Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимодействие личности, государства и общества.



В обобщенном виде личность- это не только и столько биологическое существо, являющееся частью природы, но и носитель социальных качеств, что подтверждается способностью вступать в многочисленные социально полезные связи с другими людьми.

Таким образом, личность это человек, обладающий набором соответствующих социальных свойств. Эти свойства приобретаются в процессе социализации – это объективный, самоорганизующийся процесс становления личности человека, определение его социальных свойств, его правового положения.

Личностью не рождаются, ею становятся в процессе социализации. Для юридической науки важны также элементы социальной природы человека как сознание, воля и способность к деятельности.

Взаимодействие личности и государства обусловлено появление понятия «гражданин», которое означает принадлежность лица к тому или иному государству, порождает между ними взаимные права, обязанности и ответственность.Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантии их реализации, одно из важнейших условий формирования современной личности.

В политической системе общества центральное место занимает государство. В процессе исторического развития менялся характер взаимоотношений личности и государства: от отчуждения и вражды до взаимного сотрудничества и взаимной ответственности. Взаимоотношения личности и государства регулируются нормами права.

Правовые нормы определяют принципы взаимоотношений, меры юридической ответственности государства и личности, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. В своей деятельности государство также связано правом, оно подчиняется ему и не может нарушать его предписания.

В современной юридической науке выявлены две главные тенденции постановки и решения проблемы взаимоотношений личности, общества и государства: коллективистская и индивидуалистическая (либеральная).

Основой коллективистской традиции служит признание безусловного приоритета интересов и воли общества над интересами и волей человека. Крайняя форма коллективизма – тоталитаризм.

Индивидуализм – это центральная идея либерализма (западного - В.К.), выразившаяся в концепции естественных прав и свобод человека. Приоритет отдавался и отдается правам и свободам человека и гражданина. Эта линия, доведенная до крайностей, представляет опасность для существования общества и государства, ибо при определенных обстоятельствах индивидуализм может превратиться во всёразрушающий эгоизм, а общество в механическую совокупность независимых и противостоящих друг другу социальных атомов.

В настоящее время наблюдается тенденция к синтезу этих линий. Она выражается в таких концепциях, как социальное правовое государство, общее благо, социальная солидарность и т.д.

Проблемы взаимодействия общества и государства всегда были в центре внимания теории государства и права. Актуальность этой темы возрастает в связи с решением задач по формированию правового государства и гражданского общества в России. Можно выделить следующие общие закономерности, касающиеся взаимоотношений общества и государства.

1.Общество имеет первичное значение по отношению к государству.

Общество занимает приоритетное положение перед государством. процесс формирования гражданского общества длительный и противоречивый. По этому искусственное и ускоренное «строительство» институтов гражданского общества ни к чему хорошему не приведет, т.к. необходимость таких изменений должна вызреть в недрах общества. Поэтому ключ к формированию гражданского общества находится не в головах интеллектуалов и государственных чиновников, а в реальной жизни.Отсюда следует вывод: государство в формировании гражданского общества играет важную, но не решающую роль.

2.Уровень развития государства определяется уровнем развития общества и соответствует ему. На основе рабовладельческого общества не возможно было построить институты правового государства. Вместе с тем общество в своем развитии может опережать государство. Такие несоответствия приводят к возникновению конфликтов между обществом и государством. Из этой кризисной ситуации можно выйти как мирным, так и революционным путем. Задача институтов государства, класса управленцев состоит в том, чтобы вовремя обнаруживать противоречивые тенденции, возникающие во взаимоотношениях общества и государства и своевременно их снимать мирными, законными и демократическими методами. Общество и государство при формальном своем развитии дополняют друг друга.

3.Поиск новых, лучших форм организации общественной жизни, более совершенных форм государственной организации, т.е. поиск общественного идеала происходит в обществе.

Основы авторитета институтов власти так же надо искать в обществе, в общественном политико-правовом сознании.

Хотя, надо сказать, и власть имеет возможности и средства, которые необходимы для утверждения и поддержания ее авторитета даже в том случае, когда она не пользуется популярностью в обществе: армия, репрессивные органы и т.д.

Во взаимоотношении общества и государства надо делать все для того, чтобы избежать двух крайностей, которые одинаково опасны для государства и общества: 1)диктатура; 2)анархия.

Одинаково опасными и недопустимыми являются огосударствление общества и обобществление государства. Немощь государственной власти – грех государства (Р.Иеринг). Однако не меньшим грехом является и тоталитаризм. Наполеон говорил, что штыками можно сделать почти все, но на них нельзя сидеть.

Взаимодействие государства на общество не всегда является разумным и полезным. В отдельных случаях государство может намеренно способствовать разжиганию социальной, религиозной розни, а также совершать иные отвлекающие население маневры с одной лишь целью, чтобы правящий класс укрепил свои позиции.

Нормы права должны четко очерчивать границы вмешательства власти в дела общества, нарушать которые государство может лишь только в случаях, указанных в действующем законодательстве.

К сожалению, в настоящее время не редки случаи, когда государство, проявляя авторитарные устремления, берет на себя решение таких социальных задач, которые оно не в силах разрешить самостоятельно. Установление необоснованного контроля за институтами гражданского общества – это также проявление авторитаризма.

Общество по своей природе обладает по отношению к государству большим авторитетом и силой. Государство же стремится стать над обществом, подчинить его своим интересам. Поэтому общество должно использовать всю систему средств контроля за деятельностью государства, которая сложилась за историю становления и развития демократических институтов: выборы, референдумы, СМИ, работа общественных организаций и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.