Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Открытое и дистанционное образование



 

Виртуальные университеты по мере совершенствования ИКТ получают все большее распространение. Так, созданный в США в 1996 г. губернаторами 18 западных штатов виртуальный университет в настоящее время предлагает более 300 курсов дистанционного обучения. Департаментом образования США принят проект создания виртуальных высших школ. Созданы виртуальные университеты в Германии, Франции, Японии и других странах мира. Следует отметить, что в России виртуальные университеты в настоящее время не получили распространения, что можно объяснить следующими причинами:

· недостаточной поддержкой со стороны государственных органов управления образованием;

· необходимостью значительных затрат на начальном этапе;

· отсутствием у специалистов профессиональных навыков организации обучения в виртуальных учебных заведениях;

· высокой стоимостью необходимого технического оснащения для организации обучения в виртуальном учебном заведении;

· отсутствием механизмов стимулирования создания и развития системы виртуальных учебных заведений [7].

Тем не менее, изменения, происходящие в отечественной системе образования, свидетельствуют о смене традиционных взглядов на образование на новые, основанные на положениях Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашено, что образование, включая и высшее, должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Вследствие этих процессов появляется возможность открытого образования, получают признание негосударственные организации в образовании, растет потребность в открытом и дистанционном образовании, которое обеспечивает эффективное обучение только при условии широкого применения новых ИКТ.

Важным достоинством открытого и дистанционного образования является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучающегося, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения. Как утверждают психологи, принятый в традиционных системах образования жестко регламентированный график учебного процесса в лучшем случае удовлетворяет только 15-30% обучающихся, а для других он либо слишком напряжен, либо недостаточно интенсивен. Результатом является неэффективное использование интеллектуальных ресурсов как обучающих, так и обучающихся. В открытом и дистанционном образовании на базе ИКТ нет жесткого календарного плана учебного процесса, обучающийся может его реализовывать, адаптируясь к своим способностям и возможностям. Это повышает качество обучения и дает дополнительный эмоциональный и интеллектуальный стимул для образования.

Дистанционное обучение – тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга участников учебного процесса, реализующегося с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Вообще, дистанционное обучение – это новая ступень заочного обучения, но между этими формами не может быть поставлен знак равенства. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. В дистанционном образовании каждый обучающийся проходит курс по индивидуальному плану, составленному им самим, согласованному с учебным заведением. Обучающиеся получают консультации у преподавателей, отправляют им на проверку контрольные работы, тесты, готовятся с их помощью к экзаменам. Общение между обучающимися и преподавателями постоянно осуществляется с помощью телефона, через Интернет или спутник. Важным отличием дистанционного образования от заочного является то, что обучающиеся самостоятельно определяют темп обучения и последовательность изучаемых дисциплин. При этом дистанционному обучению присуща жесткая отчетность, которая обеспечивает полное прохождение всех курсов обучающимися [9, 10].

Наиболее распространенными являются виды дистанционного обучения, основанные на интерактивном телевидении; компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных) с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); сочетании «кейсовых» технологий и сети Интернет.

При реализации открытого и дистанционного обучения следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда включаются всевозможные электронные источники информации: виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, а также такие возможности, как Интернет-телевидение, Интернет-видеоконференции, сетевые медиа-сервисы и др.

Создание такой динамической учебной среды требует выбора той или иной платформы. Обучающая платформа MOODLE (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) позволяет реализовать интегративный подход в обучении, обеспечивая связь теории с интенсивной практикой использования индивидуальных, парных, групповых форм работы, педагогических технологий, инструментальных средств и образовательных веб-ресурсов непосредственно в процессе обучения. При этом максимально индивидуализируется организация самостоятельной работы обучающихся, создаются все условия для получения качественного образования и всестороннего развития личности. Обучающая среда Moodle является на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса как дистанционного, так и традиционного образования.

Платформа eLearning 3000 предназначена для организации дистанционного и смешанного обучения и тестирования с помощью современных мультимедиа и Интернет-технологий. Это клиент-серверное решение, которое позволяет создавать собственные сетевые информационные учебные среды и организовать полный цикл дистанционного обучения.

Литература

 

1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М.: Бизнес-Пресс. – 2000. – 168с.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века / Б.С. Гершунский. – М.: Пед. общ-во России, 2002. – 508с.

3. Методы творческого обучения английскому языку. Материалы дистанционного курса [Электронный ресурс] / Сост. А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008.

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 368с.

5. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования / Л.К. Раицкая. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2007. – 190с.

6. Христочевский С.А. К вопросу об эффективности использования ИКТ в образовательном процессе / С.А. Христочевский // Информационные технологии в образовании. XX Междунар. конф.-выставка: Сб. тр. – В 6-и ч. – Ч. III. – М.: МИФИ, 2010. – С. 74-75.

7. Хуторской А.В. Дистанционная подготовка эвристического учителя / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Народное образование. – 2008. – № 9. – C. 189-196.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №5. – С.55-61.

9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.2. – 816 с.

10. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников. – М.: Наука, 2002. – 527 с.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие из доступных ИКТ, по Вашему мнению, наиболее эффективны в обучении иностранному языку с целью развития а) языковой, б) речевой, в) социокультурной компетенции?

2. Отдадите ли Вы предпочтение определенным ИКТ, ориентируясь на возраст обучающихся? Если да, то каким образом?

3. В конце XX века обучение иностранным языкам на расстоянии признавалось недостаточно эффективным. Сохраняется ли, на Ваш взгляд, эта проблема в настоящее время?

4. Какую роль играют ИКТ в межкультурной коммуникации?

5. Какие из представленных на рисунке информационно-коммуникационных технологий Вы готовы регулярно использовать в практике обучения иностранным языкам?

 

 

Лекция 8.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.