Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ



В Германии у воспитателей формируют особую профессиональ­ную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Это рассматривается как важнейшая задача социального воспитания и развития, стимули­рующая также учебную мотивацию. Такие группы существуют не только в детском саду, но и в группах продленного дня, скаутских командах, на детских площадках, в открытых городских лагерях, где дети находятся во время каникул. Они особенно важны для детей из семей, имеющих одного ребенка или детей, между кото­рыми большая разница в возрасте и они не могут быть товарища­ми по играм. Для многих педагогов разновозрастная группа стала обычным явлением; другие настроены против такого подхода, счи­тая, что старшие дети сердятся на младших за то, что те не умеют


 


сосредоточиться, мешают им играть, норовят что-нибудь сломать; младшие не интересны старшим, потому что они пока мало чему научились и недостаточно самостоятельны; младшие чувствуют, что они знают и умеют меньше старших, и не способны отстаи­вать свои интересы; младшие боятся или злятся, когда старшие отталкивают их, не принимают всерьез, не берут с собой или не дают заниматься тем, чем хочется.

Однако обычно в спорах перевешивают аргументы в пользу раз­новозрастных групп. В них ребенок не испытывает давления сверст­ников (в одновозрастной группе он вынужден равняться на их уро­вень развития) и может развиваться в своем собственном темпе. Дети более внимательны к потребностям и желаниям других, при­чем старшие учатся сопереживать младшим и сдерживать свои же­лания. Косвенным образом стимулируется развитие способности к речевому описанию собственного опыта. Возникает множество си­туаций, в которых кто-то что-то отдает, а кто-то что-то берет, и они имеют большое значение для социализации, потому что через процесс обмена, передачи и приобретения человек учится регули­ровать свои отношения с миром предметов и людей. Дети меняют­ся ролями, что позволяет им лучше понять самих себя и оценить других. Усиливается чувство коллективизма: принадлежать к кол­лективу — значит не только быть его членом, но и брать на себя ответственность за других или быть иногда слабее других.

Наблюдения показали, что старшие в состоянии представить себя на месте младших и адекватно реагировать на особенности их поведения. Например, они могут понять, как чувствует себя ребе­нок после долгого отсутствия в группе из-за болезни (нуждается в поддержке); оказать помощь в применении какого-то ручного на­выка; вспомнить, как трудно малышу расстаться с мамой.

В то же время воспитатели склонны преувеличивать недостатки и затушевывать достоинства детей, поэтому необходимо найти инструмент, позволяющий взрослым выделять положительные мо­менты в отношении старших к младшим. Таким инструментом, на­пример, может стать плакат с надписью крупными буквами: «Ты это можешь!». Старшие дети должны учиться эмпатии, оценивать каждого сообразно его возрасту, предлагать конструктивные ре­шения в трудных ситуациях, понимать воздействие своих слов на окружающих, предлагать другим обсуждать и договариваться. (В скобках заметим, что в западном обществе принято обращаться друг к другу с вопросом: «Не хочешь ли ты обсудить со мной / рассказать мне о / поделиться со мной своими мыслями?»; если собеседник соглашается, то после этого разрешается разговари­вать на интимные темы.) От младших требуется стараться участво­вать в играх, чтобы развивать свои возможности, получая под­крепление от старших, пусть даже в виде замечаний. Они должны научиться радоваться, когда у них получается то, чего они раньше


не умели, верить, что могут научиться новому, уметь переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру.

Реплики и оценки воспитателей и родителей — образец речевого поведения для ребенка. Поэтому взрослые не должны пренебрежи­тельно отзываться о том, чего ребенок не умеет. Младшим нужно давать речевые примеры того, как выходить из положения, если их обижают. Нужно способствовать установлению соглашений раз­ного рода между детьми, поддерживать взаимодействие ради дос­тижения определенных целей. Иногда в помещении для ролевых игр находятся предметы повседневного обихода (инструменты, рас­писания, справочники, телефонные каталоги, карты, планы го­родов и т. п.), провоцирующие дискуссии и заставляющие плани­ровать собственную деятельность, как это делают взрослые. Тогда возникают дополнительные возможности свести вместе старших и младших и наладить их сотрудничество. В качестве дополнительных средств для стимулирования взаимопомощи можно поставить в раздевалке гимнастические снаряды, на которых одновременно могут заниматься дети разного возраста; ненавязчиво предлагать игры, в которых от игроков требуются противоположные умения и навыки. Дети вместе учатся отыскивать определенные вещи в лесу, слушают голоса леса; показывают пантомимы. Деление на команды, в том числе и при соревнованиях, происходит по возра­стному или смешанному принципу.

