Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Колониальный раздел Африки в 1900 г.



Метрополии Колонии, тыс. км2 Население, млн чел.
Великобритания 9 201,2 53,1
Франция 10 211,2 31,5
Бельгия 2 382,8 19,0
Германия 2 352,3 11,5
Португалия 2 073,2 6,9
Италия 510,0 0,73
Испания 220,3 0,67

Франция создала в Африке вторую (по численности населения) колониальную империю, которая включала две колониальных федерации: Французскую Западную Африку (Сенегал, Мавритания, Судан, Гвинея, Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Догомея, Нигер) и Французскую Экваториальную Африку (Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари, Чад), а также часть побережья Сомали, Мадагаскар и остров Реюньон.

Бельгия по инициативе короля Леопольда II , установила контроль над обширной территорией в бассейне р.Конго. Германия, позже других европейских стран приступившая к колониальным захватам, получила в свое владение Юго-Западную Африку (Намибия), Восточную Африку (Танганьику), Камерун и Того. Италия, установив в 1880-х годах контроль над Эритреей и Сомали, потерпела неудачу при попытке захвата Эфиопии, но после войны с Турцией в 1911-1912 гг. захватила Киренаику и Триполитанию, которые были объединены впоследствии под единым названием Ливия.

Португалия, в этот период активного передела континента, сохранила свои владения – Анголу и Мозамбик, контролируя острова Зеленого Мыса, Мадейра, Сан-Томе и др. Испания контролировала Канарские острова и города-порты Сеута и Мелилья в Марокко, приобрела Западную Сахару (Рио-де-Оро) и часть Гвинеи.

В результате к 1900 г. Африка превратилась фактически в колониальный материк, где колонии и протектораты занимали более 90 % ее территории, а формально независимыми оставались только Либерия и Эфиопия.

Активный распад колониальных империй в Африке начался только после завершения Второй мировой войны, что явилось следствием разгрома стран-аргессоров (Германии, Италии), ослабления главных колониальных держав (Великобритании, Франции), роста национально-освободительных движений при международном влиянии СССР и победившей революции в Китае (1949 г.).

В начале 1950-х годов произошли важные события в Северной Африке. Июльская революция 1952 г. в Египте свергла проимпериалистический монархический режим и утвердила подлинный суверенитет этой страны, были упразднены режимы французского протектората в Марокко и Тунисе (в 1956 г.); в 1962 г. победила национально-демократическая революция в Алжире – после длительного вооруженного противоборства с Францией (1954-1962 гг.). Таким образом, все страны Северной Африки обрели государственный суверенитет (Ливия была провозглашена независимым государством с монархическим строем в декабре 1951 г., а в 1969 г. монархия была свергнута).

Это активизировало национально-освободительные движения в Тропической Африке, где в 1945-1960 гг. выделяются два этапа: до середины 1950-х гг. – этап сравнительно «мирного» натиска африканских народов на позиции колониальных держав, а с середины 1950-х гг. – стремительное развитие антиколониальных революций. На этом этапе произошло освобождение Судана (1956 г.), Золотого Берега (с 1957 г. – независимая Гана) и Гвинеи (1958 г.).

В историю человечества 1960 год вошел как «Год Африки»: в этом году на политической карте континента возникло 17 новых независимых государств (на месте бывших французских и британских владений).

В конце 1950-х гг. национально-освободительное движение привело к фактической ликвидации британской, французской и бельгийской колониальных империй в Африке. В течение второго послевоенного десятилетия (1956-1966 гг.) на Африканском континенте освободилось от колониальной зависимости 34 страны.

Процесс деколонизации продолжался и в 1970-е гг. После революции в Португалии 25 апреля 1974 г., свергнувшей фашистский режим, развалилась португальская колониальная империя в Африке, павшая под ударами вооруженной национально-освободительной борьбы: завоевали независимость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и другие португальские колонии (это произошло в основном в 1975 г.).

