Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подходы к определению общества.

Тема № 10. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

Понятие «общество».

Подходы к определению общества.

Сферы жизни общества.

Понятие «общество».

Для человека в качестве объективной реальности изначально существует как природный, так и социальный мир как относительно самостоятельные части объективной реальности. Но для определения социальной реальности понятие «общество» начало употребляться не сразу. В начале философы, размышляя о коллективной жизни людей, использовали такие понятия как «государство», «мораль», «право». Это связано с тем, что понятие «общество» - это абстракция достаточно высокого уровня. Любая, даже самая примитивная жизнь людей протекает в форме общества. Однако, достаточно долгое время (вплоть до конца 18 века) европейские ученые не сталкивались с первобытным обществом, обществом без государственного устройства, четкой социальной структуры, размытых форм власти. Поэтому отождествляли понятие «государство» и «общество».

На самом деле, понятие общество гораздо шире, нежели государство. «Государство» или «страна» этоединое политико-административное образование с общей системой управления, государственными границами, денежным обращением, налогами. Можно жить в одном государстве, но не иметь общества в социологическом смысле, так как не иметь духовного единства, осознание общих жизненных целей и судеб. Так обстоят дела в тех странах, которые возникают в результате насилия и военных завоеваний.

Общество отличается от государства и в том случае, если под государством понимаем уже не страну, а политический институт, включающий в себя правительственные органы, армию, суд, прокуратуру и пр., призванный обеспечить политическую и административную целостность общества, координировать различные сферы его жизни. Общество существовало и до возникновения государства, и, по мнению ряда исследователей, будет существовать и тогда, когда необходимость в государственной структуре отпадет. Реальное человеческое общество с развитой социальной структурой представляет собой единство государства и «гражданского общества», полагающих существование друг друга.

В настоящее время, термином «общество» широко пользуются как в обыденной речи, так и в публицистических и научных статьях, художественной литературе. Говорят о «гражданском обществе» и обществе филателистов, о «высшем обществе» («свете») и акционерном обществе и т.п. Философия дает наиболее обобщенное определение понятия «общество».С точки зрения философии общество – это особое образование, являющееся продуктом совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни и средств к существованию. Это система коллективного жизнеобеспечения.Общество своими корнями уходит, с однойстороны, в природу, а с другой – возвышается над ней, существует как надприродное явление.

Давая самое общее определение понятию «общество», мы сопоставляем его с природой. Поскольку общество состоит из людей, которые одновременно являются биологическими, т. е. природными, и социальными, т. е. общественными существами, то главной чертой общества как философского понятия является признание его особой частью природы, точнее, частью обособившейся природы, которая функционирует по своим, отличным от остальной природы, законам.

Большинство мыслителей фактором, благодаря которому человеку удалось выделиться из природы и сформировать общество, считают труд. Труд предполагает соучастие других членов коллектива в совместных действиях, постановку сознательных целей и реализацию их совместными усилиями. Другими словами, труд предполагал и одновременно обуславливал коллективное существование людей, являлся и является фундаментальным условием жизнедеятельности как человека, так и общества.

Чем же отличается труд от совместных действий, скажем, стаи волков, охотившихся на свою жертву? Дело в том, что коллективные действия в процессе труда опираются не на генетическую, а социальную информацию и передачу ее средствами языка. Он также предполагает производство орудий труда, а не простое использование предметов природы в качестве вспомогательных средств и, наконец, труд осуществляется в лоне культуры, т. е. в лоне материальных и духовных достижений человека. Именно культура делает общество надприродным явлением. Для собственной эволюции обществу не требуется закреплять достижения генетически. Изменяются его надприродная структура, форма, содержание. Поэтому в обществе все процессы протекают значительно быстрее, чем в природе.

Подходы к определению общества.

Вопрос о том, что такое общество, общественная жизнь, является ис­ходным и одновременно одним из сложнейших в своем решении для социальной философии. Спор идет вокруг вопроса, создается ли в лице общества новое качество, отличное от суммы качеств образующих его частей – индивидов? Другими словами, является ли это единство единством органического типа, в котором целое первично относительно своих частей и определяет саму необходимость их структурного обособления и способ существования в системе? В решении этого вопроса можно выделить несколько подходов. Один из них называется «сингуляризмом»или«социальным атомизмом», для него характерно рассматривать общество как результат сознательного соглашения между отдельными людьми об устройстве совместной жизни.