Эксперименты, в которых младшим демонстрировали видео­фильмы с участием детей разного возраста, показали, что моделью поведения служат именно старшие по возрасту. Однако на практике не было отмечено ни одного случая, когда бы младший сымити­ровал конкретный положительный поступок старшего. Этому ме­шает то, что некоторые из них сомневаются в своих способностях, не хотят делать то, чего пока не должны по возрасту, либо пере­оценивают свои умения. Одновременно некоторые старшие дети хотят заниматься только своими проблемами, не замечают, что малыши еще не во всем им равны, слишком торопятся в игре, проявляют нетерпение. Удивительный факт: сами воспитатели за­частую не верят в возможные успехи младших, не дают им про­явить свой интерес, недооценивают желание учиться. Из-за этого они порой вмешиваются в ситуации, которые кажутся им опасны­ми, не доверяют малышам. Не способствует положительному вли­янию старших на младших и то, что те подражают бездумно и склонны присоединяться к большинству. Таким образом, этот шанс выучиться чему-то у более опытного партнера по игре часто не используется. В качестве педагогической меры рекомендуется бо­лее тщательный контроль воспитателей за своим поведением с це­лью предоставить младшим возможность ориентироваться на по­хвальное поведение старших и поощрение имитации младшими положительных моментов в поведении старших. В подвижных играх


с правилами и в играх на внимание дети, действуя поодиночке, должны добиться некоторого общего результата. В учебно-игровых ситуациях они наблюдают за партнерами и получают удовольствие от игры, каким бы ни был их возраст (игры типа ловишек, пере­движения взявшись за руки, драматизации по очереди и т. п.). В ре­зультате целенаправленных усилий по созданию такого микроклима­та в группе, когда особое внимание обращается на возрастные ха­рактеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие дей­ствительно начинают учиться друг у друга.

Возникают такие ситуации (в ходе работы по хозяйству, при использовании игрового материала и в свободных ролевых играх), в которых старшие и младшие способны к совместному выдвиже­нию целей; к сотрудничеству; к обучению друг друга. Без специ­альной подготовки дети не отваживаются решать новые для них задачи; боятся неудач; стесняются пробовать свои силы; с недове­рием относятся к правилам и договорам; не видят для себя выгоды в сотрудничестве. Однако некоторые дети проявляют многосторон­ние интересы, способны справиться со своими переживаниями, радуются новым трудностям (понимая, что смогут чему-то научить­ся), играют с детьми разного возраста (подбирая им подходящие роли), способны к совместному планированию и понимают пре­имущества взаимодействия с другими. Чтобы воспитатели могли эффективно воздействовать на взаимоотношения между детьми в группе, они стараются отдать себе отчет в том, на какой ступени развития кто из детей находится, причем в разных видах деятель­ности. Взрослым приходится держать в поле зрения различные си­туации повседневной жизни, в которых можно стимулировать вза­имовыгодные контакты между детьми.

Соотношение уровней социально-эмоционального развития у детей не имеет строгой корреляции с возрастом и способностями в разных видах практической деятельности. Это не упрощает, а усложняет задачи воспитателя, который должен уметь подбирать такие игрушки и игровые правила, которые помогали бы детям учить друг друга тому, что каждый из них умеет лучше, чем ос­тальные. Поэтому лучше использовать для этого события обыден­ной жизни (приготовление пищи, мытье посуды, уход за живот­ными, работа в саду, уборка, одевание). Воспитатель может заме­тить, что кто-то из детей не умеет сотрудничать, и тогда на следу­ющий день (а не сразу) он организует взаимодействие таким об­разом, чтобы в паре оказались дети, которые способны оказать друг другу помощь. Удачным оказалось внедрение игр, в которых возраст важен менее, чем умение обсуждать проблему.

Научные эксперименты, проводившиеся прежде всего в Герма­нии, показали, что регулярные игры с младшими по возрасту способ­ствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Сложность состоит в том, что, если воспитатель обращает особое


внимание на такого ребенка, тот вообще может отказаться от кон­тактов с детьми. Если воспитатель недолюбливает ребенка, осталь­ные это чувствуют. Если ребенок осознает свое одиночество, то становится еще более одиноким. Воспитателю рекомендуется иметь тетрадь для записи того, кто, с кем, где, когда играет. Вся группа поделена на зоны, таким образом прослеживается и описывается поведение детей в определенных зонах. Наблюдения позволяют сделать вывод, что аутсайдеры (дети, находящиеся в стороне от основных событий) боятся незнакомых ситуаций и поражения, рас­считывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от дру­гих, отвергают дружбу, не видят смысла в разделении труда, чув­ствуют себя беспомощными, если не нужны. Детей следует на­учить открыто и мужественно справляться с новыми ситуациями; без страха ожидать последствий своих контактов с другими; дей­ствовать самостоятельно и независимо; участвовать в групповых играх. Из игр самыми важными являются такие, где изолирован­ному ребенку в силу заданного правила приходится выбирать пару на время. Воспитатель также должен поддерживать желание детей ходить друг к другу в гости после детского сада, вместе идти до­мой, посещать другие группы в детском саду, группу продленного дня. Все это позволяет одинокому ребенку научиться постепенно сосуществовать с другими и находить себе компанию, а сообще­ство с младшими — важнейшее к тому средство. Разумеется, эти проблемы возникают и в детских садах с одновозрастными груп­пами.

