Аганова А. А. Характеристика исторического развития наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (XII-XIX вв.) // Российский криминологический взгляд. – 2009. – № 4.
Грицай О. В. Актуальные проблемы применения штрафа как меры имущественного взыскания, установленной приговором суда // Российская юстиция. – 2008. – № 10.
Карпов Е. А. Сущность и цели наказания в российском уголовном праве // Российский следователь. – 2010. – № 3.
Лукашов А. Лишение специального права как вид наказания // Уголовное право. – 2009. – № 3.
Мальцев В. В. Наказание и проблемы его назначения в уголовном праве. – Волгоград, 2007.
Милюков С. Ф. Смертная казнь и проблемы российского суверенитета // Российский криминологический взгляд. – 2009. – № 4.
Непомнящая Т. В. Назначение уголовного наказания: теория, практика, перспективы. – СПб, 2006.
Петин И. А. Цели наказания, их обоснованность и возможность достижения // Российский следователь. – 2009. – № 19.
Степашин В. Последствия неисполнения уголовного наказания в виде штрафа // Уголовное право. – 2010. – № 2.
Тарбагаев А. Замена обязательных работ лишением свободы в случае злостного уклонения от отбывания назначенного наказания несовершеннолетним осужденным // Уголовное право. – 2007. – № 6.
Тема 2. Общие начала назначения наказания.
Проблемы, возникающие при учете обстоятельств, смягчающих
И отягчающих наказание
Семинар 2 часа (для студентов со сроком обучения 5 лет)
Учебные вопросы
1. Общие начала назначения наказания.
2. Обстоятельства, смягчающие наказание.
3. Обстоятельства, отягчающие наказание.
4. Назначение наказания при наличии исключительных обстоятельств.
Методические указания для студентов
По подготовке к семинару
Начинать подготовку к семинарскому занятию необходимо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятий. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций и действующему законодательству, постановлениям Пленума Верховного Суда РФ. Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях. И только после этого необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. В случае затруднения студенты должны обратиться за помощью к преподавателю, который ведет семинарское занятие, или дежурному преподавателю на кафедре.
При подготовке к семинарскому занятию студенты должны уделить внимание изучению различных точек зрения по вопросу определения общих начал назначения наказания; отличию общих начал от принципов назначения наказания; характеристике общих начал назначения наказания. Обратить внимание на такие вопросы, как правовая природа смягчающих и отягчающих обстоятельств, их система, классификация и характеристика; особенности назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пп. «и» и (или) «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве; понятие и признаки исключительных обстоятельств, формы смягчения наказания.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендуемые источники.
2. Выявить проблемы назначения наказания, связанных с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Практическое занятие 2 часа (для студентов со сроками обучения 5 лет, 6 лет, 4 года, 3 года 6 месяцев)
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах с 16 по 30.
Методические указания для студентов
По подготовке к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию студенты должны хорошо усвоить теоретический материал, изучить рекомендуемые источники и судебную практику по данной теме. Решить рекомендованные задачи.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать судебную практику по рассматриваемой теме.
2. Определить порядок применения норм материального и процессуального права при наличии смягчающих обстоятельств и проведении судебного заседания в особом порядке.