Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственных границ



 

4.1. Государственные границы, их типы и методы изучения

 

Географические границы выступают рубежами, отражающими качественную смену одних географических явлений и процессов другими. Если такие изменения происходят одномоментно (государственные, административные), то граница представляет собой линию. Если изменения происходят не скачкообразно, а медленно, то граница выражается полосой.

Государственные границы – это особый тип границ, изучаемый политической географией. Они достаточно жестко фиксированы на местности и достаточно устойчивы. Государственная граница представляет линию на поверхности земли (суши или водного пространства) и воображаемую вертикальную поверхность, очерчивающую воздушное пространство и недра, определяющую пределы территории страны и отделяющую ее от других государств и открытых морей. Принцип неприкосновенности и целостности государственной территории органически связан с принципом нерушимости и неприкосновенности государственных границ. Это означает не только запрещение угрозы силой или ее применения для изменения границ, но и признание существующих границ, отсутствие территориальных претензий.

Государственная граница – это политическая и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национально-культурной обособленностью, таможенным и пограничным контролем, правилами внешней торговли и другими критериями.

В географической лимологии – науке о границах – выделяются четыре теоретических подхода, используемых при их изучении (Колосов, Мироненко, 2001).

Историко-картографический подход возник на основе многочисленных конкретных исследований, основанных на принципе историзма – сопряженного изучения границ в пространстве и времени. В мире очень немного границ, остававшихся неизменными в течении столетий (между Францией и Испанией, испано-португальская, Швейцарской конфедерации и др.) В прошлом границы не имели четко определенной линии, ее приблизительно определяли оборонные и контрольные пункты (форты, пикеты, крепости, сторожевые башни), расположенные на перекрестках важных дорог, речных переправах, в горных долинах и т.п.) Современная концепция границ сравнительно новая, сформировалась только в ХIХ в. Историко-картографический подход учитывает взаимосвязи режима и функций границы с экономической, политической и военной мощью соседних стран, анализирует влияние государственного устройства и политического режима на конкретную внешнеполитическую деятельность по установлению, охране и обеспечению легитимности государственных границ. Исследователями (Ж. Ансель и др.) было доказана недостижимость «естественных границ» для государства. Представления западноевропейских политических деятелей, о том, что безопасными и устойчивыми могут служить лишь границы, совпадающие с «естественными» природными рубежами (горные хребты, крупные реки), оправдывали экспансионизм и аннексию в отношении более слабых соседних государств. Разновидностью теории «естественных границ» признается обоснование необходимости максимально полного совпадения государственных и этнических границ. На этом принципе фактически основывалось территориально-политическое переустройство Европы после Первой и Второй мировых войн, когда осуществлялись массовые переселения больших этнических групп (немцы, поляки и др.).

Ключевыми методами при историко-картографическом подходе является анализ структуры и тщательное картирование этнического состава и культурных особенностей населения, отраслевой структуры и специализации хозяйства, природных особенностей и состава природных ресурсов по обе стороны разграничительной линии. При этом привлекаются материалы переписей населения, выборов и референдумов, архивные данные о структуре землепользования и землевладений. Однако на практике доверие к таким исследованиям часто подрывает политическая ангажированность, особенно в случае этнотерриториальных конфликтов.

Одним из главных подходов к изучению характера границ является классификационный подход, имеющий не менее длительную историю, чем историко-картографический. В частности, известный британский

политик лорд Керзон, рассматривая морфологию границ, разделяя их на астрономические (проведенные по параллелям и меридианам), математические (по радиусу окружности с центром в каком-либо городе) и референтные (проведенные на определенном расстоянии от географического объекта).

В политической географии разработаны ряд частных классификаций границ:

· естественно-географическая;

· морфологическая;

· генетическая;

· функциональная.

