Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ключевые современные проблемы дизайна. Их характеристики, взаимосвязи, иерархия.



Диза́йн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайн– это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций, на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью признания результатов проектирования, эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Дизайну присущи социальные последствия, проявляющиеся в личности потребителя. Дизайн – это объект – результат проектной деятельности.

Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интег­рирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин - философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

 

Сегодня все больше внимания обращается на два основных фактора современного мирового процесса, способных повлиять на развитие культуры. С одной стороны, это бурное развитие научно-технического прогресса, с другой - вызванные им социальные и экологические проблемы. Технический мир становится более автономным, новые средства производства и проектирования, появившиеся в век компьютерных технологий, а также новые материалы создают условия для самоорганизующегося технического мира. «Вторая природа» грозит оказаться единственной, о чем реально свидетельствует нарастающий процесс физического вытеснения естественной природы. Экспансия новых технологий в самых разных областях культуры и быта, новые тенденции в сфере потребления и образа жизни создают предпосылки для коренных социально-культурных изменений.

 

Дизайн связан, с одной стороны, с утилитарной, материально-практической, т.е. экономической и технологической стороной культуры, с другой - с ее духовной, символической стороной, с гуманитарными проблемами. Изменяя окружающую среду, формируя предметный мир, человек, в конечном счете, формирует и самого себя. Генеральная функция, конечная цель дизайнерской деятельности - гармонизация отношений человека с миром и самоутверждение человека в мире. Дизайн - это не только умение сделать что-то конкретное, а умение видеть многообразные связи человека с окружающим миром. Это - широкий спектр гуманитарных проблем. Одна из них - проблема ответственности дизайнера (влияние на формирование вкусов миллионов), акцент не только на материальных, но на духовных ценностях.

Экономические проблемы- в основе: дизайн возникает в индустриальном обществе, с машинным производством и массовым потребителем. Формообразование связано с изменением спроса на товар, с бизнесом. Американский дизайнер, пионер коммерческого дизайна Раймонд Лоуи говорил: "Дизайн - это то, что заставляет чаще звенеть магазинную кассу". Коммерческий дизайн - создание потребительской ценности товара. Дизайнер должен изучать рынок. Маркетинг. Кризис перепроизводства товаров - стайлинг.

Технологические проблемы связаны с научно-тех.революцией, с техническим прогрессом, с появлением комп. технологий, новых материалов. Распространение и гонка новых технологий.

Экологические проблемы.Возникший в 1970-х гг. экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Задача: охрана и восстановление окружающей среды». Основные принципы:• максимальная экономия природных ресурсов• максимальная экономия материалов• использование восполняемых энергетических ресурсов• достижение долговечности изделия

Техномир все более агрессивно воздействует на окружающую среду. Предметы, которые мы используем каждый день, являются самыми злостными загрязнителями биосферы. Трата природных ресурсов на изготовление вещи, загрязнение окружающей среды в процессе производства, появление многокилометровых свалок неразлагающегося вещества после эксплуатации предмета – сценарий абсолютно анти-экологичный, но, тем не менее, характерный для большей части выпускаемой в настоящий момент продукции. В.Папанек, рассуждая о «загрязнении через продукцию», заметил, что цикл загрязнения более сложен, чем принято считать, и включает он, как минимум, семь частей: это уничтожение природных ресурсов, зачастую невосполнимых; сам процесс открытой добычи полезных ископаемых и карьерных разработок создает фазу загрязнения; процесс производства; упаковка; использование продукции; и наконец превращение продукции в отходы.По подсчетам специалистов, в России в среднем на душу населения ежегодно приходится более 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), причем 50% из них состоят из использованной упаковки.

Проектировщик несет ответственность за продукцию, которую он создает. Он должен анализировать прошлое, а также просчитывать будущие последствия своих действий, вместо того, чтоб добавлять все больше и больше деталей и дополнительных технических новинок, необходимо пересмотреть отношение к проблемам и выработать принципиально новые решения. Дизайнер не просто проектирует вещи, дизайнер формирует образ жизни людей. Дизайнер опосредованно, через предмет, может воздействовать на людей – на их отношение к природе и между собой. Дизайн – совершенное орудие, которое на сегодняшний день есть у человека для придания формы его продукции, окружающей его среде и в более широком смысле – ему самому. «Интегрированный, всеобъемлющий, прогностичный дизайн – это процесс планирования и формирования, который непре­рывно идет на стыке между различными дисциплинами». Один из инструментов, доступных проектировщику – эстетика – способен очень на многое. С ее помощью становится возможным создать из форм и красок реально существующие объекты, которые воздействуют на нас, нравятся нам, кажутся прекрасными, волнующими, привлекательными, значительными.

Иерархия: В 20 вв. в методологии дизайн-проектирования дизайн принято оценивать с точки зрения массового производства. В этой иерархии проблемы выстроены в порядке, опирающемся на теорию полезности: экономические-технологические-экологические-гуманитарные. По сути гуманитарные пробл. пронизывают всю систему дизайна

Видно, что все проблемы взаимосвязаны. В большинстве проблем присутствуют все компоненты одновременно.

Вывод: вопрос о построении четкой иерархии некорректен. У системы дизайна нет реального центра. Мы живем в постиндустриальном обществе. Экономический фактор уже не стоит на вершине иерархии. Сейчас нужно говорить скорее об системе, образованной пересекающимися и одновременно существующими структурами управления.

 

Однако не следует идеализировать реальную практику дизайна и взгляды, идеи, убеждения многих представителей этой профессии, служащих бизнесу. Коммерчески ориентированный дизайн нацелен на увеличение сбыта привлекательных, модных вещей-товаров, на формирование ради этого посредством рекламы потребительской психологии широких масс населения путем фетишизации мира вещей, придания им значений престижной ценности – символа социально-статусных отношений в стратифицированном обществе массового потребления.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.