Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компьютерная тревожность



Министерство образования и науки Российской Федерации

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «История, культура и социология»

 

 

Семестровая работа

«Психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером»

 

 

Выполнил: студент группы ТОА-426 Кононенко Е.В.

Проверил: доц. Ященко Р.В.

 

Волгоград, 2010г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………….3

Компьютерная тревожность…………………………………………4

Изменение коммуникативных способностей………………...........11

Аутизация и «уход» в виртуальную реальность…………………14

Исследование зависимости от компьютера М. Шоттон…………18

Заключение………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………25

 

Введение:

Проблема взаимодействия человека и компьютера возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. На сегодняшний день информационные технологии (ИТ) завоевывают все новые сферы человеческой деятельности. Как и во многих других странах, в России отмечается высокая степень применения компьютеров как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических проблем взаимодействия человека с компьютером. Как показывает мировой и отечественный опыт, компьютеры оказывают все более активное воздействие на формирование психических процессов личности. Проводятся исследования психических состояний пользователей компьютеров, так как значимость состояний психики в различных сферах человеческой деятельности чрезвычайно велика. Психические состояния являются фоном психической деятельности, влияют на динамику психических процессов, также психические состояния во многом обусловливают эффективность различных видов деятельности, оптимальность общения и поведения, продуктивность труда. При этом вопросы, связанные с данной темой, изучаются в основном в теоретическом плане, экспериментальных исследований проведено крайне мало.

Моей целью в данной работе является попытка изложить психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, показать их влияние на личность и на её психические процессы.

Главными задачами моей работы являются:

- обозначить психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером;

- проанализировать более подробно выявленные проблемы и их влияние на личность;

- рассмотреть одну из проблем на примере проведенного исследования

 

Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением) могут возникать как положительные, так и негативные последствия. Можно выделить следующие психологические проблемы, возникающие у человека при работе на компьютере:

· компьютерная тревожность;

· изменение коммуникативных способностей;

· компьютерная зависимость;

· «уход» в виртуальную реальность;

· аутизация;

· и другие

Рассмотрим выявленные проблемы более подробно.

Компьютерная тревожность

В результате бурного развития компьютерных технологий и внедрения их в профессиональную деятельность у значительного числа пользователей может возникать эмоционально-психологический дискомфорт при взаимодействии с компьютером. Боязнь компьютера, техностресс представляют собой барьер, отделяющий «непрофессионалов» от компьютерных возможностей.

Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, ряд исследователей выделяет феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, негативными замечаниями по поводу ЭВМ и информатики, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся[1]. Компьютерная тревожность довольно распространенное явление. По данным обследования студентов колледжа и бизнесменов [2] 25 % пользователей страдают от «слабой компьютерофобии», в то время как 5 % — резко компьютерофобичны, и до такой степени, что проявляются физиологические реакции (тошнота, головокружение, высокое кровяное давление). Крайние проявления компьютерной тревожности, сопровождающиеся физиологическими реакциями, можно отнести к компьютерофобии, сходной с другими видами простых фобий, большинство же такого типа состояний описывается и анализируется в контексте ситуативно-специфической тревожности [3], явно или скрыто проявляющейся в поведении отвержения, избегания, в диапазоне от простого нежелания работать с компьютером до повреждения оборудования.

Компьютерная тревога отличается от негативного отношения к компьютеру, информатике. Компьютерная тревожность — более аффективно окрашенное ситуативное переживание, возникающее при непосредственном использовании либо при обдумывании (обсуждении) возможности использования компьютера. Таким образом, ею страдают люди, для которых вопрос освоения и применения компьютера уже положительно решен ими или обстоятельствами. Преломляясь через особенности индивидуального опыта, объективно нейтральная и константная ситуация становится субъективно нагруженной ассоциативными связями и оценками. Отрицательные эмоции, психологический дискомфорт выступают в качестве индикатора диссонанса взаимодействующих элементов ситуации.

Эмоционально дискомфортное состояние требует выхода из ситуации. Поведение при выходе может быть двух типов: поведение избегания — уход из ситуации в той или иной форме или внутреннее изменение (мотивации, установок, ассоциативных связей), в результате которого изменяется и становится приемлемой субъективная ситуация. Психорегуляция в субъективно негативной ситуации требует дополнительных усилий и ресурсов, которые забираются от осуществляемой в данной ситуации деятельности — учебной, познавательной, трудовой и т. д. В результате продуктивность деятельности значительно снижается, вплоть до полной ее дезорганизации. Так, в процессе компьютеризированного обучения у людей, впервые столкнувшихся с компьютером, возникающая тревога, во многом связанная с новизной и неосвоенностью предлагаемого средства обучения, препятствует усвоению знаний, а включение защитных механизмов психики приводит к формированию мотивации отвержения не только самого учебного процесса, но и всего предметного содержания.

