Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 5. Право в системе социального регулирования



Исторически в любом обществе существовали различные социальные (т.е. общественные) регуляторы. Они влияют на развитие общественных отношений и на поведение людей.

Термин регулирование - определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

Социальные регуляторы бывают нормативные и не нормативные.

Нормативные регуляторы - осуществляют свои функции посредством норм, т.е.четких рамок поведения участников общественных отношений. Цель нормативного регулирования - упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Ненормативные регуляторы преследуют те же цели, но они различны в способе. Они воздействуют через такие понятия как ценность, стереотип поведения человека; Информацию, т.е. через СМИ. Нормативные и ненормативные регуляторы тесно связаны между собой.

Общие черты социального регулятора (в том числе и права):

1) Социальный характер (т.е регулируют отношения между людьми)

2) Единый объект регулирования (общественные отношения)

3) Определяют границы должного и возможного поведения субъектов

4) Многократность действия(т.е направляют поведение людей во многих не фиксированных случаях)

5) Основаны на свободе воли индивида(т.е возможен выбор варианта поведения)

6) Единая цель(регулирование общественных отношений)

Право относятся к социальным нормам, соответственно ему присущи те же черты которые свойственны всем соц.регуляторам. Но оно отличается особой спецификой.

1) Особая нормативность права. Право четко определяет права и обязанности и ответственность субъектов правового общения.

2) Дифференцированное внутреннее строение норм права.(т.е выделяется гипотеза, диспозиция, санкция)

3) Иерархичность (Каждая норма занимает свое место. строятся по юридической силе.

4) Системность (право состоит из норм, институтов, подотраслей , и отраслей права)

5) Выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей.

6) Свой предмет отражения, предмет регулирования.(власть, г ос-во, порядок в обществе, собственность)

7) Право воздействует на сознание и чувства людей(если соответствует критериям справедливости, свободы и равенства то человек инстинктивно подчиняется)

8) Специфическая форма выражения и закрепления -законодательство

9) Связь с государством, автоматически делает право общеобязательным.

10) Процедурность - устанавливаются процедуры реализации.

 

Вопрос № 6. Сущность и функции права.

Сущность – это главная, внутренняя, устойчивая, качественная характеристика права, которая раскрывает его природу а назначение в жизни общества. А поскольку праву присущ волевой характер, то сущность раскрывает, чью волю оно выражает, чьи интересы воплощает.

Существует дв основных подхода к определению сущности права:

· классовый подход – насилие и принуждение; характерен для марксистской точки зрения, навязывание господствующим классом своих целей и интересов другим классам.(воля экономически господствующего класса)классовые интересы превалируют над общественными;

· общесоциальный подход - механизм управления – методы компромисса и согласия.

В реальной жизни сущность права имеет двойственный характер: с одной стороны выражает волю господствующего класса, с другой инструмент общесоциального регулирования. Право существует только в разноклассовом обществе, где у каждого свои интересы и право регулирует их.

· религиозный подход – интересы определенной религии

· расовый подход – интересы определенной расы

· националистический подход – интересы определенной нации

ФУНКЦИИ ПРАВА – направления правового воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования, придания им стабильности, единства и динамичности.

Внутренние – собственно юридические функции, воздействующие на поведение людей

Ú регулятивную – первичное значение, носит творческий характер. 9дозволение, льготы, поощрения, рекомендации)

Ú охранительную – обязанность, запрет, наказание, вторичный характер.призвана обеспечивать регулятивную функцию.

Ú компенсационную – возмещение вреда

Ú ограничительную – ограничение, чтобы не были ущемлены права других людей

Ú восстановительную – восстановление нарушенного права, возврат незаконного отобранного имущества.

Внешние (общесоциальные):

Ú Культурно-историческая (право аккумулирует духовные ценности достижения мировой культуры);

Ú Воспитательная (право выражает определенную идеологию и оказывает влияние на сознание и волью людей);

Ú Социального контроля (стимулирует определенное поведение).