Результатами подъема антиколониального движения в Южной Африке явились распад в 1963 г. Федерации Родезии и Ньясаленда, за которым последовало провозглашение независимости Малави (бывшей Ньясаленд) и Замбии (бывшая Северная Родезия) (в 1964 г.). В 1966 г. добились независимости Лесото (бывший Басутоленд) и Ботсвана (бывший Бечуаналенд), в 1968 г. – Свазиленд.

В результате вооруженной борьбы в 1980 г. на карте Африки появилось независимое государство Зимбабве (бывшая Южная Родезия), и, таким образом, Великобритания лишилась всех своих владений на Африканском континенте. Достижение государственного суверенитета Намибией (в марте 1990 г.) практически завершило процесс деколонизации Африки.

Однако это не означает, что ход деколонизации был мирным. Достаточно сказать, что в Зимбабве национально-освободительная борьба местного населения против расистского режима, продолжалась в общей сложности 15 лет. В Намибии, которая после Второй мировой войны была фактически незаконно присоединена к ЮАР, национально-освободительная борьба продолжалась 20 лет и закончилась только в 1990 г. Эритрия, бывшая итальянская колония, после войны находившаяся под контролем Великобритании, затем была включена в состав Эфиопии. Народный фронт освобождения Эритриеи боролся за независимость более 30 лет, и только в 1993 г. она была провозглашена независимым государство и вступила в ООН.

В результате процесса деколонизации на огромном Африканском материке колоний, за исключением портовых городов и небольших островных владений Великобритании и Франции (Британские территории в Индийском океане, остров Святой Елены, Майотта и Реюньон), практически не осталось.

На побережье Гиблартарского пролива, на территории Марокко, находится владение Испании – города Сеута (19,5 км2) и Мелилья (12,5 км2), а также прилегающие небольшие острова Алусемас, Чафоринес (незаселенные) и Велес-де-ла-Гомера. В этих энклавах проживают в основном испанцы, занятые на расположенных здесь военных базах. Кроме военных, города выполняют функции беспошлинных торговых зон и бункерных портов (Сеута), которые ежегодно посещают более 2,5 млн туристов. На возвращении под свой суверенитет Сеуты и Мелильи настаивает Марокко (пока безуспешно).

Следует отметить, что при предоставлении независимости некоторым владениям метрополия часто прибегает к их расчленению для сохранения своего контроля в стратегически важных регионах. Так, в 1975 г. при предоставлении независимости Коморским островам остров Майотта был объявлен в декабре 1976 г. «территориальной единицей» Франции. Проведенный в мае 1978 г. референдум подтвердил желание жителей острова поддерживать сложившиеся отношения с метрополией. В значительной степени это объясняется опасениями экономических трудностей независимого развития при отсталой аграрной структуре экономики, где значительную часть валового внутреннего продукта составляют финансовые дотации из метрополии (Майотта, Реюньон).

Вполне закономерно, что в процессе деколонизации очень большие изменения произошли в государственном строе африканских стран.

По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте немного. Монархий в Африке было сравнительно немного, к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь монархий осталось всего три – Марокко, Лесото и Свазиленд, которые являются королевствами. Необходимо учитывать, что за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные режимы, или даже откровенно диктаторские. В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы сложились в 38 государствах. Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью. Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем.

По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство стран Африки относятся к унитарным государствам. Федеративных государств, здесь всего четыре. Это ЮАР, состоящая из девяти провинций; Нигерия, включающая в себя 30 штатов; Коморские Острова, в состав которых входят четыре округа-острова, и ставшая федерацией только в 1994 г. Эфиопия (состоит из девяти штатов).

Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, до недавнего времени была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2001 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках Африканского союза предусмотрено создание общеафриканского парламента, единого банка, валютного фонда и иных надгосударственных структур.