Исследование причин возникновения компьютерной тревожности

Чтобы управлять процессом личностно-ситуативного взаимодействия, необходимо проанализировать, какие элементы ситуации общения с ЭВМ провоцируют тревожность, условия, при которых эти элементы связываются с предыдущим опытом тревожности, пути преодоления ситуативного неблагополучия. С целью выявления причин, лежащих в основе отвержения компьютеров, был проведен опрос пользователей различной квалификации и возраста в форме направленной беседы и анкетирования. Анкетирование проводилось среди студентов, аспирантов и слушателей ФПК московских вузов в ходе непосредственного взаимодействия с компьютером, на занятиях по информатике.

Беседа строилась по следующим направлениям: отношение опрашиваемого к компьютеризации в целом, потребность в освоении и использовании компьютеров, с чего начал осваивать компьютер и как происходил процесс знакомства с его возможностями, положительные и отрицательные моменты взаимодействия с ЭВМ, было ли негативное состояние в начале овладения компьютером, с чем оно было связано, в чем проявлялось, как преодолевалось, когда и в результате чего пропало. Дополнительно выяснялся уровень компьютерного опыта путем оценки его с помощью выяснения умений и знаний в области вычислительной техники. Кроме того, опрашиваемый сообщал некоторые сведения о своем образовании (техническое или гуманитарное) и интересах. Пользователи, отметившие наличие состояния тревоги, беспокойства при взаимодействии с компьютером, более подробно описывали ситуацию, в которой возникали негативные эмоции, те элементы взаимодействия с машиной, которые субъективно были наиболее стрессогенными. Фиксировались также высказывания испытуемых в ходе спонтанных споров. Особенно интересными оказались беседы пользователей разной квалификации, когда в ходе доказательства своего мнения они осознавали и раскрывали причины возникавших трудностей и способов их преодоления.

Анкета составлялась в соответствии с наиболее информативными вопросами, которые были использованы в ходе направленной беседы. Анкетирование приводилось с целью сбора достаточно большого массива информации, качественный и количественный анализ которого позволил бы установить причинно-следственные связи между отдельными блоками информации.[2]

Виды компьютерной тревожности

Анализ описаний субъективных переживаний в ситуациях дискомфортного взаимодействия с компьютером позволил выделить несколько тем, которые отмечались опрашиваемыми в качестве причин возникающего напряжения. Исследования состояний человека при работе на компьютере позволили определить, что компьютерная боязнь имеет индивидуальные особенности, связанные с характером человека, образованием, некоторыми предрассудками. Их качественный анализ показал, что субъективно различаются следующие виды компьютерной тревожности: боязнь испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь техники, математики; боязнь за свое здоровье; боязнь нового, незнакомого; ощущение угрозы интеллектуальной самооценке, проявляющееся в недоверии или сверхдоверии к ЭВМ; ощущение дефицита времени.

Наиболее часто встречались мотивировки, связанные с ощущением незнания, неумения: «Очень неприятное ощущение своей некомпетентности, не знал, что делать, с чего начинать!», «При работе на компьютере порой берет отчаяние из-за того, что я ничего не знаю и не умею!». Близким к данному типу компьютерной тревожности и следующим по частоте упоминания оказался страх сделать что-то не так, сломать, испортить: «Постоянно боялась сделать ошибку, которую не смогу исправить, сломать компьютер». Причем более детальный разбор подобных ситуаций показал, что причины возникновения подобного страха различны: дороговизна оборудования, боязнь повредить значимым людям, попасть впросак, уничтожить машинную информацию — труд многих людей и т. д.

Следующий тип компьютерной тревожности субъективно связывался с инновационными трудностями. Опрашиваемые отмечали, что компьютер, как и все новое дается с трудом, пугает незнакомая терминология, количество новой информации, сложность связывания вновь получаемых знаний с предыдущим опытом и т. д. Подобного типа компьютерная тревожность чаще отмечалась у людей старшего возраста, проходящих переподготовку; хотя трудности усвоении новой информации и языка отмечались и у молодых пользователей, но были менее значимыми и болезненными.

Другой вид компьютерной тревожности можно характеризовать, как цейтнот, ощущение дефицита времени, когда кажется, что за данное время невозможно все понять и запомнить, решить поставленную задачу. Интересно высказывание одной женщины, испытывавшей ранее в других областях страх нехватки времени: «Я не испытывала неприятных эмоций при освоении компьютера, так как не была ограничена во времени, меня не принуждали, и не давила необходимость». Компьютерная боязнь, связанная с ощущением нехватки времени, как показал анализ описаний ситуаций взаимодействия с компьютером, часто соединяется с видами компьютерной тревожности, описанными выше. Состояние цейтнота особенно проявляется при получении контрольного задания, которое нужно выполнить за определенное время.

