Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наука как знание и деятельность.



Слово «наука» имеет много значений. Нас будет интересовать только два содержания этого термина, а именно: наука как развивающееся и систематическое знание, и наука как определенный вид деятельности, направленный на приобретение новых знаний. В этом плане можно сказать, что наука это не только совокупность плодов древа познания, но и само это древо, на котором они произрастают.

Наука как знание есть совокупность образов, существующих в человеческом сознании и отнесенных к соответствующим объектам. Для конкретного человека знание выступает содержанием его индивидуального сознания, проявляющимся в понимании законов и существенных связей той или иной области (физики, химии, математики). В строгом смысле слова это знание еще не может быть названо наукой. Для того, что бы обозначить знание как науку, необходимо рассмотреть его как социальное явление. С этой позиции, наука как знание представляет собой стройную систему логически связанных между собой предложений, в которых зафиксировано знание объективных связей и законов действительности. В этом плане, наука характеризуется следующими признаками:

1. Она является систематизированным, организованным знанием. Однако одного этого признака недостаточно, ибо словарь, каталог товаров, телефонная книга, то же содержат точные, систематизированные знания, но не являются научными произведениями.

2. Для научного знания необходимо чтобы научные утверждения находились в логически необходимой связи между собой. Сравни, например, верную логическую связь в первом рассуждении, и неверную – во втором. «Если существо живет в воде, то либо, оно дышит растворенным в воде кислородом, либо выныривает на поверхность для вздоха. Следовательно, оно должно иметь или жабры, или уметь задерживать дыхание. Если существо не выныривает, у него должны быть жабры». И второе – «Если существо живет в воде, у него есть жабры», «Если человек произошел от обезьяны, то все люди братья».

3. Научное знание является продуктом деятельности общества. Поэтому оно должно существовать в форме, доступной не для одного, а для многих людей, т.е. должно быть объективировано в материальной форме, в виде знаков, в частности фиксировано в языке. Однако и этих необходимых признаков еще недостаточно. Логически организованным и закрепленным в языке могут быть и ненаучные системы, например философские или религиозные учения.

4. Для научной системы характерно то, что она отражает объективные законы и другие существенные связи в природе и обществе. Наука как знание является теоретическим знанием, она представляет собой систему теорий.

5. Научные теории – это такие теории, которые прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно служат практике, опираются на прочный фундамент фактов, установленных на практике, проверяются на практике. Практическое подтверждение есть решающий критерий истинности научной теории.

Будучи системой теорий, наука способна объяснить многочисленные явлений и связи в настоящем, и предсказать ход развития в будущем. Объяснение и предсказание являются важнейшими функциями научного знания.

Научное знание исходит из двух посылок: 1) объективная действительность мира такова, что все многообразие предметов и явлений обладает своей внутренней сущностью, т.е. образует систему различного рода связей и отношений, отличающихся всеобщностью и необходимостью, устойчивостью и повторяемостью (в науке подобные отношения называют законом природы); 2) в процессе познания человек способе обнаружить, установить эти объективно существующие связи и отношения, и выразить их в словесной форме, т.е. сформулировать законы науки. Объективные взаимосвязи: солнце, планеты, их массы и орбиты, искривление луча света, проходящего вблизи звезды. Законы науки: ньютоновский Fq=Mm/r2. Закон относительности U=1+h/r+h2/r2//1=h/r, где h – приращение координат.

Поэтому, объяснить явление, для науки, значит, раскрыть его сущность. Как правило, научное объяснение заключается не просто в установлении конкретного закона природы, а в разработке научной теории, которая представляет собой систематизированное отражение сущности явлений. В утверждениях теории, ее принципах, законах, понятиях и категориях отражаются различные существенные связи и отношения действительности.

Не менее важной, чем объяснение, является предсказательная функция науки. Связь между ними очевидна, ибо и то, и другое, опирается на одну и ту же теорию. Разница между ними в том, что в процессе объяснения для ранее известных фактов подыскивается теория, в то время как предсказание состоит в логическом выведении из данной теории следствий, описывающих неизвестные ранее факты, т.е. события, которые могут и должны произойти в будущем.

Предвидеть и предсказать наступление событий можно и на основе житейского опыта. Смена времен года, изменение погоды прогнозируемы обыденным уровнем сознания. Однако многие из таких предсказаний ненадежны т.к. не опираются на знание сущности явлений. Научное предсказание способно точно, или относительно точно (вероятностно) описывать еще не существующие явления, или их наступление. Точно в механической физике – наступление и продолжительность затмений. Вероятностно в ядерной физике (масса и положение электрона), природе (механизм наследственности).

В научном предсказании обнаруживается способность теоретического мышления значительно опережать эмпирический уровень познания.

Значимость этой функции научного знания иногда опережала объяснительную. Именно этой потребностью объясняется возникновение астрономии в древнем Египте.

Но наука это не только готовые знания, но и деятельность, направленная на его достижение. С этой позиции науку можно рассматривать как духовную, умственную деятельность, включающую процессы точного логического мышления, творческого воображения, научной фантазии, интуиции. Современная наука включает предметно-орудийную деятельность в виде экспериментов и практических исследований, ведущих в научных лабораториях, институтах, экспедициях.

Исследования в области ядерной физики и теории элементарных частиц требуют экспериментов на ускорителях. Этот прибор по стоимости и размеру напоминает промышленное производство.

Науку как деятельность отличают следующие признаки:

1) Общественный характер этой деятельности, который выражается не только в обмене научной информацией, но и в характере научных исследований, ведущихся большими коллективами.

2) Научная деятельность отличается от других видов деятельности своим сознательным целенаправленным характером; цель научной деятельности – решение познавательных задач, открытие законов объективного мира, знание которых позволяет сознательно управлять природой и обществом.

3) Целенаправленный характер научной деятельности состоит в использовании накопленных знаний и опыта,и в особенностиспециальных приемов и методов для достижения новых знаний. Это характеризует науку как единство теоретической и практической деятельности.

Основная цель научной деятельности – раскрытие законов природы, в какой либо локальной области. Наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры. Научное знание делится на отдельные дисциплины. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Наука – не только сумма знаний о законах действительности, совокупность объективных истин. Наука – это система институтов, сложнейший процесс человеческой деятельности, духовного производства, в котором задействованы многие люди. Вся совокупность организаций, занятых производством, воспроизводством, накоплением, систематизацией, применением на практике, знаний, и правила их функционирования составляют социальный институт науки.

Один из видов научной деятельности состоит в подготовке и воспроизводстве кадров,для чего требуется развитая система учреждений. Наука как социальный институт начинается системой образования – начального, среднего, среднего специального, высшего; и системой повышения квалификации – магистратуры, аспирантуры, докторантуры и т.п., системы научных стажировок и обменов.

Основная сфера научной деятельности, сосредоточенная на получении новых знаний и совершенствовании уже имеющихся сведений, осуществляется на специализированном производстве. Поэтому важнейшее звено науки как социального института составляют научно-исследовательские институты, лаборатории, экспериментальные производства, агростанции, заповедники, научно-исследовательские станции.

Накопление и систематизация научных данных осуществляется как с помощью издательской деятельности научной литературы, так и в системах библиотек, архивов, разнообразных хранилищ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.