Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация, виды менеджмента



 

Еще в 50—60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект. На сегодняшний день объектов, изучаемых менеджментом, существует несколько, и число их продолжает расти.

Речь идет об организационной деятельности, производстве, материалъно-техническом снабжении и сбыте, инновациях, маркетинге, персонале, финансах, учете и анализе хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добавилось распространение знаний.

В зависимости от объекта управления выделяют следующие виды менеджмента:

Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработкунорм, регламентов, правил, инструкций и прочее.

Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу,банку, агрофирме);

Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т. п.

Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.

Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации- поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка те кущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т. п.

Персонал-менеджмнет решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Налоговый менеджмент занимается: поиском законных способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов.

Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имеющегося потенциала.

В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и проч., позволяющих потребителям более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и есть все возможности для ее эффективного усвоения.

Центральная задача в управлении знаниями сострит в том, чтобы облегчить выявление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового опыта, творческих возможностей.

Это важно и потому, что в перспективе все крупные организации должны делиться на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно небольшого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.

Далее представлена более подробная характеристика видов деятельности, их особенности и необходимость, а также рассмотрен круг вопросов, решаемых каждым из них.

Производственный менеджмент -комплексная система обеспечения

конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности.

Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др.

Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.

Основными элементами системы производственного менеджмента являются:

- организационная структура системы управления (управляющая подсистема);

- производственная структура (управляемая подсистема);

- прогнозирование и планирование деятельности предприятия;

- организация основного производства;

- организация обслуживающего производства;

- организация подготовки производства новой продукции;

- реализация стратегии маркетинга.

Графоаналитическая модель системы производственного менеджмента должна быть простой и доступной для понимания, а самое главное- приемлемой для практического применения в повседневной деятельности менеджеров. Поэтому она должна отвечать требованиям системного подхода к моделированию как структуры производственного менеджмента, так и процессов, происходящих в нем.

К компонентам «входа» системы производственного менеджмента относятся методическая, нормативная, проектно-конструкторская и другая документация, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, внешняя информация.

На «выходе» системы производственного менеджмента -выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующих количества, качества, ресурсоемкости, поставленные в установленные сроки.

К компонентам обратной связи системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара предприятия, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями НТП, инновациями и другими факторами.

При обработке системы менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать «выход», затем проанализировать качество внешней среды и «входа».

К функциям производственного менеджмента относятся: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации, соединенная с каждой функцией.

Инновационный менеджмент -комплексная система управления эффективностью инвестиций, вкладываемых коллективом собственников в развитие всех видов инноваций (товар, технологии, методы менеджмента и др.) В инновационном менеджменте рассматриваются теоретические и практические основы, а также практические рекомендации по построению организационных структур, выборов направлений инноваций, оптимизации инвестиций, управлению конкурентоспособностью объекта, техническим, экологическим, правовым, экономическим, организационным, социальным и психологическим аспектами управления персоналом инновационной фирмы. Все вопросы должны разрабатываться с применением совокупности научных подходов, принципов и методов менеджмента. Теоретические вопросы рассматриваются с учетом всех видов инноваций и стадий их жизненного цикла. Методические и практические вопросы должны подробно рассматриваться по стадиям маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства в увязке с остальными стадиями.

Ключевую роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Инновационный менеджмент предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлен на внедрение новых технологий и видов продукции. Он предусматривает выбор определенных объектов исследования, с помощью которых предприятие стремится содействовать поиску новых технологических возможностей.

Процесс инновационного менеджмента требует о организационных структур способности быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям.

Финансовый менеджмент- это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения направлены на выбор источников финансирования. Инвестиционные решения касаются выбора альтернативы вложения средств с целью получения доходов в будущем. Принятие финансового или инвестиционного решения связано с финансовыми или реальными активами.

Финансовый менеджмент- комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Финансовый менеджмент является видом профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощь методов и рычагов финансового механизма.

Целями финансового менеджмента являются:

максимизация прибыли;

- платежеспособность;

- рост стоимости собственного (акционерного) капитала.

Основная задача финансового менеджмента — принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов.

Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:

- объема требуемых средств;

- формы их предоставления (долго- или краткосрочный кредит, денежная

- наличность);

- степени доступности и времени представления, стоимости обладания данным

- видом ресурсов;

- риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами) предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений:

- оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды (материальные, трудовые);

- целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;

- оптимальность оборотных средств;

- эффективность финансовых вложений;

Основные функции финансового менеджмента заключаются в следующем:

- финансовом анализе и планировании на основе показателей финансовой отчетности, сборе и обработке данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и внешней отчетности;

- принятии долгосрочных инвестиционных решений, определении оптимальной структуры активов, управлении портфелем ценных бумаг,

- принятии долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формировании структуры капитала предприятия, разработке политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендной политике;

- управлении оборотными активами фирмы;

- выполнении функций, связанных со страхованием активов, налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией предприятия.

