Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закон отрицания отрицания



Отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой

материальной действительности. Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне.

Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низших ступенях только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приобретает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития.

Прогресс осуществляется во всех областях действительности.

Исходным материалом для образования планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газопылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались от простого к сложному: от доклеточных форм - к клетке, из одноклеточных - к более сложным животным, эволюция которых привела к появлению человекоподобных существ, а позднее и человека. С возникновением человека начинается процесс общественного развития. Важнейшей особенностью прогресса в обществе является нарастание темпов развития. Процесс возникновения человека начался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то можно представить себе, какими медленными темпами шел процесс становления человека. Более быстро шло становление рабовладельческого и феодального обществ, хотя и оно затянулось на тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее.

Утверждение прогрессивного характера развития представляет собой главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный спиралеобразный процесс, с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому.

"Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии..." - писал В.И. Ленин, указывая на эту черту диалектики.

Итак, *развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

 

Диалектический материализм – методологическая основа физической географии. Диалектический материализм – общая теория познания объективного мира, в том числе и географической действительности.

Диалектический материализм — общая теория познания объективного мира, в том числе и географической действительности. Основные положения философского материализма заключаются в следующем: материальность мира, познаваемость мира и общественная практика — основа познания и критерий истины; диалектический материализм находит свое отражение в развитии географической науки и практике природопользования.

Основными положениями материалистической диалектики являются: целостность и единство мира, всеобщность связей и зависимостей, непрерывность движения, изменения и развития. Многообразие физико-географических связей проявляется во взаимосвязи, взаимодействии, взаимообусловленности, односторонней обусловленности, причинно-следственных связях, пространственных и временных, инвариантных и организационных связи, положительных и отрицательных обратных связях, зональных и азональных и др. связей. Изменение организационных связей — один из главных путей преобразования природной среды, геокомплексов. В связи с этими положениями важность изучения взаимосвязей и зависимостей в природе для рационального природопользования и охраны природы несомненна на фоне проблем типологии и классификации физико-географических связей. Конечной целью физико-географических исследований является прогноз развития географических явлений и геосистем, что в свою очередь, слагает проблему движущих сил географической оболочки и ее геосистем.

Материализм (диалектический) – одно из двух главных философских направлений, которое решает которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей (первые его сторонники – Р. Бойль, Г.В.Лейбниц).

Идеи материализма противостоят идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное, т. е. дух существовал прежде природы.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала, и может рассматриваться как разновидность плюрализма, утверждающего множественность начал бытия. Термин «Дуализм» был введён немецким философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных выразителей дуалистической позиции явился Р. Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психофизическую проблему) Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психический и физиологический процессы не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы гносеологического дуализма, который, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Дж. Локка и Д. Юма выступает как совокупность единичных восприятии, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Ещё одну разновидность гносеологического дуализма представил И. Кант, который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, независимым от внешнего мира законам — в соответствии с априорными формами чувственного созерцания и рассудка. Гносеологический дуализм неизбежно связан с агностицизмом -— убеждением в непознаваемости мира для сознания.

Понятие дуализм прилагается также к концепциям и учениям, утверждающим равноправность любых противоположных начал или сфер: так, говорят о дуализме добра и зла в манихействе; о дуализме (характерном для кантианской традиции) мира природы, т.е. мира явлений, строящегося ни принципам причинности (необходимости), и мира свободы, т.е. - «вещей в себе». Диалектический материализм противостоит всем формам дуализма — он утверждает материалистический монизм, исходящий из того, что все явления в мире представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.

Диалектика — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в следующих трех законах:

— законе перехода количественных изменений в качественные,

— законе единства и борьбе противоположностей,

— законе отрицания отрицания.

Законы диалектики можно конкретизировать на различных географических объектах, явлениях, процессах.

Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает наиболее общий механизм развития: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела, происходит скачок, т. е. смена одного качества другим.

Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, «борьба» и разрешение противоречий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой — составляет внутренний импульс сё изменения, развития, превращения в новое качество.

Закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Его основное содержание выражается в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости некоторых элементов, существовавших прежде.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.