По естественно-географическим признакам выделяют границы совпадающие с физико-географическими объектами и рубежами (горные хребты, водоразделы, крупные реки). Наиболее ярко выраженные гидрографические границы проходят по Рейну (франко-германская граница), Дунаю (румыно-болгарская, венгеро-словацкая и др.), Меконгу (граница Лаоса и Таиланда), Рио-Гранде (граница США и Мексики), Сенегалу (граница Мавритании и Сенегала) и др. Границы по горным хребтам отделяют Россию от стран Закавказья (Главный Кавказский хребет), проходят по Пиринеям (франко-испанская граница), Андам (граница Чили и Аргентины) и другим горным системам. При кажущейся простоте делимитация и демаркация границ по природным рубежам является часто сложной политической проблемой. В частности, при установлении границ по рекам (ширина и русло которых изменяется на своем протяжении, часто меандрирует) она может устанавливаться по одному из берегов (тогда одна из стран монополизирует речное судоходство, рыбную ловлю), по медиане (средней линии между двумя берегами) или фарватеру – линии, которая соединяет самые глубокие места речного стока. Сложные ситуации при этом возникают если в русле реки находятся острова (например, российско-китайская граница на Амуре). Река Рио-Гранде является границей между США и Мексикой с 1848 г. и проходит по середине русла, или в случае наличия рукавов, по наиболее широкому и глубокому из них. В условиях частых изменений главного русла трактат 1970 г. устанавливает, что в случае естественных изменений русла, вызвавших отделения участка территории менее 250 га или с населением до 100 чел., «потерпевшее» государство имеет право за свой счет вернуть реку в прежнее русло. Если площадь отделенного участка превышает 250 га или количество 100 жителей, то река возвращается в прежнее русло совместными усилиями стран и граница остается неизменной. Всего в мире на границы по природным рубежам приходится около 55 % государственных границ (20, 4 % – по горным системам, 6, 4 % – по водоразделам, 28, 1 % – по рекам).

По морфологическим признакам выделяют границы геометрические, астрономические, прямые и извилистые. Геометрическаяграница – это линия между двумя точками, проведенная, невзирая на естественные, этнокультурные и исторические рубежи. Такого типа границы часто встречаются в Северной Америке (граница отделяющая на большем протяжении Аляску от канадской провинции Юкон), Африке (граница Египта и Ливии, Ливии и Чад, Алжира и Мавритании, Мали и Нигера), Центральной Азии (западный участок границы Казахстана и Узбекистана) и др. Границы, проведенные по географическим параллелям или меридианам, называются астрономическими – западный участок границы США и Канады по 49˚ с. ш., египетско-суданская граница по 22˚ с. ш., с меридианом совпадает южный участок границы Намибии и Ботсваны. Всего в Африке около 42 % всех границ астрономические и геометрические, проведенные в колониальную эпоху без учета этнических реалий.

Генетическая (историческая) классификация учитывает характер происхождения границ, длительность их существования, условия возникновения. В соответствии с генезисом границы делятся на субсеквентные и антецедентные, характер которых рассмотрен выше. Большинство европейских границ относится к субсеквентным, антецедентная граница проводилась на западном участке США и Канады, российско-китайская граница на Дальнем Востоке. С учетом исторической ситуации проведения границ они делятся на послевоенные (проведенные по итогам войны на основе международных или двухсторонних договоров – границы Польши после Второй Мировой войны), арбитражные ( определенные по результатам международного арбитража), плебисцитарные (проведенные по результатам плебисцита, когда население проголосовало за вхождение в состав одного из государств – например, германо-датская граница), компенсационные (сложившиеся в итоге обмена территорий между соседними государствами (например, между СССР и Финляндией после Второй Мировой войны).

Для исторически зрелых, «старых» границ характерны ярко выраженные этнические свойства. Этнические и этнокультурные границы разделяют ареалы проживания различных наций, народов и этнокультурных групп. Логика создания национальных государств активно подталкивала страны Европы в ХIХ – ХХ вв. к установлению этнических границ, которые преобладают на этом континенте. Однако, число этнических границ мало даже здесь (норвежско-шведская, германо-голландская, испано-португальская), некоторые государства возникли на стыке этнических ареалов и относятся к многонациональным (Бельгия, Швейцария).

