Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БЕЗОПАСНОСТЬ И НАСИЛИЕ



Проблема сохранения жизни и здоровья ребенка рассматрива­ется в современных цивилизованных государствах Европы, Азии и Америки с самых разных сторон. Это и среда обитания, и одежда, и питание, и психологический климат, и правильные, т. е. осно­ванные на уважении к личности методы образования и воспита­ния. На фоне широкомасштабных мер по обеспечению благополу­чия особенно страшными выглядят случаи убийства одноклассни­ков и учителей школьниками, пренебрежение элементарными нормами работы с электричеством, халатность сторожа, не прове-


рившего, как прикреплены качели... Настоящий раздел мы счита­ем принципиальным: собранные в нем по разным изданиям реко­мендации можно и нужно разумно применять. Некоторым может показаться, что не все опасности затрагивают нас и не это самое страшное, однако отечественная статистика свидетельствует: ос­новной причиной несчастных случаев являются лень и безалабер­ность.

Ориентироваться в быстро изменяющемся мире становится все труднее. Насилие встречает ребенка не только за порогом дома в темном дворе, но и дома и в общественных местах. Что ребенок должен вести себя разумно, осмотрительно, бдительно — расска­зывают и в семье, и в детском саду. Нужно научить детей вести-себя адекватно ситуации, а для этого показать ситуации, чреватые опасностями. Часть требований выполняется взрослыми, а часть -самими детьми, получившими специальные предписания. Беспре­кословно следовать инструкции, если она — залог сохранения жизни и здоровья как собственных, так и окружающих людей, — одна из главных целей профилактики травматизма. Профилактика связана с широким просвещением: броские, яркие по дизайну и по содер­жанию брошюры, трактующие одни и те же вопросы, большими тиражами и бесплатно распространяются везде, где бывают роди­тели с детьми: в поликлиниках, на детских площадках, в библио­теках, в социальных бюро, в клубах, в детских отделах универма­гов. Пропаганда не должна надоедать, поэтому периодически ме­няются приевшиеся лозунги и проводятся кампании, посвящен­ные какой-то группе вопросов более подробно, а затем людям дают отдохнуть от назойливой рекламы.

В окружении ребенка не должно быть мелких предметов, кото­рые он может проглотить; острых, режущих, колющих предметов, которые он может сам достать; хрупких предметов, которые он может испортить. Все поверхности, по которым ребенок ползает или ходит, должны быть ровными, чтобы он не занозился, но не­скользкими, чтобы он не мог поскользнуться (за исключением спе­циальных мест, где под контролем взрослого тренируются умения ходить по скользкой поверхности). Не должно быть предметов, в которых ребенок может задохнуться (длинных узких шарфов, по­лиэтиленовых пакетов). Кровать должна быть оборудована борти­ками, желательно мягкими, чтобы ребенок не стукнулся и не упал. Когда появляется подушка, она должна быть ровной, чтобы ребе­нок не задохнулся. Ребенок не должен сам открывать и закрывать окна и запирающиеся двери. Доступ к лестницам без надзора взрос­лого должен быть закрыт. В ванной комнате нужно предотвратить возможность падения мыла или проливания шампуня на пол; нельзя оставлять детей одних играть с водой; косметические принадлеж­ности достает только сам взрослый. В ванне и на кафельном или плиточном полу должны лежать предохранительные (например,


резиновые) коврики. Электроприборами нельзя пользоваться близко от воды. Ванная комната не должна запираться изнутри.

Спички и свечи, горячие предметы (плиты, печи, утюги, кастрю­ли, сковородки, чайники, кипятильники, стаканы, тарелки и т. п.) не должны находиться в пределах досягаемости для ребенка. С ран­него детства следует воспитывать представление об огне и пламе­ни, об их пользе и вреде, о способах добывания, о местах, где они могут встретиться, о правилах обращения с ними.

Лекарства, ядовитые вещества (типа красок, кислот, разбави­телей, дезинфицирующих средств) должны быть заперты и зак­рыты. Знакомые ребенку предметы должны быть безопасными; в ин­тересных по виду коробках или знакомых ребенку упаковках от сладостей, игрушек и т. п. не должно быть опасных вещей (напри­мер, нельзя класть гвозди в коробку из-под конфет). Электропри­боры нужно хранить так, чтобы ребенок не мог их включить сам; электрические розетки должны быть закрыты.

