Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности выступлений адвоката по уголовному делу (в качестве защитника, представителя потерпевшего).



Защитник принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам и участвует в прениях. Он излагает суду соображения: 1) по существу обвинения; 2) относительно обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности подсудимого; 3) о применении уго­ловного закона; 4) о мере наказания; 5) гражданско-правовых по­следствиях преступления.

Структура защитительной речи определяется результатами судебного следствия, особенностями доказательственного ма­териала, характером предъявленного обвинения, избранной защитой позиции, линией поведения обвиняемого и содержа­нием обвинительной речи. Поэтому нельзя дать единую схему защитительной речи. В каждом конкретном случае она строится в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела, опыта и привычки защитника - автора защитительной речи.

К числу особенностей защитительной речи адвоката следует отнести следующие.

Во-первых, защитник выступает в судебных прениях после прокурора. После произнесения речей все­ми участниками судебных прений каждый из них может высту­пить еще по одному разу с замечаниями (репликами) относитель­но сказанного в речах. Право последнего замечания (реплики) всегда принадлежит обвиняемому или его защитнику.

Поэтому защитник строит свою речь с учетом речи проку­рора, при оценке доказательств вынужден приводить свои дово­ды, контраргументы и контрдоказательства, высказать свои суж­дения о речи прокурора, предложенной им мере наказания. Но речь защитника не следует рассматривать лишь как ответ оппо­ненту. Она имеет самостоятельный характер: в ней подвергаются детальному анализу все обстоятельства дела под углом зрения защи­ты, приводятся все доводы, говорящие в пользу подсудимого.

Во-вторых, обвинительная и защитительная речи взаимосвя­заны. Выступая с обвинительной речью, прокурор, используя рефлексивный метод, предвосхищает, прогнозирует речь защит­ника. Обвинительная и защитительная речи соотносятся не толь­ко с материалами рассматриваемого дела, но и друг с другом.

В-третьих, речь защитника более свободная по форме и со­держанию, более полемичная, чем обвинительная речь прокуро­ра. Обвинять проще, чем защищать и защищаться. Адвокату при­ходится в большинстве случаев говорить экспромтом, без подго­товки отвечать прокурору, реагировать на показания свидетелей, следить за линией поведения подсудимых и подзащитного. И от защитника требуется умение точно излагать свои мысли.

В-четвертых, у прокурора и защитника различные функцио­нальные обязанности. Задача защитника - «смягчить краски картины, нарисованной прокурором, пользуясь тем же самым фактическим материалом, но придавая ему несколько иное объяснение».

С учетом конкретных обстоятельств дела защитник избирает главную идею, главный тезис защиты:

1) оспаривает обвинение в целом, доказывая невиновность обвиняемого за отсутствием в его действиях состава преступле­ния, за отсутствием самого события преступления или за непри­частностью к нему обвиняемого;

2) оспаривает обвинение в отношении отдельных его частей;

3) оспаривает правильность квалификации, доказывая необ­ходимость изменения предъявленного обвинения на статью Уго­ловного кодекса, влекущую более легкое наказание;

4) обосновывает меньшую степень вины и ответственности обвиняемого, приводя смягчающие его вину обстоятельства.

Структурно защитительная речь состоит из введения, главной части, которая включает анализ фактических обстоятельств дела и юридической стороны предъявленного об­винения, и заключительной части.

Большое значение в речи защитника имеют ее обрамляющие части: вступление и заключение. Весьма важно правильно начать речь. Начало не должно отличаться ударностью, бить на эффект. Начало требует простоты и естест­венности тона.

Основная задача защитника во вступительной части речи -снять эмоциональное впечатление от только что прозвучавшей речи прокурора и убедить суд и всех присутствующих в зале судебного заседания в правильности своего видения фактов и их трактовки, обоснованности предлагаемого решения.

Иногда во вступлении оратор отмечает общественное значе­ние рассматриваемого дела, в другом случае определяет программу речи, намечает «стратегию и тактику защиты»

Иногда защитник использует вступление к своей речи для из­ложения предпосылок, обосновывающих стратегию защиты.

Какое бы вступление ни избрал судебный оратор, важно пом­нить, что:

1) в нем должен отразиться тот конфликт, на котором строит­ся судебная речь;

2) оно должно быть связано с главной частью, служить от­правной точкой для исследования обстоятельств дела;

3) не должно быть длинным;

4) стилистически должно гармонировать с основной частью38.

Основное содержание защитительной речи составляют ана­лиз собранных по делу доказательств, их правильная юридиче­ская оценка, характеристика личности подзащитного.

Содержание основной части защитительной речи определяет­ся стратегическим тезисом защиты. Каждый тезис подтвержда­ется тактическими приемами, наиболее оправдывающими замы­сел защиты.

Так, оспаривая обвинение в целом, доказывая неви­новность обвиняемого за отсутствием в его действиях состава преступления, за отсутствием самого события преступления или за непричастностью к нему подсудимого, защитник может ис­пользовать:

1) прием внешней на первых порах солидаризации с государ­ственным обвинителем;

2) прием открытого противопоставления позиций;

3) прием эмоционального воздействия.

В том случае, когда у защиты нет достаточных контраргу­ментов, чтобы опровергнуть обвинение, защитник может избрать прием эмоционального воздействия на участников судебного разбирательства.

Если защитник оспаривает обвинение в отношении его от­дельных частей, то может воспользоваться приемом, который на­зывается приемом скрытой аргументации. Он достигается употреблением в речи словосочетаний типа: «Всем известно, что.. », «Как известно .», «Само собой разумеется, что...», «Бесспорно, что ».

При оспариваний правильности квалификации, доказывании необходимости изменения предъявленного обвинения на статью УК, влекущую более легкое наказание, защита может прибегнуть к анализу душевного состояния обвиняемого, пытаясь доказать, что преступление совершено в невменяемом либо аффектном со­стоянии, либо использовать прием смягчения вины за счет соуча­стников.

При оспариваний правильности квалификации защитник мо­жет воспользоваться приемом, при котором вина обвиняемого перекладывается на соучастника, если преступление совершено группой, и особенно на отсутствующего, не привлеченного по ка­кой-либо причине к ответственности. Но здесь должно быть со­блюдено чувство меры.

Допустим и прием, при котором защитник использует обстоятельства, положи­тельно характеризующие подзащитного и отрицательно потерпевшего.

В том случае, если в качестве стратегии защиты избрана де­монстрация меньшей степени вины и ответственности подзащит­ного, могут быть использованы два следующих приема.

Во-первых, когда нет доказательств, подтверждающих неви­новность подзащитного, всегда найдутся обстоятельства, которые можно употребить в пользу клиента.

Во-вторых, при характеристике личности подсудимого эф­фектно используется описание детства подзащитного46, его учеба, семья и окружение, воспитание, его психологические качества, что в результате превращается в argumentum ad hominem, запрещаемый логикой, но широко используемый в адвокатской деятельности.

В заключительной (просительной) части речи защитник выражает главную идею защитительной речи, подводит итоги анализа обстоятельств дела, формулирует вы­воды, обращается к суду с просьбой о вынесении определенного при­говора, о мере наказания в отношении подзащитного. Заключитель­ная часть должна быть краткой, четкой, образной и выразительной. Иногда бывает уместно более эмоциональное завершение речи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.