Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальный и государственный строй Китая в 3-4 вв.



Событийная канва:

189 г. Восстание «Желтых повязок» фактически сметает династию Восточная Хань, взяв столицу Лоян. Страна распадается на множество отдельных регионов, подконтрольных местным военным лидерам: бандиты, бывшие полководцы, недобитые восставшие и т.п. Постепенно в борьбе с другими лидерами выдвигаются трое, каждый из которых основывает свое царство. Начинается эпоха Троецарствия (220-280 гг.), многочисленные войны между:

Северное Вэй

Столица – Е. Весь северный Китай до Урумчи. Основателем стал полководец Цао Цао, захвативший малолетнего императора. Он управляет как бы от его имени, приняв титул сяна (канцлера).

220 г. – Цао Цао умирает. Его сын Цао Пэй низлагает последнего ханьского императора и объявляет себя императором.

249 г. Власть в Вэй захватывает род полководцев Сыма.

265 г. Сыма Янь упраздняет Вэй и провозглашает династию Цзинь.

280 г. Объединили Китай.

Западное Шу

Столица – Чэнду. Сычуань, юг Ганьсу, часть Шэньси, запад Гуанси.

221 г. На престоле утверждается потомок ханьского дома Лю Бэй. Главный при нем – чэн-сян (канцлер) Чжугэлян.

263 г. Присоединено к Цзинь.

Восточное У

Столица – Цзянье (совр. Нанкин). Все течение Янцзы без Сычуани. Глава – полководец Сунь Цюань.

280 г. Присоединено к Цзинь.

 

Массовые вторжения кочевников с севера, прежде всего – сяньбийцы и гунны. Цзинь существует до 316 г., когда столица Чанъань сдается гуннам. Император убит. Один из отпрысков правящего дома бежал на Янцзы и основал Восточную Цзинь.

Кочевники и китайцы основывают различные царства, которые быстро распадаются. К концу 4 в. одновременно существовало 12 царств. Крупнейшие: Восточная Цзинь; Янь на севере (основано племенем муюнов, одной из части сяньбийцев); Цинь в провинциях Ганьсу, Шэньси и Нинся (основано тибетскими племенами).

383 г. Войска Цинь о главе с Фу Цзянем двинулись в поход против Восточной Цзинь. На р. Фэйшуй (приток Хуайхэ) были разбиты китайцами. Цинь распалось.

367 г. новое грандиозное нашествие сяньбийцев. Эту ветвь называли тоба (табгачи). Вождь Тоба Гуй провозглашен императором. Его внук Тоба Хун (Юань Хун) в 386 г. основывает династию Северное Вэй (Тоба-Вэй). Существовала до 535 г. и объединяла весь северный Китай до Хуайхэ-Янцзы. На юге – свои правители. Тоба Хун повелел всем тоба взять китайские фамилии, китайских жен в гарем и выучить китайский. Все кочевники сильно китаизированы. Они перенимали структуры управления, одежду, язык, литературу и вскоре ассимилировались. На юге было больше этнических китайцев, но там они смешивались с местным населением. Отсюда (3-4 вв.) берет начало очень важное, прослеживающееся до сих пор, разделение Китая на Север (политически единый, но разоряемый кочевниками, более бедный) и Юг (политическое многообразие, но относительное богатство – климат хороший).

 

Процессы:

Еще с конца 2 в. усиливаются т.н. «сильные дома». Это кланы или союзы кланов, в которые входит до неск. тысяч человек. У них есть своя организация (совет клана, выборный глава), свои войска для охраны порядка, клановая резиденция (часто – аналог европейского замка), свои земли. Виднейшие представители кланов составляют локальную элиту, занимают чиновничьи должности в родном уезде или в столице или становятся предводителями вооруженных отрядов (как Цао Цао, Лю Бэй и т.п.). Естественно, сильные дома пользуются отсутствием сильной власти и осуществляют самовольный захват полей. Из разоренных регионов к ним бегут люди и нанимаются обрабатывать поля, получая статус кэ (букв. – гость). Жилось этим кэ не сладко, но говорить о том, что из них жали все соки – неверно. Помимо подобных категорий зависимых, существовали категории людей, которых можно очень условно назвать рабами. Но часто «рабство» было не личным, а коллективным: один клан поступал в услужение другому клану.

Власть пыталась установить свой контроль и ограничить могущество сильных домов. Например, в 280 г. цзиньский правитель Сыма Янь издал указ об аграрной системе. Каждый мог получить из казны надел при условии несения повинностей. Податными (дин) были мужчины и женщины в возрасте от 16 до 60 лет. В возрасте 13-15 или 61-65 человек мог получить половину надела. Дети и старики землю не получали, но и податей не платили. Ставка налога была 2/5 урожая. Помимо этого, ежегодно в казну надо было представить три штуки шелковой ткани и три меры шелковой ваты (если надел давали женщине или на мальчика, ставка этой повинности сокращалась вдвое). Помимо этого, все податные 30 дней в году должны были провести на общественных работах. Чиновникам давались наделы, размер которых зависел от ранга. Часть податных на чиновничьих землях освобождали от повинностей (максимум – 50 дворов).

Учебник трактует всю ситуацию как борьбу двух способов феодализации: «государственного» и «частного» (где «частные феодалы» – сильные дома ;))). Конечно, речь идет о другом: сильные дома выражают классический для Китая принцип кланового землевладения, а эдикты – попытки власти причесать всех под одну гребенку. Борьба эта идет до сегодняшнего дня. В 1999 г. крестьяне укрывали треть (!!!) всех пахотных земель. Китайское КГБ обнаружило это лишь при помощи спутника. Так что о перспективах «китайского феодализма», друзья, думайте сами. А вот делиться с экзаменаторами я бы не стал.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.