Социометрические исследования показывают, что внутри групп всегда формируются определенные отношения, правила, приду­мываются обозначения, устанавливаются законы. В Европе и США воспитатели знакомы с явлением, когда раз в год, чаще всего пе­ред летними каникулами, вся группа вдруг разделяется на проти­востоящие друг другу команды, причем чаще всего это противо­борство старших и младших. Старшие перестают слушаться взрос­лых, не принимают других в свою компанию, обижают, дразнят, ругают остальных. В большинстве случаев в этой подгруппе проис­ходит разделение ролей, создается определенная иерархия. Фено­мен «банды» не очень нравится взрослым, а ритуал посвящения может оказаться просто опасным. Авторитарное, агрессивное по­ведение, стремление к разрушению, нападения на окружающих вредны для развития детей.

Причины такого явления усматривают в стремлении воспита­телей организовать для всех детей одинаковые развлечения и заня­тия, в особенности если они недооценивают уровень развития стар­ших. Воспитатели даже испытывают известную долю облегчения, если старшие не мешают им в работе, замкнувшись в своей ко­манде. Само слово «банда» привлекательно для ребенка, посколь­ку запрещено. Чтобы такого не случилось, каждый ребенок в груп-


пе должен получать задания, способствующие его развитию, ин­тересные ему. Если же «банда» сформировалась, то воспитатель может нейтрализовать ее негативное влияние, если будет ставить задачи, объединяющие всю группу; устраивать интересные про­гулки, экскурсии, развлечения для всех одновременно. Полезно также соревноваться в игре и спорте с другими группами, а не внутри группы, общими усилиями устранять недостатки или по­ломки.

Многие воспитатели считают, что формирование «банд» — нор­мальное, положительное явление, при котором дети могут обуз­дать себя, преодолеть агрессивность и т.д. Полезно пройти через стадию взаимной принадлежности сверстников и независимости от малышей, под которых долго приходилось подлаживаться. В этом случае важно сообразовываться с разделением на членов «банды» и прочих, поддерживая это разделение в ролевых играх, соревно­ваниях, поручениях, экскурсиях, чтобы «большие» демонстриро­вали «маленьким» свое реальное превосходство в силе, выносли­вости, изощренной фантазии, знаниях. Среди игрушек не должно быть таких, которые бы стимулировали игры в войну как средство продемонстрировать мужество и героизм. Вообще, обладание иг­рушками и умение объединить вокруг себя с их помощью друзей играет большую роль в детском саду, однако оно не оказывает никакого существенного влияния на распределение социальных рангов. Для установления отношений между детьми важны не иг­ровые качества предметов, а их функциональность, позволяющая детям объединятся в коллективы.

Исследования показывают: дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связано с тем, что воспитатели, как правило, либо ставят перед каждым задачи, соответствующие его конкретному возрасту, либо же дают задания всей группе, а сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов или взаимной симпатии и другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими надо больше наблюдать за тем, что формируется в группе само собой, без участия взрослого. В частно­сти, в это время возрастает ответственность больших за малышей; выясняется, как лучше формулировать задания для разных видов деятельности, в каких случаях происходит кооперация, а когда лучше предоставить детям возможность самим решать свои про­блемы.

Строгий распорядок дня мешает открытым контактам: лучше гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставить детям разные возможности для взаи­модействия и общения. Помещение группы должно быть приспо­соблено для деятельности в малых группах, чтобы дети могли объе­диняться по разным основаниям: сверстники, дети разного возра-


ста, заинтересованные общим делом, имеющие общую цель, одни и те же наклонности или дополняющие друг друга. Воспитатель должен быть очень внимателен к социальным процессам внутри коллектива, чтобы вовремя и с толком вмешиваться и предвидеть последствия событий.' Помощь родителей может оказаться суще­ственной, если показать им на конкретных примерах, чему дети учатся в смешанной по возрасту группе (в отличие от одновозрас-тной группы, где проводится обучение, направленное на подго­товку детей к школе).

Анализ педагогического процесса в разновозрастных группах показывает, как тесно взаимосвязаны разные аспекты детского развития. Педагоги, стремящиеся без подготовки объединять детей в разновозрастные группы, должны заранее продумывать, какими последствиями может обернуться механический расчет на пользу слияния несхожих по способностям и потребностям детей в один коллектив. Опыт немецких воспитателей может оказаться небезын­тересным с этой точки зрения. Организацию разновозрастных групп нельзя рассматривать как альтернативу одновозрастным объедине­ниям детей. Возможна организация как тех, так и других типов групп детского сада. При этом нужно осознавать специфику каж­дого варианта объединения детей в группы. Разновозрастная груп­па нуждается в особом педагогическом руководстве, но и в этом случае, несмотря на все положительные моменты, остается много проблем, игнорирование которых отрицательно сказывается прежде всего на развитии младших детей.

Вопросы для повторения

1. Почему во многих странах в дошкольных учреждениях группы разно­
возрастные?

2. Каковы преимущества и недостатки разновозрастных групп?

3. Чему учатся старшие у младших, а младшие у старших?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.