и сужаясь по диапазону и глубине переживания и внешнего выражения. Психическая функция, которая не востребована во взаимодействии человека с компьютером, будет постепенно регрессировать. Эта тенденция выражается в таких эффектах, как "сужение и уплощение эмоций, участвующих в непосредственном общении человека с человеком", "размывание нормативно-ценностной сферы личности в сфере взаимодействия с другими людьми". С другой стороны, усечение структуры общения, обеднение эмоциональных и ценностных слоев взаимодействия с другим человеком, приводит к возникновению психологических трудностей в общении с реальными партнерами. Личность, стремясь к облегчению своего эмоционального состояния и снижения психологической нагрузки от реального "трудного" общения неосознанно удаляется от реального взаимодействия с реальными людьми и укрепляется в своем центрировании на "общении" с виртуальным "простым и понятным" партнером. Этот психологический эффект определяется как "защитный уход в виртуальную реальность", сопровождающийся явлением "повышения жесткости и непроницаемости коммуникативных границ для реальных собеседников".[5]

Личность, центрированная на взаимодействии с компьютером, значительно уменьшает свою возможность получать личностно-ориентированную обратную связь от окружающих людей, которая побуждала бы его к реалистической оценке себя, а также к личностному и межличностному самосовершенствованию. Техническая интеллектуальная система не дает пользователю негативной личностно-ориентированной обратной связи, которая могла бы в устах людей иметь "болезненную" форму, поэтому появляется дополнительный "аргумент" для подсознания человека в пользу выбора виртуального, простого во взаимодействии "партнера". Человек, достигающий успеха в компьютерных играх, написании компьютерных программ и т.д., ощущает повышение самоуважения. В связи с сужением непосредственного общения и уходом от реального взаимодействия с живыми людьми пользователь не накапливает нового жизненного опыта. Личность может "застревать" на том этапе своего личностного и социально-психологического развития, на котором произошла фиксация на "виртуальном партнере" (компьютере). [5]

Результатом длительного взаимодействия человека с компьютером может явиться личностная профессиональная деформация. Человек, работающий постоянно в данной системе взаимодействия с компьютером, может неосознанно переносить монологический когнитивно-деятельный паттерн на построение отношений с людьми. Это в свою очередь может приводить к нарушению демократического стиля общения с людьми, возникновению конфликтных ситуаций, потере психологического контакта с другими людьми, профессиональной деформации личности оператора, программиста. Возникает «порочный круг», когда человек, получивший психологическую травму в отношениях с людьми, находит во взаимодействии с компьютером возможность сбалансировать свое эмоциональное состояние.

Прогнозируя дальнейшее развитие личности, постоянно взаимодействующей с компьютерными технологиями, можно проследить тенденции: к одностороннему развитию психики; уходу от реальных трудностей непосредственного межличностного общения во взаимодействие в виртуальном пространстве и с виртуальным собеседником; сужению коммуникативной среды; консервации или регрессу навыков общения; эмоциональной депривации; возникновению эмоционально-замещающих деятельностей и формированию психологических зависимостей от них и т. д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.