Чтобы справляться с опасностями, детям нужно приобрести собственный опыт. Ребенок должен карабкаться, залезать, стро­ить, исследовать в доступных местах квартиры без риска для жиз­ни. Опасными могут быть лестницы, стулья, бьющиеся, острые предметы, коллекции, неприкрепленные ковры, незакрытые элек­трические розетки, незапертые ящики стола, балкон, скатерти на столе — соразмерно росту и возрастным возможностям детей. Под­ражая взрослым, ребенок экспериментирует с привлекательными вещами. Представляют опасность сигареты, табак, пепельницы; нитки, иголки, спички, зажигалки, свечки; алкогольные напитки (например, оставленные недопитыми в стакане); оружие; утлы стола; полки с книгами; высокие предметы, не прикрепленные к стене, лекарства. Комнатные растения и средства для их опрыски­вания могут оказаться ядовитыми. Недостаток освещения, доступ к лестничной клетке, лифтовой шахте, предмет, лежащий на до­роге, ковровая дорожка на лестнице, торчащие щепки и зазубри­ны могут привести к несчастному случаю. Нужно проверять, всели на детской площадке соответствует стандартам, прочно и надеж­но: качели, качалки, горки, карусели и т. п. (на каждом снаряде свои опасности). Можно прищемить руку, отдавить ногу, ударить­ся головой, посадить занозу, резко двинуться и стукнуться, отпу­стив страховку. Нужно приучить детей к тому, что, когда они лезут куда-нибудь, в особенности в первый раз, они должны иметь три точки опоры, из которых нестабильной может быть только одна.

Едва ребенок научится преодолевать одни опасности, как тут же возникают другие. Нужно уметь видеть опасность с позиции ре­бенка — например, присесть на корточки и посмотреть вокруг. Приготовление пищи можно превратить в безопасную для ребенка игру. Например, ребенок должен знать, что опасно хвататься за ручки кастрюль, сковородок и поварешек; что плита, духовка -


горячие; что нельзя брать в рот то, что только что приготовлено; что некоторые продукты нельзя есть в чистом виде (перец, уксус и т.д.)- Дети учатся правильно обращаться с миксером, вилкой, рас­считывать ингредиенты. Родители должны убирать из поля зрения пленки, осколки, обрезки, немедленно по окончании работы вык­лючать электрические приборы из сети, убирать все режущие пред­меты за исключением ножа, которым под наблюдением взрослого дети учатся резать. Как можно раньше следует научить детей пра­вильно пользоваться ножом и специальными детскими безопасными ножницами. Дети могут также научиться пользоваться инструмен­тами. Плиту рекомендуют оборудовать так, чтобы дети сами не могли включать ее, чтобы конфорки были закрыты (например, провести по краю бортик), а кастрюли и сковородки поворачивать ручкой назад. В кухне не должно быть предметов, которые можно спутать с пищевыми продуктами (крема для обуви, спреев, средств для обработки растений и т. п.). Предметы, представляющие опас­ность, должны быть на замке, а ключи от них спрятаны. Существу­ют специальные магнитные или нажимные замки, которые взрос­лый открыть может, а ребенок -- нет. Когда дети помогают по хозяйству, они могут одновременно научиться простым, но ос­новным правилам безопасности. Прежде всего они должны позна­комиться с элементарными инструкциями по пользованию хозяй­ственной утварью. Работая, взрослый рассказывает о том, что де­лает, какие вещества и инструменты и откуда достает, для чего они нужны, чем полезны и вредны. При совместных занятиях с малышом поначалу лучше ограничиться только тем, что и он мо­жет сам брать, и только в 5 — 6 лет, когда он начнет осознавать опасность, усложнить технологию.

Даже когда дети переодеваются, чтобы сыграть в ролевую игру, или играют в прятки, вопросы их безопасности должны играть главную роль. Если покупаются электрические игрушки, то шнур и кабель нужно проверить. Все игрушки должны быть безопасными (нельзя давать мелкие детали, вещи с острыми краями, полиэти­леновые пакеты, предметы, окрашенные облупливающейся крас­кой, и т. п.).

Ребенок, оставшийся один дома, должен уметь пользоваться те­лефоном: обратиться к соседям, позвонить туда, где находятся родители, или родственникам. Современные телефоны позволяют родителям научить звонить ребенка по нужному телефону уже в возрасте двух лет. Нельзя оставлять одного больного ребенка или после того, как случилось неприятное событие, под впечатлением от которого ребенок может находиться. Ребенок должен знать, почему и куда ушли родители, что они там делают.