Деление Африки на субрегионы в самом генерализованном виде проводится с выделением Северной и Тропической Африки (или Африки к югу от Сахары). Между этими двумя частями существуют достаточно резкие природные, исторические, этнические, да и социально-экономические различия. Особенно если учесть, что Тропическая Африка представляет собой наиболее отсталый район всего развивающегося мира, в котором и в наши дни доля сельского хозяйства в образовании ВВП превышает долю промышленного производства. Из 47 наименее развитых стран мира 28 находятся в Тропической Африке. Здесь же – наибольшее число стран (15), не имеющих выхода к морю. Своего рода модификаций этого двухчленного деления служит трехчленное подразделение Африки на Северную, Тропическую и Южную, которое можно применять в региональном анализе.

В последнее время часто применяется схема макроэкономического районирования, разработанная Экономической комиссией ООН для Африки (ЭКА). Для разработки проектов экономического развития ЭКА создала в Африке региональные центры: для Северной Африки а Марокко, для Западной Африки в Нигере, для Центральной Африке в Камеруне, для Восточной Африке в Замбии и Руанде.

В начале ХХІ в. в Африке остается неурегулированным статус только одной страны – Западной Сахары, находящейся фактически под администрацией Марокко, которое ведет активную эксплуатацию ее природных богатств – фосфоритов (запасы около 10 млрд т – 25 % мировых). Бывшая колония Испании на северо-западе Африки занимает 266 тыс. км2, ее население оценивается в 245 тыс. чел. Исторически она сложилась из двух территорий: расположенной на севере Сегиет-эль-Хамра (83 тыс. км2) и Рио-де-Оро (184 тыс.км2), занимающей южную часть. В 1975 г. Испания заявила о передаче своей колонии с февраля 1976 г. под временную администрацию Марокко и Мавритании. Для обеспечения «реинтеграции Сахары» король Марокко организовал так называемый зеленый марш, в ходе которого на эти территории было направлено около 350 тыс. чел. Национальный фронт ПОЛИСАРИО, созданный в мае 1973 г., развернул боевые действия против марокканских и мавританских войск, а в феврале 1976 г. провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Часть гражданского населения Западной Сахары (около 120 тыс. чел.) обосновалась в лагерях беженцев в районе Тиндуфа в Алжире. В 1987 г. САДР была принята в Организацию Африканского Единства, ее признали около 70 государств. В 1979 г. Мавритания вывела свои войска из Западной Сахары, но контролируемые ими территории также заняло Марокко, где в 1981-1987 гг. был сооружен «оборонительный вал» (длиной более 2,5 тыс. км, что обеспечивает контроль 186 тыс. км2), чтобы изолировать местных кочевников. Одновременно стимулирует переселение марокканцев на занятые территории, создается жилищно-бытовая и транспортная инфраструктуры. В сентябре 1991 г. вступило в силу соглашение по прекращению референдума (независимость или интеграция с Марокко?), который пока не проведен из-за споров по поводу критериев регистрации и оценки численности потенциальных участников.

Следует учитывать, что территориальные споры и борьба за контроль за эксплуатацией природных ресурсов фактически изменили политическую карту некоторых районов Северной Африки. В 1990 г. между Египтом и Суданом обострился спор, имеющий столетнюю историю. В 1899 г. Великобритания и Турция, контролирующие данный регион, договорились об установлении политической границы между Египтом и Суданом по 22 параллели. Позже Великобритания передала (в 1902 г.) расположенную севернее 22° с. ш. провинцию Халаиб под управление Судана, чтобы обеспечить проживающей здесь этнической группе единую форму административного управления. Несмотря на политический суверенитет Египта, жители провинции в 1958 г. приняли участие в суданских парламентских выборах, что побудило Египет выслать в регион войска (однако сохраняя статус-кво провинции). В начале 1990 г. в спорном регионе (занимает 25 тыс. км2) открыты нефтяные месторождения, и Судан в 1992 г. выдал концессию канадской фирме на их разведку и добычу. Однако Египет, стремясь установить свой административный контроль над регионом, увеличил здесь воинский контингент до 5 тыс. чел. В 1993 г., когда в провинции были выявлены вооруженные исламистские активисты, готовящиеся для переброски в Египет, он разорвал договор о границе и выдвинул территориальные претензии на регион Халаиб, удерживая под своим контролем часть суданской территории южнее 22 параллели в Нубийской пустыне.