Функциональная классификация делит границы на типы по их основным функциям – барьерные, контактные и фильтрующие. Первая функция отделяет одну страну от другой с помощью границы. Вторая служит сближению стран, способствует трансграничному сотрудничеству, развитию экономических и культурных связей. С помощью третьей страна проводит отбор товаров, людей, культурных ценностей и др. товаров и информации регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир. В первом случае граница выступает как барьер и является закрытой по своему режиму, во втором – она способствует интеграции двух стран, развитию сотрудничества во всех сферах и ее режим носит соединяющий (интеграционный) характер. Граница-фильтр не отличается большой прозрачностью, через нее осуществляется взаимодействие, стороны развивают сотрудничество, но устанавливают на своих границах определенный контроль для минимизации нежелательного внешнего воздействия. Границы играют также важную регулирующую роль по поддержании определенного политического и экономического режима, сохранения стабильности на государственной территории. Несут они и функцию сопоставления, поскольку границы позволяют поддерживать в мировых экономических отношениях элементы конкуренции, сопоставлять издержки, преимущества и выгоды производства в разных странах.

Функциональный подход в изучении границ развивался во второй половине ХХ в. и носил определенные критические черты бесчисленных классификаций, увлечение академизмом в рассмотрении реальных, часто изменяющихся ситуаций. Его представители (Дж. Прескотт, Дж. Хауз) отмечали, что местоположение и характер границы – результат действия многих, в т. ч. и географических факторов. Была предложена модель изучения границы, направленная, с одной стороны, на анализ влияния различных элементов географического ландшафта, на местоположение, делимитацию и демаркацию границы на местности, а с другой – влияние границы на различные элементы культурного ландшафта. При этом внимание фокусируется на проницаемости границы для разных потоков в обе стороны, барьерных функциях границы для развития коммуникаций, формах приграничного взаимодействия на разных уровнях (межгосударственном, приграничных регионов, локальных сообществ). Формы такого сотрудничества, проницаемость границ, соотношение контактной и барьерной функций определяются как генерирующими (первичными) факторами – политико- и экономико-географическое положение, величина и компактность территории, природно-ресурсный потенциал пограничных районов, так и производными – уровнем экономического развития, отраслевой структурой и взаимодополняемостью хозяйства, этноконфессиональной структурой населения и особенностями его социальной психологии.

Географо-политологический подход к изучению государственных границ развивается в политологии и направлен на изучение влияния границ и их стабильности на состояние международных отношений. При этом, однако, взаимосвязь между территорией и населением, природой государства и характером границ не рассматриваются с достаточной глубиной. Феномен государственных границ объясняется только политическими факторами, выступающими как зеркало военной и экономической мощи соседних государств. Практически отсутствовал в первых работах и сопряженный анализ государственных и внутренних политико-административных границ, культурных рубежей как единой системы. В последующем, в условиях расширения интеграционных процессов, границы при данном подходе стали изучаться на наднациональном уровне, с учетом проявления регионального самосознания. Это дало толчок к анализу границ и выделению их типов в зависимости от их соотношения с геополитическими рубежами (границы между «империями», «нормальными» суверенными и «строящимися» государствами и т.п.). При этом новейший опыт показал, что фронтальные границы не исчезли там, где геополитические рубежи совпадают с культурными, этническими и лингвистическими. В новых исторических реалиях расширилось изучение влияния территориальной, (национальной и этнической) идентичности на формирование и функции границ. Главные виды территориальной идентичности (этническая и национально-государственная) могут находиться в гармонии или остром конфликте, от которого зависит система границ. В условиях разнообразия типов этнической идентичности (1/ моноэтнический – с одной этнической группой, 2/ биэтнический (или множественный) с двумя или несколькими группами, 3/ маргинальный – со слабой или нестабильной самоидентификацией, 4/ панэтнический – с сильной идентификацией с большой группой включающей множество этнических групп (восточнославянская, арабская и т.п.). Государственное строительство и границы должно учитывать их динамику и саморазвитие по пути сплочения разных этнических групп и формирования государства всего населения страны. С учетом этих задач географо-политологический подход в определенной мере трансформируется в государственно-политологический с широким рассмотрением экономических рычагов и региональной политики (региональная политология) для сохранения целостности государства и стабильности государственных границ (Туровский, 1999; Колосов, Мироненко, 2001).