Самая примитивная форма сингуляризма истолковывает производность общества от человека как производность генетическую, настаивая на хронологической первичности человека, способного существовать до общества и создавшего его для удовлетворения своих потребностей, которые сформировались вне общества и независимо от него. Фактически такой взгляд на генезис общества развивался в философии 17-18 вв. в концепциях Гоббса, Локка, Руссо и др., утверждавших бытие человека в естественном состоянии до формирования общества. Другой вариант сингуляризма предлагается К. Поппером. Он утверждает, что «поведение» и «действия» таких коллективов, как государство или социальные группы, должны быть сведены к поведению и действиям отдельных людей». Но одновременно он отрицает, что человек или, скорее, его предок стал сначала социальным, а затем и человеческим существом.

Другой подход носит название социально-философского «универсализма», и определяет общество как подлинную объективную реальность, не исчерпывающуюся совокупностью входящих в ее состав индивидов. Для сторонников этого подхода общество есть «большой человек», некая самостоятельна реальность, имеющая свою внутреннюю гармонию.

Однако более взвешенный подход к определению природы общества состоит в утверждении того, чтосоциальная форма может возникнуть одновременно вместе с «готовым» человеком, в едином, хронологически синхронном процессе антропосоциогенеза. Нет и не может быть «готового» человека вне ставшего общества, точно так же как не может быть настоящего общества без полноценного Homo sapiens. Следовательно, генезис общества происходит на фоне формирования человека и не в последнюю очередь путем взаимодействия индивидов и наоборот, генезис человека – на базе складывающихся отношений между людьми.

Спрашивается, возникает ли нечто надиндивидуальное на базе коллек­тивной жизни, имеющее объективный характер и определяющее существова­ние отдельных индивидов? На этот вопрос следует ответить утвердительно. В актах совместной деятельности людей формируются организационные отношения между взаимодействующими индивидами, в том числе разделение труда, формирование устойчивых социальных ролей и статусов, в которые вынужден «встраиваться» индивид, осуществляя различные профессиональные функции, исполняя обязанности «начальников» и «подчиненных», «учителей» и «учеников», «политиков» и «избирателей», «собственников» и «не собственников» и т. п. Совокупность подобных ролей и статусов образует систему социальных институтов, выполняющих регулирующие функции в обществе,к которым должен адаптироваться каждый индивид. Любой человек сталкивается в своей жизни с безличными нормами морали и права, передаваемыми из поколения к поколению стереотипами мышления и чувствования, которые стоят за рамками индивидуального сознания и программируют поведение человека, даны ему принудительно и навязаны системой социализации, принятой в обществе.

Совокупность таких надиндивидуальных реалий коллективной жизни создает социокультурную среду существования индивидов, которая носит столь же объективный характер, как и природная среда. Это значит, что человек, родившийся в определенной этносоциальной среде, самим актом своего воспитания во Франции или в России, в семье феодала, крестьянина или буржуа и т. д. обретает некий социокультурный статус в его сословном, профессиональном, властном, экономическом, ментальном выражениях. Конечно, каждый человек по жизни может по-разному распорядиться этим наследством. Однако эта возможная трансформация не отменяет сильнейшего детерминационного воздействия надиндивидуальных реалий на формирование людей, что позволяет нам относить человеческое общество к системам органического типа, в которых ставшее целое способно оказывать формирующее воздействие на свои части.

Таким образом, общество нельзя представить как механическую сумму входящих в него индивидов. Общество – это системное образование органического типа, наделенное особым родом бытия – социальным бытием. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как системное целое, слагающееся из определенных частей, но не сводимое к ним.Социальное (социальность) – это особое свойство и процесс взаимодействия между субъектом и объектом, субъектом и субъектом, характерное только для человека.

Чтобы некоторую группу людей назвать обществом, необходимо, чтобы это образование было самодостаточным, т.е. способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования. Такие самодостаточные группы именуют терминами «народы», «страны», «государства», «общества».