В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона планеты. Действительно, уже в постколониальный период времени здесь было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, причем более 90 % из них составляли мирные жители. Только в 1970-1990-х гг. в Африке произошло 78 государственных переворотов, которые стоили жизни 25 президентам. На протяжении многих лет и даже десятилетий болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Заир (ныне Демократическая Республика Конго), Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны.

Исследователи полагают, что в основе большинства региональных и сепаратистских конфликтов лежат причины этнического характера. Это объясняется тем, что этнический состав населения Африки отличается большой сложностью. Этнографы выделяют на этом континенте 300 – 500 народов (этносов). По состоянию на вторую половину 1980-х гг. численность 11 их них превышает 10 млн человек, а 111 – 1 млн человек (более 4/5 всего населения), но остальная часть представлена преимущественно мелкими этническими образованиями. Как правило, крупные многомиллионные народы уже сложились в нации, а некоторые малочисленные еще сохраняют архаичные формы социальных отношений.

Наряду с этим продолжаются и процессы этнического разделения, племенного сепаратизма. Особенно осложняет межэтнические отношения в Африке доставшееся ей в наследство от прошлого несоответствие политических и этнических границ, в результате которого многие крупные этносы оказались раздробленными на мелкие части. К тому же 40 % всей протяженности государственных границ здесь вообще не демаркированы; 44 % их проведены по параллелям и меридианам, 30 % – по дугообразным и кривым линиям и только 26 % – по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими. В какой-то мере к наследию колониализма можно отнести и то, что до сих пор в 17 странах Африки официальным языком считается французский, в 11 – английский, а еще во многих странах они сочетаются с местными языками.

В результате этнический фактор в Африке сильно влияет на всю ее политическую и общественную жизнь, находит широкое отражение в клановой системе и в столь характерном для Черной Африки явлении, как трайбализм (от англ. – tribe – племя), отражающем межплеменные противоречия и вражду, истоки которых восходят к эпохе родоплеменных отношений.

Немалое значение имеют и причины религиозного характера. Ведь в Африке две мировые религии – ислам (2/5 всех верующих) и христианство (1/5) – во многих районах причудливо переплетаются с разнообразными местными религиями. Все это, в особенности с учетом усилившегося в последнее время в мире исламского фундаментализма и экстремизма, еще более обостряет возникающие конфликты, превращая некоторые из них в этноконфессиональные.

В целом африканский тип сепаратизма (Южный Судан, Оромоленд в Эфиопии, Северное Сомали, Кабинда в Анголе, Коморские острова, Квазулу-Наталь в ЮАР) во многом близок к азиатскому типу (табл. 23 ). Отличия заключаются в более поздних сроках получения странами региона государственной независимости (главным образом, 1960-е годы) и, соответственно, в более поздней актуализации очагов конфликтов. Первая очередь – Иболенд (Биафра) в Нигерии и Шаба (Катанга) в ДР Конго – 1960-е годы (конфликты в целом урегулированы к середине 1970-х годов). Вторая очередь – ныне существующие очаги сепаратизма – 1980-


Таблица 23

Основные очаги региональных и сепаратистских конфликтов в Африке (Заяц, 2004)

 

№ п/п Очаг сепаратиз ма Государ-ство Этническая, конфессиона льная и/или общественно политическая группа–носи-тель сепара-тистских настроений Основная цель сепаратистского движения Дата начала открытой стадии конфликта Территория очага сепаратизма, тыс. кв.км. % от территории единого государства Население очага сепаратизма, тыс. человек (год) % от населения едино- го государства   Факторы внешнего вмешатель- ства   Форма протекания конфликта (на середину 2003 г.)
Южный Судан Судан Нилотские народы Южного Судана,Суданская народно-освободительная армия Государственная независимость 21,6 8157 (2003) 21,5 Эфиопия, Уганда, ДР Конго Вооруженные столкновения  
Оромаленд Эфиопия Оромо, Фронт освобождения оромо Государственная независимость начало 1980-х гг. 353,6 32,0 24409 (2003) 34,9 Сомали, Кения Вооруженные столкновения  
Северное Сомали (Сомали- ленд) Сомали Сомалийский клан иссак Признание де-юре государственной независимости де-факто 21,6 3061 (2003) 27,0 Эфиопия, Джибути Вооруженные столкновения    
Кабинда Ангола Субэтнические группы народа конго Государственная независимость середина 1970-х гг. 7,3 0,6 214 (2003) 1,6 ДР Конго, Португалия   Вооруженные столкновения  