Право в объективном смыслеобъективное право (или собственно право) это система общеобязательных юридических норм, устанавливаемых государством для урегулирования общественных отношений, т.е. это законодательство, юр обычаи, юр прецеденты, нормативные договоры данного периода в конкретном государстве.

Право в субъективном смыслемера юр. возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица (право на жизнь, свободу, труд, образование ит.д.) ЭТО те конкретные возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

 

Вопрос № 7. Понятие и свойства правовой нормы, ее структура. Нормы права и нормативные предписания.

Правовая норма (норма права) – это частица права; общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки (свойства) нормы:

· нормативность – означает, что юр. норма как гос. властное веление, регулирует общественные отношения и должна соблюдаться. Субъекты отношений в норме права определяются абстрактно (граждане, предприятия, организации, государственные органы, студенты, ветераны и т.д.). Если предписание, содержащееся в нпа, касается конкретного ФЛ, то такое предписание имеет как правило индивидуальный характер и НЕ является нормативным, указы президента о назначении министров, послов, награждение орденами. ИСКЛ: речь идет о льготах, преимуществах, особый режим деятельности в отличии от общеустановленного;

· формальная определенность нормы – выражается в письменной форме в официальных документах;

· ясность содержания – литературный язык, с соблюдением всех правил русского языка во избежание проблем с толкованием смыла нормы права.

Структура правовой нормы – совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы:

· Гипотеза, указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы.– простые (одно условие), сложные (2 и более условий), альтернативные (одно из двух, т.е муж не вправе расторгать брак во время беременности жены, и в течение одного года после рождения ребенка).

· Диспозиция, само правило поведения, права и обязанности субъектов. – абсолютно-определенные, относительно-определенные (дают возможность уточнить, варианты), бланкетные (отсылают к диспозиции в другом нпа)

· Санкция – неблагоприятные последствия - абсолютно-определенные (четкая мера наказания), относительно-определенные (мера наказания в определенных рамках; от 3 до 6 лет), альтернативные (указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них; штраф, либо исправительные работы), кумулятивные (к основной мере наказания еще и дополнительная, лишение права занимать определенную должность).

Нормативное предписание (статья) – это закрепленное в НПА властное веление правотворческого органа. Могут не совпадать с нормой права. Три варианта соотношения НПА и Норм. предписания.

· Прямой способ - норма права излагается в статье, т.е. нормативном предписании.

· Отсылочный способ - это когда статья не излагает всей нормы нормы а отсылает к другой статье этого же нормативно правового акта.

· Бланкетный - отсылает к целому виду НПА (не конкретной статье).

 

 

Вопрос № 8. Понятие и виды источников и форм права. Иерархия форм права.

Источник (в формально-юридическом смысле) – формы внешнего выражения норм права. По Морозой, источник – это откуда и как зарождалось право.

Форма – это способ организации, существования права. Но если источник рассмотреть как форму выражения то понятия форма и источник схожи. (один вид источника и есть форма права, это нпа. Иерархия нпа.)

Виды форм права:

Правовой обычай – правило поведение в силу его многократного повторения. Происходит это двумя случаями: в ходе судебной практики и путем принятия законов

Нпа – письменный официальный документ, принятый законодательной или исполнительной властью либо непосредственно населением (референдум), содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.

Судебный прецедент – ранее принятое решение суда, ставшее образцом при разрешении вопросов равных или нижестоящих судов. В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права.

Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

Нормативные договор (международный, коллективный, федеративные договоры) – соглашение двух и более субъектов правотворчества. Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.

Религиозные тексты

Правовая доктрина – совокупность теорий, концепций, взглядов ученых правоведов о государстве и праве.

Иногда в качестве самостоятельного источника называют принципы и нормы международного права.

Система нпа в РФ:

· Конституция

· Законы о поправках к Конституции

· ФКЗ

· ФЗ

· акты палат Федерального собрания

· указы и распоряжения Президента

· постановления Правительства

· нормативные акты федеральных органов исполнительной власти

· конституции (уставы) субъектов РФ

· законы субъектов РФ

· нормативные акты исполнительных органов власти субъектов РФ

· НПА органов местного самоуправления

· локальные нормативные акты

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.