Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Композиция выступления.



Композиция выступления – логическая структура, ко­торая способствует сознательному и активному восприятию темы, и, наоборот, слишком усложненная или расплывчатая ком­позиция рассеивает внимание слушающих, действует на них демобилизующе.

Оратор строит свое выступление, заботясь о единстве трех его композиционных частей: вступления, главной части и заклю­чения. Эти части публичного выступления подчинены цели речи, и это рождает нечто стройное, живое и органичное. Задача вступления — подготовить аудиторию к восприятию темы, связав его с уже известными понятиями, положениями, с темой предыдущего выступления, пробудить интерес, завладеть вниманием присутствующих. Вступительной части речи вредит растянутость, усложненность при определении цели выступления -все то, что может оттолкнуть слушателей, возвести невидимый барьер между ними и выступающими. Вступление должно быть «упругим», отличаться краткостью, простотой, естественностью и быть занимательным, если позволяет тема и обстановка, в ко­торой произносится речь.

Главная часть – самая большая и самая ответственная в пуб­личной речи. Подведя аудиторию к восприятию темы, оратор должен переключить ее внимание на существо излагаемого во­проса и постоянно следить, чтобы аудитория «шла» за ним. Для достижения этой цели оратор тщательно продумывает методы логической организации материала, помогающие ему четко по­строить главную часть речи. К этим методам относятся индук­ция, дедукция, аналогия, сравнение, анализ, синтез, абстрагиро­вание, обобщение.

Индуктивный метод побуждает аудиторию проделать путь познания общего через частное. Аудиторию с невысокой общеобразовательной подготовкой лучше всего вести к научным выводам через простые, жизнен­ные, впечатляющие факты. При дедуктивном методе рассуждения оратор ведет своих слушателей к познанию истины от общего положения к частным случаям его проявления. К этому методу прибегают в случае необходимости разъяснить сложный, малоизвестный вопрос в хорошо подготовленной аудитории.

Если выступление касается вопросов, требующих изложения в развитии, в соблюдении хронологии событий, содержание предпочтительнее подать в историческом плане.

Заключение способствует осмысливанию всего сказанного, уяснению выводов, вытекающих из произнесенной речи, и вместе с вступлением является как бы обрамляющей частью. Конец должен содержать краткий смысл длинной речи.

Подготовка к выступлению. Планирование речи.

Качество публичного выступления зависит от подготовки. Подготовку к публичному выступлению можно рассматривать в трех аспектах. Это прежде всего общая подготовленность выступающего: его грамотность, интеллект, культура, эрудиция. Средний уровень подготовки – это подготовка к выступлению по данной тематике: экономической, правовой, эстетической и т. д. И самый конкретный уровень подготовки — подготовка к выступлению перед конкретными слушателями.

Подготовка к выступлению по конкретной тематике начинается с выбора темы, а выбор темы определяется знанием вопросов, с которыми выступаешь. Если не чувствуется потребности высказаться по данному вопросу или нечего сказать больше того, что знает слушатель, не следует браться за такое выступление. При выборе темы обычно исходят из своих знаний и профессиональных интересов. Точное определение темы имеет программное и организующее значение для любого устного публичного выступления; она же определяет целевое назначение речи, ее информативность, степень проблемности и логико-психологическую структуру.

Выбирая тему, важно учитывать два обстоятельства: тема должна быть актуальной; важно, чтобы тема была четко адресованной, т.е. интересной для данной категории слушателей, соответствовать их интеллектуальным запросам и эмоциональному настрою. При выборе темы лектору необходимо учитывать и свои возможности.

Непосредственная работа над темой начинается с точной ее формулировки (если она не взята из учебного плана), целевой установки и разработки рабочего (предварительного) плана, в который включаются основное вопросы темы.

После того как определена тематика выступлений, подбирается вся необходимая литература. Здесь нужен компас, которым могут служить предметные каталоги библиотек, энциклопедии, справочники, ежегодники. Каждая статья в справочном издании завершается библиографическим указателем по теме. Так постепенно накапливаются источники, «адреса» информации. При этом важно в каждом случае конспектирования делать отметку, откуда заимствованы цитата, цифра, определение. Эта библиографическая работа себя оправдывает, когда надо написать полный текст выступления либо указать слушателю источник. Отбирается важное, интересное и соответствующее характеру будущей аудитории, учитывается тесная связь полезности, понятности, интересности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.