Те пользователи, которые ранее не были связаны с техникой и математикой, у которых был опыт неудач в освоении точных наук, часто отмечали, что в их сознании компьютер соединился со страхом перед математическими дисциплинами, выглядит сложным и даже недоступным техническим устройством: «Я по своей природе — чистый гуманитарий, понятно, что у меня ничего не получается».

Ощущение интеллектуального превосходства компьютера представляет еще один вид диссонанса при взаимодействии с машиной, связанный с особенностями новой информационной технологии. По данным истории, подобный барьер возникал и при массовом переходе к книжному способу хранения и передачи знаний. Как и тогда, сегодня людей тревожат два фактора: значительная концентрация информации в одном носителе и непривычно быстрый способ оперирования знаниями. Интеллектуальный барьер связан со специфическим образом компьютера и возникает не у всех пользователей. Данный вид компьютерной тревожности проявляется в желании слепо довериться всем советам компьютера или, напротив, воспротивиться непонятному. Человеку кажется, что ЭВМ настолько подавляет его интеллектуально, что даже можно разучиться мыслить самостоятельно.

Еще один вид компьютерной тревоги связан с тем, что работа на компьютере может стать причиной ухудшения здоровья: «Везде пишут о вредном влиянии излучения от мониторов, и это так. Сам я еще работаю, но своего сына я не хочу сажать за еще несовершенную технику». Особенно часто данный тип компьютерной тревожности проявляется как бы косвенно — собственная боязнь подавляется и переносится на других. Родители, воспитатели, педагоги не хотят сажать за компьютер детей, мотивируя нежелание вредностью особенно нашей отечественной техники. Санэпидемстанции районов запрещают создание компьютерных классов и клубов, трансформируя свой страх и часто незнание в мотивировки отказов.

Таким образом, можно выделить несколько типов компьютерной тревожности, которые характерны для разных пользователей в той или иной степени. Необходимо отметить, что обычно преобладает один вид этой тревожности, а другие сопутствуют и усугубляют дискомфортное состояние. Субъективно выделяется определенный фрустрирующий элемент ситуации человеко-машинного взаимодействия: отсутствие времени, необходимых навыков, умений, знаний и т. д. При субъективной нехватке средств осуществления деятельности, отсутствии четкой ориентации, а следовательно, и четких целей и их последовательности возникает неоправданность ожиданий, разрушение планов, пропадает надежда на вознаграждение от цели или объекта. Ситуация нарушения человеко-машинного взаимодействия не застывшее образование, имеет динамический, изменяющийся в ходе и в результате деятельности характер. Основная проблематичность ситуации нарушения может меняться под влиянием динамики внутренних состояний, порождения и оценивания собственного поведения и его следствий. Переживание как деятельность реализуется и внешними, и внутренними действиями [1]: внутренней переработкой травмирующих событий плюс предметно-практической деятельностью, позволяющими преобразовать ситуацию субъективно и объективно.

Учет индивидуальных особенностей дискомфортной ситуации, т. е. вида и степени компьютерной тревожности, и обучение пользователя навыкам внутренней и внешней работы в ситуации нарушения позволят совершить обратный переход от деятельности переживания к исходной деятельности по изучению какой-либо информации с помощью компьютера, работе на компьютере и пр. Таким образом, чтобы преодолеть негативное влияние компьютерной тревожности и, что еще более важно, предотвратить ее появление, необходима специальная подготовка пользователей. Подобная подготовка во многом должна иметь черты «инновационного тренинга», тем более что возникновение компьютерной тревожности характерно преимущественно для начальных этапов взаимодействия с компьютером. Инновационный тренинг должен быть индивидуальным или проходить в группе с близким уровнем компьютерной тревожности, что также способствует снятию групповых, отягчающих эту тревожность, эффектов. Обучение пользователей навыкам преодоления ситуации нарушения взаимодействия может быть и автоматизированным. Как показывает опыт работы с автоматизированным курсом профилактики этой тревожности, индивидуальный компьютерный тренинг с диагностическими и информационными компонентами оказывается достаточно эффективным средством профилактики и преодоления компьютерного дискомфорта.

Чтобы представить формы проведения подобного тренинга, необходимо описать причины, порождающие компьютерную тревожность, т. е. пути актуализации и выделения травмирующих элементов ситуации человеко-машинного взаимодействия, и способы наиболее адекватного выхода из дискомфорта, найденные эмпирически и логически.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.