Окончание таблицы 23

Острова Мвали (Мохели и Ндзуани (Анжуан) Коморы Жители островов Мвали (Мохели) и Ндзуани (Анжуан) Государственная независимость или присоединение к Франции 0,7 38,3 277 (2003) 44,1 Франция Вооруженные столкновения  
Квазулу-Наталь ЮАР Зулусы, Партия свободы Инката Государственная независимость 92,1 7,6 9524 (2003) 20,7 - Парламентская борьба, общественно-политическая активность
  Всего                

 


1990-е годы. Помимо этого, в Африке отмечается меньшая, чем в Азии, сформированность сепаратистских движений, сказывающаяся и на их активности. Этот факт объясняется тем, что большинство африканских этносов до сих пор находятся на племенной стадии, обычна межплеменная вражда, препятствующая созданию крупных этнических группировок, которые могли бы выдвинуть сепаратистские требования.

Вследствие этого в регионе, наряду с фактором внешнего вмешательства, наиболее выражен этно-конфессиональный фактор сепаратизма. Вмешательство европейцев, к началу ХХ в. подчинивших почти весь африканский континент, затормозило этническую консолидацию. Ведущими стали процессы этнической фрагментации, различные племена противопоставлялись колониальными режимами друг другу.

Хотя во времена колониализма сепаратизм формально был сведен к нулю (выделение территории из существующей колонии в другую практически не могло изменить ее зависимый политический статус), именно тогда сложились условия, которые ныне угрожают территориальной целостности африканских государств. Главная угроза – пестрый этнический состав большинства стран континента: в Нигерии и ДР Конго – около 200 этносов, в Танзании – свыше 120. Колониальная структура Африки в целом создавалась в свое время без учета этнической, экономической и культурной общности ее районов.

В странах африканского типа в подавляющем большинстве случаев носителями идей сепаратизма являются относительно небольшие нелегальные группировки, ведущие вооруженную борьбу с центральным правительством. Реализации политических методов решения этой проблемы мешает невысокий уровень парламентаризма в странах региона, диктаторские режимы, давняя межплеменная рознь и боязнь расширения полномочий местных органов власти.

В Северной Африке региональных сепаратистских конфликтов немного, поскольку страны региона отличаются большим этническим единством. В качестве примера внутриполитических конфликтов можно привести террористическую деятельность исламских экстремистов в Алжире и Египте против светских форм государственности. А примером острого внешнеполитического конфликта может служить ситуация вокруг Сахарской Арабской Демократической Республики, о которой уже говорилось. Очаг продолжительного регионального вооруженного конфликта сохраняется в Судане, где основу конфликта составляют противоречия между нилотскими народами юга этой страны, исповедующими христианство и местные религии, и народами северной части страны, которые приняли ислам. Эти противоречия привели к возникновению на юге сильного сепаратистского движения, добивающегося независимости. Так здешнее население выражает свой протест против действий правительства в Хартуме, которое проводит насильственную исламизацию в южных районах страны.

Многие годы эпицентром конфликтных ситуаций остается Тропическая Африка. В субрегионе Западной Африки многие конфликты обусловлены тем, что он не только включает в себя наибольшее число независимых государств, но и отличается самой большой этнической пестротой. Здесь живут преимущественно народы нигеро-кордофанской семьи, в том числе такие крупные, как йоруба, фульбе, моси, ашанти, волоф, бамбара, малинке. Но при разделе Западной Африки европейскими колонизаторами фактически все они оказались разделенными между отдельными владениями Франции и Великобритании.