 

4.2. Динамика государственных границ и сценарии их эволюции

 

Границы государств мира носят ярко выраженный исторический характер. Глубокие изменения в политико-географической структуре мира произошли в ХХ веке в результате двух мировых войн, процесса деколонизации, распада ряда федеративных образований социалистического блока (СССР, СФРЮ, ЧСФР). Различаются два типа изменений политико-географической структуры – количественные и качественные. Суть количественных, или линейных, изменений заключается в территориальных приобретениях или потерях в результате военных действий, реализации мирных договоров, других мер осуществляемых невоенными путями. Качественные изменения связаны с созданием новых суверенных государств, введением нового государственного устройства, сменой характера социальных отношений, политического режима, образованием межгосударственных союзов и сообществ. Широкий размах такие изменения приобрели во второй половине ХХ в. вследствие деколонизации и приобретения суверенитета рядом бывших колоний в Африке, Азии и Латинской Америке, образования новых независимых государств после распада в 1990-х годах СССР, СФРЮ, ЧСФР, объединения ряда этнически единых государств (Германия, Вьетнам, Йемен) и выделения новых из этнически разнородных (Эритрея), превращения некоторых государств из республики в монархию (Испания, Камбоджа) или переход от унитарной формы правления к федеративной (Бельгия) и др. География государственных границ отличается значительной неравномерностью по регионам мира (табл. 7).

Таблица 7

География государственных границ в мире*

  Регион Протяженность границ Количество пар границ соседних стран Доля в населении, %
км % число %
Африка
Азия
Америка
Европа 25836**
Всего 100,0 100,0 100,0

* Составлено по: (Колосов, Мироненко, 2001, с.373) с изменениями

** Протяженность границ до распада СССР, ЧСФР и СФРЮ

Протяженность и число пар границ соседних стран во многом зависит от численности и размеров государств в регионе. На страны Азии и Америки приходится около 2/3 протяженности границ в мире. Около 42% всей длины сухопутных границ в Африке – астрономические и геометрические, которые были навязаны колониальными властями (около 20 % нынешних сухопутных границ проведены британской администрацией, примерно 17 % – французской).

В мировой практике международных отношений встречаются разнообразные формы изменения границ мирными невоенными путями:

· Передача всех суверенных прав над определенной территорией от одного государства к другому по соглашению между ними (цессия). Она может осуществляться в различных формах: равнозначного обмена территориями, дара, купли-продажи (продажа Аляски Россией в 1867 г. США, покупка в 1803 г. Западной Луизианы у Франции);

· Территориальные изменения на основе присуждения территории по решению арбитража или Международного суда (адъюдикция, – например, передача 90 % спорного района Качское Ранно Индии и 10 % – Пакистану в 1968 г.);

· Приращение территории государства путем естественного или техногенного образования в пределах сухопутной территории (аккреция, – например, увеличение прибрежной части Нидерланд и Сингапура в результате строительства дамб и искусственных насыпей);

· Добровольное вступление небольшой страны в состав более крупной державы (например, вхождение Тувы в 1944 г. в состав СССР, Сиккима – в состав Индии в 1975 г.);

· Добровольный выход определенных территорий из состава государства без использования военной силы с обеих сторон и образование самостоятельного государства (например, выход Великого Княжества Финляндского из состава России в декабре 1917 г.);

· Объединение двух или более стран или территорий в одно новое государство (например, объединение в 1964 г. Танганьики и Занзибара в Танзанию, образование ОАЭ в 1971-1972 гг. на основе княжества бывшего Договорного Омана).

