Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции иностранного языка как учебной дисциплины в неязыковом вузе



 

Прежде всего, представляется, что значение обучения иностранным языкам на первой ступени высшего профессионального образования, его миссия, вытекают из миссии, которую призван выполнять бакалавриат вообще. Она заключается в актуализации индивидуальных ресурсов личностного и профессионального роста студента, его субъектного становления, формировании механизмов мотивации к овладению будущей профессией, в упрочении ориентаций на преобразование своей образовательной деятельности и себя в ней.

Как известно, «Иностранный язык» как обязательная дисциплина учебного плана изучается на 1-2 курсе бакалавриата. Он, наряду с другими базовыми (обязательными) дисциплинами блока «Гуманитарный, социальный и экономический цикл», направлен на развитие так называемых «общекультурных компетенций» (ОК) студента-бакалавра. Так, среди прочих общекультурных компетенций выпускник должен обладать «способностью к письменной и устной деловой (профессиональной) коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-14)» [6, с.80]. Таким образом, дисциплина «Иностранный язык» в настоящее время рассматривается, прежде всего, как средство общего, в частностигуманитарного, развития студента, высокий уровень которого будет способствовать успешному профессиональному развитию в дальнейшем.

С другой стороны, в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования также указывается, что изучение иностранного языка в бакалавриате предполагает овладение им как средством межкультурного общения для достижения образовательных и профессиональных целей обучающихся, а также как средством самообразования студентов в области профессиональных интересов. Владение иностранным языком студентами неязыкового вуза является средством для получения новой информации из источников на другом языке, средством общения с представителями других культур, говорящих на данном языке, средством обмена информацией, повышения своего культурного уровня и др.

В то же время, иностранный язык как учебная дисциплина в вузе может считаться и средством профессионального развития студента, поскольку напрямую участвует в развитии таких профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием, как:

· способность приобретать умения трудовой деятельности по конкретной специальности в противовес профессиональным знаниям (или, как определяет это Н.В. Фомин, «практико-ориентированный интеллект»);

· критичность ума;

· способность принимать ответственные решения;

· самостоятельность и творчество;

· ориентация на эффективность и качество;

· информационная культура;

· коммуникативность;

· способность к сотрудничеству;

· рефлексивная культура [16].

На основании сказанного можно сделать вывод, что основными функциями иностранного языка как учебной дисциплины в вузе являются:

· культурно-образовательная функция;

· функция обеспечения межкультурного общения;

· познавательная функция (функция обеспечения академических интересов и потребностей обучающихся, в том числе, самообразования);

· профессионально-ориентировочная функция.

Реализация культурно-образовательной функции иностранного языка, которая является ведущей, в ходе учебного процесса в вузе обеспечивает развитие общей образованности и культуры будущего специалиста. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что современные проблемы, встающие перед специалистами в различных профессиональных областях в новых условиях, можно успешно решать только на основе широкого кругозора специалиста, его общей осведомленности по самым разнообразным проблемам современности, высокого образовательного и общего культурного уровня. Иными словами, для более успешного выполнения специалистом своих будущихпрофессиональных обязанностей, ему необходимо быть широко образованным и культурным человеком.

С другой стороны, сама профессиональная производственная деятельность тоже предполагаетопределенные культурные знания и умения, связанные с процессом, результатом труда, с отношением людей к производственной деятельности. Поэтому культура производственной деятельности так же, как и других видов деятельности, нуждается в специальной работе по ее совершенствованию [5].

Решение культурно-образовательных задач высшего образования в процессе изучения иностранного языка предполагает расширение кругозора студентов, повышение их культурного уровня в отношении истории и современной действительности страны изучаемого языка, других стран и народов и мира, в целом, что способствует повышению культуры межличностных и межнациональных отношений, включению обучающихся в диалог культур. Эти задачи решаются, прежде всего, средствами личностно-ориентированного и поликультурного образования, целью которого является формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур. Из этой цели вытекают конкретные задачи обучения иностранному языку как средству межкультурного общения:

· развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

· формирование представлений о многообразии культур в мире, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

· создание условий для интеграции студентов в культуры других народов;

· глубокое и всестороннее овладение студентами культурой своего народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

· воспитание студентов в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.

Реализация познавательной функции дисциплины «Иностранный язык» связана с тем, что современные темпы научно-технического развития, все увеличивающаяся интенсивность информационных процессов требуют того, чтобы обучающийся все в большей мере мог самостоятельно включать в систему своей деятельности поток информации, причем, не только профессиональной, но и прямо не связанной с профессией, а просто полезной и интересной. Очевидно, что даже самые объемные учебные планы и программы не могут охватить всю информацию, необходимую для профессионального и личностного становления студента. Выход из такой ситуации видится в обеспечении активности и самостоятельности обучающегося, развитии его творческих способностей получать знания самостоятельно. Другими словами, важно не только дать студентам в возможно короткий срок максимум информации, сколько научить самостоятельно ориентироваться в потоке информации, научить более эффективно использовать ее в практических делах.

Таким образом, в данной функции изучаемый иностранный язык, наряду с родным языком, используется как еще одно средство познания, средство удовлетворения своих текущих (учебных, «академических») и будущих личных и профессиональных интересов и потребностей.

Профессионально-ориентировочная функция. Думается, что именно как «профессионально-ориентировочную» функцию иностранного языка (термин Л.Д. Щербиной), а не просто «профессиональную» следует трактовать связь иностранного языка как учебной дисциплины в вузе с профилем подготовки специалиста [17]. Без сомнения, для обеспечения влияния обучения иностранному языку на профессиональную подготовку студентов необходимо учитывать логику профилирующего учебного предмета и использовать в качестве смыслового содержания исторические сведения, а также общетеоретические подходы и основные идеи конкретной профессиональной области студентов, но функции обучения иностранному языку в этом плане являются более широкими. Функция данного учебного предмета в вузе заключается в углублении «сориентированности» в предстоящей профессиональной деятельности, развитии интереса и повышении мотивации к овладению ею [там же].

Следует отметить также, что в настоящее время данная функция иностранного языка рассматривается в единстве с другими функциями, она обеспечивает влияние на ориентацию студентов в предстоящей профессиональной деятельности в единстве с развитием их культурно-образовательного уровня, умений межкультурного общения и академическими умениями студента.

Более того, следует предостеречь от излишне прямолинейного толкования данной функции, как это порой имело место в прошлом. (В истории методики обучения иностранным языкам как науке известны такие точки зрения, как, например, что язык должен способствовать лучшему овладению избранной специальностью, расширению кругозора студента, углублению его профессиональных знаний через прямое использование зарубежных источников технической информации [9] или что он должен рассматриваться как «средство углубления и совершенствования профессиональных знаний» [7, с.6]. Даже в более поздние времена значение профессионально-ориентированного обучения иностранному языку виделось в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности [11]).

Для того чтобы разобраться в сути идеи профессиональной направленности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах, необходимо более детально остановиться на самом понятии «профильно-ориентированное обучение иностранным языкам», которое характеризует специфику обучения на неязыковых факультетах вузов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.