В годы независимого развития вооруженные конфликты происходили и происходят во многих странах Западной Африки – в Нигерии, Чаде, Сенегале, Либерии, Сьерра-Леоне и др. Например, в Нигерии в конце 1960-х гг. происходила междоусобная война, которая велась федеральными войсками против сепаратистов, провозгласивших в восточной части страны свое «государство Биафра» (она унесла более 1 млн человеческих жизней). В этой стране, где около 40 млн человек исповедует христианство и примерно 45 млн – ислам, постоянно происходят столкновения на религиозной почве. В Либерии гражданская война на межплеменной основе продолжалась с 1989 г. до 1996 г., вызвав исход в соседние страны почти полмиллиона беженцев. Около двух десятилетий длилась гражданская война в Чаде.

В Восточной Африке, где проживают народы афразийской, нигеро-кордофанской и нило-сахарской языковых семей, исповедующие ислам, христианство и местные религии, главными очагами продолжительных военных конфликтов стали страны Африканского Рога – Эфиопия, Эритрея и Сомали. Долговременный военно-политический конфликт между Эфиопией и Эритреей также усугубляется взаимоотношениями мусульман и христиан, которые проживают в обеих странах. В Сомали, уже не раз – под лозунгом создания Великого Сомали – велась вооруженная борьба с соседними государствами, в первую очередь с Эфиопией (из-за области Огаден), а также предъявлялись территориальные претензии к Джибути и Кении. Однако в 1990-х гг. произошел фактический распад самого Сомали с выделением двух самопровозглашенных государств – Сомалиленд и Пунтленд. И хотя в 2000 г. был официально провозглашен курс на объединение страны, сепаратисты Сомалиленда и Пунтленда по-прежнему поддерживают вооруженную оппозицию. Неудивительно, что численность беженцев из Судана, Сомали, Эритреи составила (в каждой из стран) от 350 тыс. до 450 тыс. человек.

В середине 1990-х гг. мир был потрясен кровопролитным столкновением на этнической почве, имевшим место в небольшом, но густонаселенном (более 8 млн жителей) государстве Руанда в районе Великих озер. В ходе длившейся гражданской войны между народами тутси и хуту, тутси, которые составляют только 15 % населения страны, устроили кровавую «этническую чистку», истребив за два месяца полмиллиона хуту. В ходе кровавых конфликтов только из Руанды бежали более 2 млн человек, примерно 400 тыс. человек покинули Бурунди, а еще раньше свыше 1,5 млн мигрировали из охваченного гражданской войной Мозамбика.

Центральная Африка в этническом отношении более однородна. Это область распространения народов банту, относящихся к нигеро-кордофанской семье и говорящих на родственных языках. Однородна она и в конфессиональном отношении: здесь обычно местные религии сочетаются с исламом и гораздо реже (Габон) – с христианством. Тем не менее и в этом субрегионе на протяжении последних десятилетий неоднократно вспыхивали вооруженные конфликты, которые в первую очередь отражали борьбу за власть между партиями, группировками или кланами. Однако, конфликты в этом регионе имели и определенную этноконфессиональную основу. Наиболее яркие примеры такого рода – Ангола и ДР Конго.

В Анголе вооруженная борьба ведется с начала 1960-х гг. Сначала она была направлена против португальских колониальных властей. После достижения независимости в 1975 г. страна стала ареной длительного соперничества между двумя местными военно-политическими группировками – правительственным Народным движением за освобождение Анголы (МПЛА) и оппозиционным Национальным союзом за полное освобождение Анголы (УНИТА). Каждая из этих группировок не только опиралась на определенные племенные образования, но и пользовалась постоянной поддержкой извне: МПЛА – со стороны СССР и Кубы (кубинские войска помогли Анголе отразить агрессию ЮАР в 1975-1976 гг.), а УНИТА – со стороны США. Разрядка напряженности в Анголе произошла только в 2002 г., когда УНИТА была официально распущена. К этому можно добавить сепаратистские выступления в анклаве Анголы провинции Кабинде, население которой добивается государственной независимости.