Насильственных захват, оккупация и включение в свою государственную территорию чужих территорий осуществляется международным сообществом и правом и должно быть исключено из мировой практики в соответствии с волеизлиянием местного населения (например, оккупация Марокко территории Западной Сахары, насильственный захват Израилем некоторых территорий арабских стран (Голанские высоты, западный берег реки Иордан и сектор Газа), отторжение Пакистаном части территории Кашмира).

Остаются политической реальностью вооруженные пограничные конфликты и территориальные споры. Исследования территориальных претензий ведется политической географией в широком контексте с рассмотрением:

1) генезиса спорных участков государственных границ; 2) выяснения причин и истории конфликта по поводу границ; 3) состава конфликтных ареалов, за который ведут спор два или более государств; 4) возможных путей разрешения конфликтов. Выделяются четыре основных типа пограничных споров:

· территориальные,

· позиционные,

· функциональные,

· ресурсные.

Территориальные споры являются наиболее распространенными. Борьба ведется за контроль над определенным участком территории с аргументацией на различные факторы. Топографические территориальные споры аргументируются географическим положением определенных территорий и их тяготением (экономическим, культурным, коммуникационным) к другому государству. Например, фактическая оккупация Западной Сахары Марокко, которое проводит активную эксплуатацию природных богатств на захваченных землях (фосфориты), стимулирует переселение колонистов, пропагандируя лозунг исторической и экономической общности Западной Сахары и Королевства. Некоторые страны выдвигают претензии к бывшим колониальным державам, сохраняющим контроль за частью островных территорий (Маврикий – на контролируемые Францией острова Тромлен и Майотту, Мадагаскар – на принадлежащие Франции островки Глорьез и Европа).

Историко-культурные территориальные споры мотивируются прошлой исторической принадлежностью или этнокультурной близостью к другому государству. Они связываются с феноменом «разделенного этноса», который стремится к объединению в одном государстве (Нагорный Карабах, Южная Осетия, претензии Ирландии на Северную Ирландию, России на Крым). Претензии на определенные земли обосновываются ссылками на более продолжительный исторический срок владения территориями («реваншистские» претензии некоторых политических сил Германии на Силезию, Померанию, Восточную Пруссию, Румынии – на Северную Буковину и Южную Бессарабию и др.). Исторические территориальные споры могут быть следствием неравноправного договора, когда одна сторона считает, что граница навязана извне и является несправедливой (претензии Боливии к Перу и Чили, которым она уступила выход к морю). В ситуациях, когда одна территория географически тяготеет к одному государству, а этнически к другому (турецкая община северной части Кипра, к Турции, тамильская община в северных и северо-восточных Шри Ланки – к Индии) ведется перманентная борьба за создание самостоятельных государственных образований, что приводит к расколу географически единых объектов (островов).

Позиционные пограничные споры возникают в том случае, если делимитация и демаркация границ проведена нечетко, возникают противоречия в толковании договоров о проведении границ, конфликты в способах их проведения на местности. Часто позиционные споры возникают при проведении границ по природным рубежам – рекам (восточный участок российско-китайской границы на Амуре, граница между Аргентиной и Парагваем по р. Пилькомайо), озерам (озеро Чад между Нигером и Чадом, озеро Мверу между Замбией и ДР Конго, озеро Ньяса между Малави и Танзанией). Противоречие в документах по демаркации слабозаселенных районов вызвали претензии у Суринама к Гайане, у Венесуэлы на западные районы Гайаны и др. Индия выдвигает претензии на горное плато Аксай – Чин в Тибете, где граница раньше не была демаркирована (через этот район проходит стратегически важная для Китая автотрасса из Тибета в Синьцзян).

