Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ Х—ХII вв.



Рост феодального и ростовщического гнета, выплата дани, колос­сальные расходы на наемную армию, разбухший чиновничий аппарат и двор усугубили разорение крестьянского хозяйства.

От пассивного сопротивления феодалам (отказ от уплаты ренты, бегство, поджоги и нанесение ущерба имуществу своих господ и т. п.) крестьяне все чаще переходили к открытым выступлениям. Восстания были локальны, но отличались длительностью и упорством.

В 90-х годах Х в. массовое восстание разразилось в Сычуани, где концентрация земельных богатств в руках господствующего класса была особенно интенсивной. Основную массу восставших во главе с Ван Сянбо, Ли Шунем и Чжан Юем составляли так называемые подъ­яремные пришлые—наиболее зависимая часть сельского Населения. Эти держатели частнопоместных земель не только вносили их собст­веннику. 50—70% урожая, но и отбывали трудовые повинности. И не случайно именно в Сычуани восставшие провозгласили лозунг «равен­ства богатых и бедных». Стремясь осуществить свои идеалы, крестьяне разоряли помещичьи усадьбы, громили дома местных чиновников, от­бирали у богачей запасы зерна, деньги, продовольствие, одежду и все раздавали бедноте. К крестьянам присоединялись также торговцы, по­страдавшие от засилья монополии на производство и торговлю чаем. Повстанцы провозгласили государство Великое Шу, а к лету 994 г. распространили свою власть на большую часть Сычуани. Но уже к концу 995 г. правительство подавило главные очаги восстания. Отдель­ные отрядысопротивлялись до 997 г.

Во второй четверти XI в. основной очаг восстаний переместился на север. Новым явлением в социальной жизни Китая стали восстания горожан, которые иногда сливались с движением крестьян и воинских масс. В 1043 г. в провинции Шаньдун вспыхнуло крестьянское восста­ние. К нему присоединились воины из частей, посланных на усмире-

ние, и жители мелкий городов. Возглавил это движение воин Ван Лунь. Повстанцы в течение двух месяцев заняли несколько уездов. Местные власти не могли оказать им сопротивления. Горожане откры­вали ворота, и многие провинциальные чиновники вместе с уездными войсками переходили на сторону мятежников. С большим напряжени­ем сил восстание было подавлено.

Крупным восстанием (провинция Хэбэй) был отмечен 1047 год. Повстанцы, во главе которых стал воин Ван Цзе, выходец из кресть­янской бедноты, подняли мятеж и- закрепились в окружном центре г. Бэйчжоу. Они завладели складом оружия, освободили арестованных из тюрьмы. В восстании участвовали ремесленники, бедный городской люд. Восставшие создали свое государство. К повстанцам присоедини­лись бэйчжоуские чиновники, ставшие главными советниками при «ване Восточного спокойствия» — Ван Цзе. Девизом повстанческого вой­ска стало низвержение Чжао (т. е. династии Сун). Восстание прохо­дило под лозунгом тайного общества буддийской секты, связанного с культом Майтрейи. Эта секта была не только проповедником наступ­ления всеобщего счастья и благоденствия, но и организовывала пов-етанцев. Правительство пыталось подавить восставших силой и Одно­временно \внести раскол в их ряды. Вскоре город был окружен. Пов­станцы Бэйчжоу оказали решительное сопротивление регулярной ар­мии и 66 дней отражали все штурмы. Но перевес сил решил исход борьбы. Весной 1048 г. правительственные войска подавили восстание. Правительство расправилось с жителями Бэйчжоу. Власти сурово по­карали всех, кто примкнул к движению, а его руководителя Ван Цзе четвертовали. Чтобы навсегда стереть память о восстании, город пе­реименовали в Эньчжоу.

В 20-30-е годы XII в. повстанческое движение охватило Юг и Центр Китая. В 1120-1122 гг. в провинции Чжэцзян вспыхнуло на­родное восстание, в котором, как писали современники, участвовало более миллиона человек. Недовольство жестокими порядками империи все более, нарастало. Оно подогревалось также проповедый тайной ор­ганизации «Учение о свете» (Минцзяо) с элементами манихейских» буддийских и даосских верований. Прямым поводом к восстанию по­служил указ об обложении налогом промыслов, ранее казной не учи­тываемых. Жители юго-востока разрабатывали в горах мрамор, за­нимались резьбой по дереву и камню, выращивали ценные породы де­ревьев, получая дополнительный к земледелию источник существо­вания.

В движении приняли участие крестьяне, ремесленники и зажиточ­ные деревенские Жители. Их вождем был Фан Ла, состоятельный хо­зяин и владелец участка лаковых деревьев. В воззвании Фан Ла го­ворилось о необыкновенно тяжком положении народа, обличались рас­точительность и продажность властей. Вождь повстанцев осуждал сунcкое правительство за уплату дани киданям и тангутам. Повстанцы получили поддержку в деревнях и городах 14 округов провинций Чжэ­цзян, Аньхуй и Цзянси. В 1121 г. они овладели г. Ханчжоу. Сунское правительство в длительной упорной борьбе подавило восстание. Вла­сти прибегали к мерам крайней жестокости.

Одновременно с восстанием Фан Ла в провинциях Хэбэй, Хэнань, Шаньдун, на севере провинций Цзянсу и Аньхуй действовали повстан­ческие армии во главе с Сун Цзяном и 36 его соратниками. Среди по­встанцев были крестьяне — мелкие собственники и издольщики, рыба­ки, матросы, бродяги, мелкие чиновники, монахи, торговцы и даже по­мещики. Восстание оказалось особенно опасным для властей, так как

охватило столичную провинцию Хэнань. Тайными убежищами для вос­ставших стали островки, скрытые среди озер и болот, паролем им слу­жили слова: «Все люди братья». История этого движения запечатле­на не только в фольклоре XIV в., но и стала темой популярного ро­мана «Речные заводи» (автор Ши Найань).

На крестьян, и в обычное время подвергавшихся нещадной экс­плуатации, в связи с вторжением цзиньских войск власти Сунской им­перии наложили дополнительные налоги. Но особенно страдали зем­ледельцы от грабежа «бродячих бандитов» — отрядов воинов и офице-•ров, дезертиров из армии и искателей легкой добычи.

Новое восстание произошло в ИЗО—1135 гг. на территории ны­нешних провинций Хунань и Хубэй. Это восстание более 20 лет гото­вила даосская секта. Ее учение «Новый закон» осуждало неравенство в обществе. Вначале главной целью восставшие объявили защиту от «бродячих бандитов» и чжурчжэньских полчищ, но в дальнейшем вы­двинули более ясные классовые цели. Крестьяне предавали огню про­винциальные канцелярии, монастыри и кумирни, дома богачей, убива­ли ненавистных им чиновников, купцов, монахов. Восстание охватило 21 уезд, а повстанческая армия насчитывала свыше 400 тыс. Один из вождей развил мысль о порочности сунского законодательства, назвав его дьявольским, и провозгласил «равенство знатных и простых, урав­нение бедных и богатых». Восставшие создали царство Чу, в котором на практике пытались осуществить крестьянские идеалы равенства. Восставшие были освобождены от обычных повинностей .в пользу фео­далов и уплаты податей. Все имущество делилось поровну. В ожесто­ченной борьбе против чжурчжэньских полчищ крестьянские предводи­тели встали на защиту родины.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.