Сложные испытания выпали и на долю Демократической Республики Конго. Бывшее Бельгийское Конго, после достижения независимости в 1960 г. стало независимым государством Заир. Вскоре здесь началось сепаратистское движение в самой богатой полезными ископаемыми провинции Катанга, что привело к гражданской войне и вводу в страну войск ООН. С середины 1960-х гг. в Заире установился авторитарный, диктаторский режим президента Мобуту. Но во второй половине 1990-х гг. его политика разжигания этнических конфликтов у границ своей страны привела к вооруженному восстанию племен тутси, населяющих восточную часть Заира. Это восстание, переросшее в гражданскую войну, в конечном счете привело к свержению режима президента Мобуту в 1997 г. и образованию Демократической Республики Конго (ДРК).

В Южной Африке на протяжении многих десятилетий главным очагом постоянных кровопролитных расово-этнических конфликтов была ЮАР, где белым меньшинством (18 % всего населения) осуществлялась государственная политика апартеида, что означает «обособление», «раздельное проживание». В соответствии с рядом законодательных актов в стране были созданы бантустаны, или хоумленды («национальные отечества»). Некоторые из них были объявлены полностью независимыми, другие находились на разных стадиях самоуправления. Всего к началу 1990-х гг. бантустанов в ЮАР было десять. Они занимали 14 % территории страны, причем, как правило, самые засушливые и неплодородные земли. Население бантустанов юридически составляло 15 млн человек, но фактически в них жили только 7 – 8 млн, а остальные работали в «белой» части страны, обитая там в специальных гетто. Однако в конце 1980-х – начале 1990-х гг. режим апартеида и ЮАР был сначала смягчен, а затем фактически ликвидирован. После 342 лет монополии белого населения в мае 1994 г. состоялись первые в истории страны свободные выборы с участием черных жителей. Победу на них одержало черное большинство, а президентом ЮАР стал лидер Африканского национального конгресса (АНК) Нельсон Мандела. Одновременно произошла полная смена и других государственных структур – парламента, правительства. Временная конституция страны, принятая в июле 1994 г., ликвидировала бантустаны. Однако межэтнические отношения в ЮАР продолжают оставаться сложными. Тем более что к противоречиям между белым и «цветным» населением добавились острые противоречия между различными националистическими группировками самих африканцев. Например, полной автономии требует провинция Квазулу – Наталь, где по-прежнему периодически происходят столкновения между народами зулу и коса.

Отрицательные геополитические и экономические последствия таких конфликтов довольно многообразны. Они увеличивают политическую нестабильность во многих африканских странах, провоцируют частые военные мятежи и государственные перевороты, усиливают сепаратистские настроения. Одним из конкретных проявлений такой повышенной конфликтности можно считать возрастание численности беженцев и перемещенных лиц. В середине 1990-х гг. в странах Африки насчитывалось более 7 млн беженцев и 20 млн перемещенных лиц. Все это осложняет задачи преодоления отсталости социально-экономического развития стран Африки и усиливает геополитическую разобщенность континента.

 

Тема 14. Политико-географическая структура и

региональные конфликты в Америке

 

Америка, или Новый Свет, гигантской дугой протянулась с севера на юг между Атлантическим и Тихим океанами, занимая около 42,5 млн км2, а вместе с Гренландией – более 44,5 млн км2. В физико-географическом отношении она включает два материка – Северную, занимающую (без Гренландии) около 24,3 млн км2, и Южную Америку (около 18 млн. км2). В политико-географическом и экономическом отношении Америка представляет своеобразную двухполюсную систему. Один полюс образует т.н. Англо-Америка (США и Канада), население которой формировалось на первом этапе колонизации в основном за счет переселенцев из Великобритании. Другой полюс – это Латинская Америка (все страны южнее США, включая Карибский бассейн), где освоение и культура складывались на базе южноевропейских народов (Испания, Португалия).