Функциональные пограничные споры встречаются реже и возникают вследствие претензий одной из сторон к режиму функционирования границы, строгостям пограничного контроля и таможенной политики, установленным соседним государством. В данной ситуации спор ведется не об изменении границы, а пограничной политике соседнего государства. Такого типа противоречия часто возникают на постсоветском пространстве между новыми независимыми государствами, устранить которые призваны соглашения о формировании единого экономического пространства и таможенном союзе.

Ресурсные пограничные споры составляют значительную часть пограничных конфликтов. В современных условиях большой конфликтный потенциал содержится при освоении природных ресурсов на континентальном шельфе (нефть, газ), совместном использовании водных ресурсов в засушливых районах (Мали и Буркино Фасо, Чили и Боливия, Турция и Сирия). Для разрешения этих споров часто принимаются решения о совместном использовании ресурсов (гидроэнергопотенциала р. Парана Бразилией и Парагваем), или выделяются секторы с четкими границами (раздел нефтегазовых ресурсов Северного моря между прибрежными государствами). Не урегулированными остаются противоречия прибрежных государств по разграничению нефтеносных районов на шельфе Каспийского моря.

Неотъемлемым элементом системы политических границ в современном мире стали внутренние, неконтролируемые суверенными государствами территории и квазигосударства, существующие десятилетиями. В 1990-х годах насчитывалось 27 государств, которые не контролировали свою территорию полностью, из них – 14 – хронически, на протяжении десятилетий (Либерия, Сомали, Судан, Мьянма, Афганистан и др.). При этом многие квазигосударства ведут активное государственное строительство, стремятся к международному признанию и вступлению в ООН. Часть территорий отдельных стран представляет мозаику районов с неустойчивыми границами (северные районы Камбоджии, юг Судана, южные районы Анголы, часть Колумбии и др.), находящихся под контролем региональных лидеров (земельных собственников, наркоборонов, полевых командиров). Распад СССР породил геополитическую нестабильность и возникновение непризнанных государств на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровская Республика).

В этой сложной геополитической обстановке возможны три сценария дальнейшей эволюции мировой системы политических границ:

1) неолиберальный – предусматривающий линейную эволюцию всех границ и их функций – от отчуждающих и барьерных к контактным и интеграционным под влиянием процессов интернационализации экономики, развития коммуникаций и международного сотрудничества по преодолению глобальных и региональных проблем;

2) реалистический – учитывающий, что территория сохраняет свою роль как ресурс (вместилище минеральных ресурсов, сельскохозяйственных земель, территорий обеспечивающих экологическую устойчивость экосистем и др.) и страны будут стремиться сохранить свой суверенитет, урегулировать пограничные проблемы в интересах каждой страны. Национальная идентичность сохранит свою роль в обеспечении государственной целостности, а границы сохранят свою роль при определенной трансформации функций (интеграционные, открытые, делимитированные и признанные границы составляют всего 8 % общей протяженности сухопутных государственных границ в мире, пролегают они в основном в Европе и Северной Америке);

3) пессимистический сценарий предлагает дезинтеграцию многих нынешних государств по этническому принципу в результате борьбы за самоопределение этнических групп и национальных меньшинств во многих многонациональных государствах Азии и Африки. Этому могут способствовать геополитические факторы (положение меньшинств на периферии государственной территории), исторические (наличие опыта собственной государственности), демографические (рост доли национального меньшинства в численности населения приграничных районов, миграции),экономические (степень урбанизации, уровень ВВП на душу населения и региональные диспропорции), культурно-языковые и религиозные. Риск дезинтеграционных процессов наиболее велик в зонах стыка различных геополитических интересов, на порубежьях наиболее развитых и менее развитых регионов, между странами различной конфессиональной принадлежности. Это может привести к тотальному кризису всей территориально-политической организации и мировой системы границ, что требует всестороннего политико-географического анализа и активной международной деятельности по сохранению мира, стабильности и безопасности всех государств.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.