Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация основных правовых систем.



Проблемы типологии правопонимания прямо выходит на вопросы выявления качественных характеристик основных типов правовых систем современности. Представляется, что тип правопонимания является, наряду с иными критериями, основанием для выделения правовых систем.

В юридической науке нет недостатка в определениях понятия правовой системы. В качестве рабочей версии возьмем следующее определение правовой системы – это конкретно-историческая совокупность институционных, нормативных, поведенческих и интеллектуальных компонентов характерных для определенного общества.

В трудах Р.Давида, К. Цвайгерта, Ю.А.Тихомирова, М.Н.Марченко даются классификации и характеристика различных правовых систем современности.

1. Романо-германская правовая система.

Для Романо-германской правовой системы характерно понимание права в духе нормативизма как системы норм, установленных или санкционированных государством.

В качестве основного источника права в названной правовой системе признается нормативный правовой акт. А на первом месте в иерархии источников права стоит закон. Закон играет важную роль в формировании всей правовой системы, так же как и соответствующий тип правопонимания.

Обычай, как источник права в Романо-германской правовой системе, используется тремя способами: в дополнение к закону, помимо закона, против закона. Обычаи против закона практически не используются, так как суды остерегаются выступать против законодательной власти.

Прецедент, рассматривается как вторичный источник Романо-германской правовой системы. В некоторых странах он применяется как источник права (Испания, Швейцария), в других же формально не признается, но действует как источник (Италия, Норвегия), а в некоторых странах не признается, и не действует как источник права (Франция).

2. Англо-саксонская правовая система.

К этой правовой системе относятся Англия, США, Канада, Австралия и ряд других государств.

В англо-саксонской правовой системе сильное влияние социологического понимания права. Исторически так сложилось, что это право создавалось юристами-практиками, а по этому основу права составляют судебные решения (прецеденты). Судебный прецедент – решение органа правосудия, вынесенное по конкретному юридическому делу, обоснование которого является правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Как правило прецедентный характер имеют решения только высших судов.

Другим источником англо-саксонского права является закон (статут, акт парламента) законы классифицируются по различным основаниям, например, по юридической силе их можно подразделить на конституционные и обычные. Где нет текстов конституций (Англия, Канада) –конституционные акты.

Объект. В Англии суды признают обычай как источники права, если он существовал до 1189 года.

Правовая доктрина. Она формировалась на основе обобщения судебной практики. Правовая доктрина представляет комментарии и описание судебной практики.

Относительно российской правовой системы существуют различные точки зрения. М.Н.Марченко считает, что она находится на распутье, на переходной стадии развития. На неё оказывают влияние как англо-саксонская правовая система, так и иные правовые системы, в частности, мусульманская.

Другие же ученые безоговорочно относят российскую правовую систему к романо-германской (Г.И.Муромцев). Думается, что прав в этой дискуссии М.Н.Марченко, так как все то, о чем он говорит имеет место быть. Кроме того, мусульманский менталитет в России имеет большое распространение, что не может не сказываться на процессе формирования правовой системы в России. Более того, он все чаще о себе заявляет в различных формах. Поэтому специалистам-юристам не бесполезно знать основные положения мусульманского права.

3. Мусульманское право (правовая система).

Мусульманское право, во-первых носит религиозный характер. Считается, что существующее право пришло от Аллаха, через пророка его Мухаммеда.

По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

Источники мусульманского права:

Коран – священная книга мусульман.

Сунна – сборник преданий о жизни пророка. Она содержит интерпретации и пояснения правил Корана.

Шариат – это по существу мусульманское право, содержащий религиозные и правовые нормы.

Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина.

Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной, Иджмой.

Иджтихад – представляет право мусульманских правоведов толковать Коран и Сунну и решать спорные вопросы, не урегулированные этими источниками. По сути – это правовая доктрина.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.