Когда в доме появляется животное, нужно позаботиться о том, чтобы ребенок не переносил на него представления, почерпнутые из книг, где животные очеловечены, поскольку они могут быть


 


опасны. Можно рассказать, например, что, предупреждая о напа­дении, кошка прижимает уши и мотает хвостом; собака рычит, шерсть у нее встает дыбом. Животным нельзя мешать, когда они едят; их нельзя мучить или злить. Нельзя подходить к животным, у которых детеныши. Вне дома следует обратить внимание на то, чтобы чужие животные держались на расстоянии от ребенка. К жи­вотному нужно подходить спереди и медленно (нельзя бежать); гладить только спереди назад, по шерсти. Подходя к чужим живот­ным, нужно спросить разрешение у хозяина; отходить от живот­ного следует медленно, не поворачиваясь к нему спиной. Нельзя трогать нос, пасть, глаза и уши животного; знакомясь, можно ле­гонько похлопать по спине. Дикие животные, не боящиеся челове­ка, опасны: они скорее всего больны, к ним нельзя подходить. Вообще, животное — не игрушка. Это самостоятельное живое су­щество; если оно попало в мир людей, то они отвечают за него.

В детских садах и школах нужно готовить детей к кризисным ситуациям. Это касается тренировки навыков поведения в случае пожара, наводнения, бури, стихийного бедствия. Детям нужно рас­сказать о том, как нужно будет себя вести и как будут вести себя взрослые — учителя и родители. Можно пригласить специалистов -ликвидаторов аварий и стихийных бедствий, которые расскажут о своей работе и о том, как нужно поступать в конкретных условиях данного детского сада и школы. В зданиях должны находиться за­пасы одежды, еды, медикаментов, а также специальное оборудо­вание.

Большое внимание, на самом высоком правительственном уров­не, обращают во многих странах на предотвращение демонстрации насилия на телеэкране детям. Особое внимание уделяется отноше­нию детей к войне. Дети, как правило, верят в хороший исход со­бытий, хотят, чтобы все кризисы разрешались мирным путем, в то же время они сами разыгрывают события, которые показывают по телевизору. Дети боятся взрывов на атомных электростанциях, подводных лодок в водоемах, боятся, что их отцов заберут на вой­ну, и т.д. Некоторые страхи нужно пережить, но они не должны накапливаться. С детьми нужно обязательно разговаривать, выяс­няя причину их тревоги, чтобы предвидеть их поведение. В нестан­дартной ситуации ребенок может отреагировать неожиданно, под­вергнув себя опасности.

Нужно правильно вести себя на улице и в городском транспорте. Отправляясь в путешествие, нужно продумать все до мелочей, чтобы детям было хорошо. К передвижению в автотранспорте нужно под­готовиться: купить специальное сиденье, подобранное по возрасту и весу, пристегивающееся ремнями. Ребенок должен быть надежно укреплен ремнями безопасности. В дорогу берут безопасные игруш­ки, еду, питье, все легкое, непортящееся. Предусматривают слу­чаи, когда нужно будет помыть ребенка, дать ему лекарство, по-


дожить спать. В поезд можно взять книги, тетради с развлекатель­ными заданиями. Родители должны также уметь оказывать первую помощь ребенку. В лесу или у водоема — время для детских игр, но насколько они безопасны в этих местах? Существуют индивиду­альные особенности поведения, темперамента, характера ребен­ка, которые нужно учитывать, предупреждая реакции ребенка на происходящее.

Дорожные службы считают важными для работы с детьми та­кие темы:

- как вести себя на тротуаре: когда и где можно и нужно идти
и останавливаться, как держаться в светлое и темное время суток,
при солнце, ветре, облачной погоде, когда дождь, снег, туман,
гололед;

- какие цвета и формы, таблички и знаки используются на
транспорте;

- каковы особенности дорожного движения и транспорта в
непосредственной близости от детского сада, школы;

- как переходить улицу: отличия тротуара от мостовой и от
велосипедной дороги, какие виды транспорта как перемещаются,
какие из них издают громкие звуки, а какие едут тихо, быстро или
медленно, какие видно издалека, про какие можно сказать, под­
вижны они или неподвижны, только в непосредственной близос­
ти, каковы правила дорожного перехода (со светофором, зебра);

- как вести себя на улице: где, как, когда играть, как смирять
свои чувства (не дать гневу, грусти, радости овладеть тобой и зас­
тавить перестать наблюдать за окружающим), как помогать друг
другу вблизи транспортных магистралей;

- как пользоваться самокатом, велосипедом (двухколесным и
трехколесным), роликовыми коньками, скейтбордом, на что нужно
обращать при этом внимание, что хорошо и что плохо в таких
развлечениях, почему нужно надевать специальную одежду (на­
пример, шлем);

- как вести себя на автомобильной стоянке, какие автомобили
трогаются, стоят на месте, как открываются двери и багажник,
что представляет собой опасность, в каких ситуациях трудно вести
машину, что отвлекает шофера;

- как понять, готов ли ребенок самостоятельно выйти на ули­
цу, играть на детской площадке, пойти к бабушке или другу, жи­
вущим неподалеку, в магазин, как приготовиться к дороге в шко­
лу и из школы;

- как должны ездить дети в автомобиле (пристегнутыми, на
детском сиденье), со взрослыми на велосипеде, в автобусе, в по­
езде.

