Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Признаки правового социального государства.



Сразу отметим тот факт, что правовое государство, в том числе и в России, реально существует в образе конституционного государства, т.к. его основные признаки закреплены в Конституции РФ. Обычно к таким признакам принято относить:

Господство или верховенство права.

Правовое господство достигается прежде всего путем формирования такого государственного режима, в условиях которого все органы государста действуют на законных началах. Только закон и никакой иной нормативный правовой акт должен определять правовой статус органов государства и должностных лиц.

Господство права может быть достигнуто только тогда, когда парламент научится принимать не просто законы, но правовые законы, т.е. те, которые соответствуют требованиям социальной справедливости и общечеловеческой морали, правам и свободам человека, а не произволу и интересам лиц находящихся у власти.

Очень важным условием существования правового государства является обеспечение верховенства Конституции РФ в системе нормативных правовых актов, что достигается, прежде всего, эффективной работой органов конституционной юстиции.

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности – это еще один из принципов правового (конституционного) государства. Этот признак – одна из аксиом правовой государственности.

Представляется, что права и свободы человека это стержень правового социального государства. Наибольшую значимость в настоящее время приобретает гарантированность и реализуемость социально-экономических прав, а среди них права на достойную жизнь. Без этого другие права, особенно политические, теряют всякий смысл.

Права и свободы не могут быть ограничены, хотя и законом, но в угоду политической целесообразности, интересам правящего класса.

В правовом государстве отношение между личностью и государством должны быть урегулированы правом. В силу этого не только государство имеет юридические права, но и личность. Юридические обязанности и ответственность также распределяются равным образом между личностью и государством. Все отношения между государством и личностью должны быть в высшей степени рационализированы при помощи юридических норм.

Мистическому и иррациональному в этих отношениях не должно быть места. У гражданина должна быть доступная возможность защищать свои права, прежде всего, внутри государства. При этом не исключается обращение в международные правозащитные институты.

Наконец принцип разделения властей как основа организации власти в правовом государстве должен реально действовать. Его значение не следует ни преувеличивать, ни, в тоже время, преуменьшать.

В этой связи требуют непредвзятых оценок особенности принципа разделения властей, отраженного в Конституции РФ, поскольку он вовсе не похож на классический вариант.

Само собой разумеется реальное функционирование институтов правового социального государства вряд ли возможно без соответствующего уровня политической и правовой культуры, политического и правового сознания всех граждан как правящих, так и управляемых. Культурный уровень определяет качество законов как при их принятии, так и при применении. Этот момент очень важный для нашей страны, поскольку ее населяют народы, находящиеся на различных уровнях культурного развития.

В Конституции РФ наряду с понятием «правовое» применительно к российскому государству употребляется термин «социальное». Принцип правового социального государства закрепляются в Конституции ФРГ, Франции, Италии и др.

Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны;

2) социально ориентированную экономику, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества;

4) разработку государством разнообразных социальных программ;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социально-правовую ответственность государства по отношению к своим гражданам и т.д.

В ст. 7 Конституции РФ указываются некоторые признаки социального государства.

Социальность государства выражается в его функциях, которые осуществляются в правовых (юридических) формах: поддержка социально не защищенных слоев населения (безработные, пенсионеры, инвалиды и т.д.), охрана труда и здоровье людей; поддержка семей, материнства и детства; борьба с безработицей.

Конституционное положение о том, что Россия – социальное правовое государство, являются программными, так как они определяют цели государства, еще не достигшего уровня социального правового. Это объясняется различными причинами социально-политического, экономического и правового толка, которые находятся во взаимных связях между собой.

Можно сказать, что юридические, конституционно-правовые предпосылки формирования правового социального государства созданы, осталось только наполнить их реальным содержанием. А это дело не одного года труда.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.