Сферы жизни общества.

Природа есть базис и предпосылка человеческой истории. Это обнаруживается, с одной стороны, в воспроизводстве самой человеческой жизни, а, с другой – в производстве средств существования человека. В обоих случаях природа является предпосылкой человеческой истории.

Однако сам способ существования человека отличается от природного существования. Таким способом является целенаправленная коллективная деятельность.

Человеческая деятельность отличается от природной, целесообразностью, т.е. наличием предзаданного результата поведения. Любая активность человека имеет для него субъективный смысл, (что-то значит, на что-то направлена). Даже если действие не предполагает специальных усилий, а сводится к невмешательству, или терпеливому приятию, человек все разно видит (подразумевает) в нем цель. В этом принципиальное отличие человеческой деятельности от деятельности животного.

Первопричиной любой деятельности выступают потребности. Потребность – это отношение субъекта к необходимым условиям существования. Потребность постоянное свойство, которое может переходить в состояние нужды. Потребности есть и у животного, но человеческие потребности обладают двумя особенностями:

- наряду с первичными, у человека существуют производные потребности;

- даже первичные потребности человека становятся основой его деятельности только будучи осознанными.

Человеческая деятельность необходимо носит коллективный характер. Это связано, во-первых, с особенностями человеческих потребностей, во-вторых, с особенностями человека как субъекта деятельности.

Все это обуславливает общественный характер жизнедеятельности человека. Однако, с другой стороны, именно общественная жизнь определяет особенности человеческих потребностей. Антропогенез и социогенез это амбивалентный процесс. Отличие человеческого существования от природного существования называют социальность.

Как мы уже говорили выше, общество это самодостаточный коллектив взаимодействующих людей, обладающий универсальными законами организации и конкретными формами их проявления. По этой причине, в любом обществе, в той или иной форме присутствуют 4 вида деятельности, необходимые для выживания, на основании которых складывается 4 сферы жизни общества.

 

Вид деятельности Содержание деятельности Сфера жизни общества
Материальное производство Деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей. Компонентами материально-производственной деятельности являются: труд как комплексное социальное явление; способ производства материальных благ; механизм функционирования материально-производственной сферы в целом. Материально-производственная (экономическая) сфера
Социальная деятельность Деятельность по производству человеческой жизни. Как на биологическом уровне – деятельность акушеров, врачей; так и на социальном – работа воспитателей, учителей, педагогов. Социальная сфера
Организаторская деятельность Организации и координирование деятельности различных общественных групп, и общества в целом. Примирение противоположных интересов внутри общества. Осуществление власти и управления государством. Политическая сфера
Духовная деятельность Разноплановая деятельность, связанная с профессиональным духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности: наука, идеология, искусство, религия Духовная сфера

 

 

Для жизнедеятельности общества в природном аспекте нужен постоянный и непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой, а в социальном плане – обмен информацией. Эти аспекты или стороны обмена существуют в подавляющем большинстве случаев в тесной взаимосвязи. Этот обмен осуществляется не только непосредственно, как в случае дыхания человека, но, главным образом, опосредованно через состояние материальной и духовной культуры. Самый распространенный продукт питания – хлеб, появляется на нашем столе как итог сложной технологической цепочки: выращивание зерна – производство муки – выпечка. Эта технологическая цепочка и есть выражение культуры, делающая общество надприродным образованием.

Таким образом, постоянный обмен веществом, энергией и информацией необходимый для существования общества позволяет назвать общество открытой динамической системой специфической по отношению к природным системам. Дело в том, что в самом характере обмена есть предельные границы, связанные с природными возможностями людей. Например, химический состав воздуха должен сохранять определенные пропорции, только в этом случае сможет происходить обмен веществ и человек будет дышать. В этом смысле общество как открытая динамическая система зависит от природы, оно не вечно, в то время как природа существовала и будет существовать всегда.

Структуру человеческого общества как системы образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, политические, социальные отношения, а также духовная сфера жизни общества – наука, философия, религия, искусство, нравственность, политика, право.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.