Субрегион Северной Америки представляет один из главных политических и экономических центров мира и включает США, Канаду и расположенные в Атлантическом океане Бермудские острова и Сен-Пьер и Микелон. К Северной Америке в географической регионализации мира относят также Гренландию – крупный остров на земном шаре, политический статус которой рассмотрен выше (автономная территория Дании). Латинская Америка включает 34 независимых государства (в т. ч. – 19 в континентальной части Северной и Южной Америки и 15 – на островах Карибского бассейна), занимая выгодное политико- и экономико-географическое положение между Атлантическим и Тихим океанами. Название этого региона является следствием «латинского» типа колонизации (народами латинской (романской) языковой группы), отражением чего является преобладание в странах субрегиона испанского языка (около 63 % населения проживает в странах где он является официальным), в Бразилии официальным языком является португальский (34 % населения субрегиона), а около 3 % населения проживает в небольших (основном островных) территориях и государствах, где официальными являются английский, французский и голландский языки.

Характерной особенностью региона является наличие в его политико-географической структуре зависимых и колониальных владений.

Колониальные владения на современной политической карте представлены в форме «заморских департаментов» и территорий, «неинкорпорированных территорий», «особых территориальных образований», которые принадлежат Великобритании (11 владений), Франции (8), США (6), Австралии (3), Испании и Новой Зеландии (табл. 24). Общая площадь колониальных и зависимых территорий составляет 124,43 тыс. км2, на которых проживает 2,8 млн человек (2000 г.). Наибольший удельный вес в общей площади колоний (88 %) и численности населения (65 %) приходится на Францию, второе место по доле в площади (11 %) занимают владения Великобритании.

Кроме крупнейшей в мире датской автономии – Гренландии – в Америке расположены также два автономных образования Нидерландов. В южной части Карибского моря на одноименном острове – Аруба (площадь 193 км2, население 70 тыс. чел., административный центр Ораньестад – 20 тыс. чел.), имеющая с 1986 г. статус территории с внутренним самоуправлением, и Нидерландские Антильские Острова (Банайре, Кюрасао, Саба и др. – площадь 0,8 тыс. км2, население 210 тыс. чел.,административный центр – Виллемстад – 195 тыс. чел.), входящие в архипелаг Малых Антильских островов, которые пользуются автономией во внутренних делах с 1954 г.

Фактически статус автономного образования имеет и Пуэрто-Рико, владение США на одноименном острове в архипелаге Больших Антильских островов (площадь 8,9 тыс. км2, население 3,9 млн чел., административный центр Сан-Хуан (1,1 млн чел. с пригородами). Его статус трактуется неоднозначно, кроме «свободно присоединившегося государства», его относят либо к владениям США, либо к самостоятельным политико-территориальным единицам. В действительности, имея статус «свободно присоединившегося (с 1952 г.) государства», Пуэрто-Рико имеет широкие права самоуправления, что приближает его к типу автономных политико-территориальных образований. Действующая в стране конституция признает верховную законодательную власть конгресса США, в ведении которого находятся вопросы внешней политики, обороны, одобрения законов и др. Законодательная власть в рамках автономии осуществляется Законодательным собранием, состоящим их двух палат (сената и палаты представителей). Исполнительная власть осуществляется губернатором, избираемым на четыре года прямым голосованием населения острова. В 1967 г. в состоявшемся плебисците по вопросу статуса страны 60,5 % принявших участие в голосовании высказались за сохранение существующего положения, 38,9 % поддержали идею присоединения к США на правах штата. За сохранение статуса «свободно присоединившегося государства» высказалось большинство населения и в плебисците 1993 г. В экономике Пуэрто-Рико доминирует американский капитал. Промышленность связана с переработкой импортной нефти и химическими производствами. Традиционное значение основных сельскохозяйственных культур – сахарного тростника и табака уменьшается. Активно развивается международный туризм (более 3 млн интуристов), приносящий значительные доходы (около 2 млрд долларов). Сохраняется военно-стратегическое значение острова, где создано 16 военных баз США.

Таблица 24

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.