Подчеркивается, что дети должны помнить о собственной безо­пасности и правильно одеваться в зависимости от предстоящего маршрута, например, если им предстоит идти по обочине просе-


лочной дороги, то одеться ярко, в темное время носить светоотра­жающие знаки — рефлекторы. Не забывать носить очки, если пло­хо видят, знать о возможных происшествиях и причинах, по кото­рым они случаются, анализировать ситуацию и собственное со­стояние, с тем чтобы правильно оценивать и рассчитывать свои силы. Учиться распознавать знаки и признаки ситуаций, коорди­нировать свои движения, соотносить собственные действия с дей­ствиями остальных, вырабатывать в себе быструю и грамотную реакцию. Детям следует усвоить, как вести себя, если заблудился, не туда поехал, забыл дорогу домой, перепутал, в какую сторону идти.

Работа с детьми строится на принципах последовательности и постепенности, что способствует формированию устойчивых реф­лекторных связей — привычек. Ребенок должен привыкать вести здо­ровый образ жизни: есть полезную пищу, много двигаться, интере­соваться окружающим, высказывать свою инициативу. Нездоро­вые виды деятельности, неправильные поступки, нарушение пра­вил общежития должны быть ему неприятны.

Общаясь с ребенком, взрослый не должен кричать, пугать, словес­но или физически мучить ребенка. Если ребенок плохо себя чувству­ет, пережил неприятное событие или беспокоится, с ним рядом должен быть взрослый. Обучение ребенка происходит в общении, периоды интенсивной передачи информации, формулировка тре­бований, команды должны быть краткими, а самостоятельная де­ятельность ребенка — длительной по времени. Поощрение деятель­ности достигается за счет эмоциональной компетентности взрос­лого, поддерживающего ровное настроение ребенка. Типы поощ­рения — похвала, предоставление других игрушек, новых матери­алов для занятий.

Во многих странах с успехом проходят кампании за прекращение травли, обид и приставаний в детском саду и школе. Выясняется, что чаще всего мучают детей, которые чем-то не похожи на других. Причины могут быть разные (цвет кожи, немодная одежда, не такой выговор, хорошая учеба и примерное поведение, проис­хождение родителей и т.п.). Обычно же эти поводы искусственно придумываются и раздуваются. Механизм возникновения оскорб­ления и противостояния ему очень сложный и длительный. На­пример, этнизация конфликтов или перевод их на религиозную почву как отрицательное явление, лежащее в основе многих воо­руженных столкновений нашего времени, соседствуют с явления­ми национального возрождения и формирования положительного образа малых народностей. Существуют даже специальные разделы социолингвистики и этнографии, занимающиеся научным выяв­лением процессов формирования стереотипов, политической ар­гументации и групповой принадлежности.

Педагоги и психологи устраивают опросы в дошкольных учреж­дениях и школах, направленные на определение микроклимата в кол-


 




лективе, профилактику дискриминации и предупреждение плохого отношения к некоторым членам детского сообщества. Для детей по­вышенной активности необходимо предусмотреть возможность дать выход отрицательной энергии, разрядиться. Американский специ­алист Джеми Уокер — автор одной из антиагрессивных педагоги­ческих моделей вмешательства, дающей детям конкретные приме­ры разрешения конфликтов. Выполняя задания, рассказывающие о разных типах несогласий, противоречий, предубеждений, уча­щиеся учатся искать компромиссы и находить взаимовыгодные решения.