Таким образом, основная задача финансового менеджера сводится к финансовому анализу и планированию в виде общей оценки:

- активов предприятия и источников их финансирования;

- величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

- источников дополнительного финансирования;

- системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

Налоговый менеджмент является одним из подвидов финансового менеджмента, выполняя соответствующую функцию в системе управления. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Специфическим объектом налогового менеджмента выступают экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Налоговые платежи фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других.

Предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их- задачи налогового менеджера. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов.

Как и менеджмент вообще налоговый менеджмент -это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование.

Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с финансовым. Налоговый менеджмент является составляющей финансового менеджмента. В конечном счете у них одна цель –максимизация ценности фирмы. Таким образом, управление налогами- одно из стратегических направлений финансового менеджмента.

Менеджмент персонала

Управление персоналом организации или менеджмент персонала – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Успех деятельности любой организации зависит от ее сотрудников. Персонал является одним из важнейших ресурсов организации, необходимым для достижения всех ее целей и задач. Именно от персонала непосредственно зависят экономические и другие возможности организации. Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и эффективности деятельности организации в условиях рыночной экономики.

Технология менеджмента персонала организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров:

- изучение рынка труда, поиск, вербовка, наем, отбор и прием персонала;

- деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе и расстановке кадров;

- определение заработной платы и льгот, оформление трудового контракта;

- адаптация сотрудников в коллективе и профессиональная ориентация;

- мотивация трудовой деятельности;

- организация труда, разработка должностных инструкций;

- соблюдение этики деловых отношений и корпоративной культуры;

- управление конфликтами и стрессами;

- оценка трудовой деятельности и аттестация;

- планирование деловой карьеры и управление служебно-профессиональным продвижением;

- обеспечение безопасности персонала;

- управление нововведениями в кадровой работе;

- обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;

- управление поведением персонала в организации, соблюдение дисциплины труда;

- управление социальным развитием кадров;

- высвобождение персонала.

Маркетинг-менеджмент

В условиях развития рыночных отношений, активизации конкуренции и усложнения взаимосвязей между участниками бизнес процессов возрастает значение маркетинговых аспектов управления. Одной из основных задач, требующих адекватного управленческого воздействия, становится задача управления рынком, в рамках которой рассматриваются проблемы позиционирования предприятий в предпринимательской среде, увеличения занимаемой доли рынка, приращения конкурентных преимуществ, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и др. Решение данной задачи базируется на внедрении и эффективном использовании современного маркетингового инструментария, придающего управленческой деятельности гибкость и стратегическую маневренность.

Применение принципов и методов, предлагаемых маркетинговой концепцией управления, сопровождается интеграцией маркетинговой деятельности и деятельности, осуществляемой в рамках классического менеджмента, и созданием специфической управленческой системы (подсистемы по отношению к более высоким иерархическим уровням), получившей название системы «маркетинг-менеджмент».

Маркетинг-менеджмент можно идентифицировать как управление предприятиями и организациями различного профиля, ориентированное на рынок и адаптирующее управленческие процессы к динамичным условиям рыночной среды.

Маркетинг-менеджмент предусматривает корректировку целей, стоящих перед реально функционирующими бизнес-субъектами. Он базируется на двуединстве целей:

- повышении эффективности производства на основе рационального использования ресурсного потенциала предприятия;

- усилении рыночных позиций.

Интеграция функций маркетинга и менеджмента возможно при соблюдении следующих принципов:

1) стратегической ориентации производственной, хозяйственной и управленческой деятельности, учитывающей в числе прочих прогнозируемые характеристики развития рынка: спроса, конкуренции, торов внешней среды;

2) комплексного подхода, обеспечивающего достижение синергетического эффекта, обусловленного действием системы «маркетинг-менеджмент»;

3) первичности потребительского спроса и необходимости формирования производственных программ на основе всестороннего изучения потребностей потребителей и их платежеспособности;

4) расширения составляющих ресурсного потенциала предприятия за счет включения элементов, связанных с возможностями в области освоения рынка;

5) адаптивности к конкурентным процессам, реализуемой на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях;

6) активного взаимодействия с бизнес-субъектами рыночной стратегии и расширения коммуникативной деятельности;

7) конструктивного использования социальной составляющей менеджмента.

Внедрение маркетинг-менеджмента означает смещение управленческих приоритетов и концентрацию одноименных усилий в поиск действенных механизмов эффективного использования рыночных факторов и преимуществ. При этом не просто усиливается роль маркетинга как функции управления, но осуществляется проникновение его идеологии в процесс выполнения всех функций, реализуемых в рамках менеджмента.

Маркетинг-менеджмент согласуется с положениями маркетинговой парадигмы, учитывающей новые явления в российском и международном предпринимательстве, но не меняющей своего методологического базиса. Он рассматривает маркетинг как комплексную программную деятельность, охватывающую стадии производства и сбыта продукции на основе всестороннего изучения рынка, реального и потенциального потребительского спроса с целью удовлетворения спроса и максимизации прибыли.[3]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.