Насилием по отношению к детям, приводящим к социально-политическим последствиям, являются любое телесное или пси­хическое нарушение, сексуальное злоупотребление со стороны ро­дителей или иных лиц. Начинается оно с того, что детей ругают, наказывают, шлепают, бьют, переутомляют или лишают любви, недодают внимания, защиты и заботы. Оно может довести до теле­сных повреждений или убийства. Часто причина — стресс роди­телей (безработица, финансовый крах, ссоры, развод). Нередко сами родители в детстве пережили нечто подобное. Обычно наси­лие становится семейным секретом; может быть и так, что от одного из родителей, чаще от мамы, скрывают истину. Жертвами становятся в 75 % случаев девочки, чаще в возрасте от 7 до 13 лет. Насилие исходит в 99,6 % случаев от мужчин, причем только в 6 % случаев — от незнакомых; чаще это люди из ближайшего ок­ружения ребенка. Корни насилия в детской среде — культурные, биологические, психологические. Существуют некоторые способы сдерживать агрессивность, воздействуя медикаментозными мето­дами, влияя на факторы социального окружения, учитывая воз­можные последствия поведенческих актов и нейробиологических условий. Рекомендуется также проводить нейрохимический конт­роль, показывать важность морально-этических аспектов и разра­батывать стратегии психосоциального вмешательства, чтобы по­мочь слишком агрессивным детям. Во многих странах действуют группы, помогающие справляться с детскими и юношескими пси­хологическими травмами.

Приготовиться защищать себя важно. Профилактически детей учат следущему: тело каждого человека принадлежит ему самому, и никому не позволено трогать его без его согласия. Если твой секрет тебя мучает, тебе больно при мысли о вещах, связанных с секре­том, то об этом надо рассказать, и это не будет ябедничеством или доносом. Если ребенку кажется, что взрослый предлагает ему что-то странное, нужно отказаться от этого предложения. Иногда трудно обратиться к родителям и приходится звать на помощь посторонних людей; нужно подумать, что и как им рассказать, чтобы они могли тебе помочь. И в случае физического, и в случае душевного насилия дети становятся неуверенными, одинокими, депрессивными и гру-


стными или же агрессивными и насильниками — правда, не сразу, но с большой вероятностью спустя несколько лет. Боязливость, пуг­ливость, апатия, пассивность, нарушения аппетита и сна могут быть также симптомами насилия над ребенком. Помогая детям, следует вести себя спокойно и обдуманно, не действовать поспешно или преж­девременно. Все, что будет предпринято, должно ориентироваться на благо ребенка, а не на преступника. Не следует не доверять выс­казываниям детей: они почти всегда правдивы. Иногда проблема разрешается с течением времени, если преступника и жертву отде­ляют друга от друга.

Конфликты в семье — нормальное явление; другое дело, как они разрешаются, как находится выход из положения. Научить детей выражать свои отрицательные чувства приемлемым для окружаю­щих способом — сложная задача. Родители должны строго контро­лировать свои высказывания, становясь примером для детей. Всегда нужно искать компромиссы; дети изобретательны и наверняка най­дут выход из положения, если дать им возможность проявить ини­циативу. Родители должны учить детей на примере поиска опти­мальных решений внутри семьи: высказывать свое мнение, нахо­дить решение проблемы, подбирать выход, устраивающий всех, перепроверять избранный путь по прошествии некоторого времени. Тот, кто оказался в проигрыше, нуждается в утешении и обещании в следующий раз сделать так, как он хочет. Необходимо приносить извинения: кто хочет ссориться, должен уметь мириться.

Дети должны иметь возможность обсуждать правила своих игр без вмешательства взрослых. Однако при этом нельзя иметь с собой ос­трые предметы; нельзя нападать на младших и более слабых, а так­же нескольким на одного; игра должна тотчас же прекращаться, если хотя бы один против. Телепередачи нужно выбирать; сразу же по окончании выбранной передачи нужно выключать телевизор (зап­рещается переключать на другие каналы). Если ребенок скучает и просит включить телевизор, лучше пригласить к нему друзей.

Конфликты между детьми часто приводят к насилию. Часто орга­низаторами насилия над сверстниками становятся дети, которым родители уделяют недостаточно внимания, от которых они «отку­паются» телевизором, вседозволенностью, игрушками, с которы­ми не обсуждают ни их, ни свои проблемы. Частая причина так­же — воспитание по признаку пола: мальчики должны якобы драть­ся, а не плакать; девочки не должны драться, должны смиряться с обидами. Обычно никто не учит сдерживать свои чувства, вести себя с достоинством, контролировать свое поведение, принимая во внимание позицию другого человека. Лишь в некоторых коррек-ционных программах (в Новой Зеландии, например) учат сосуще­ствовать с людьми, которые тебе не нравятся, контактировать с теми, кто может быть тебе физически неприятен и душевно не­симпатичен.


Родители должны позаботиться о том, чтобы там, где учится ребенок, был хороший микроклимат. Иногда рекомендуется сме­нить учебное заведение, если многократные беседы с педагогами и с родителями других детей ничего не дают. Известны даже слу­чаи, когда дело о приставании соучеников к ребенку передавалось в суд и было выиграно. В ситуации конфликта обе стороны — и жертвы, и нарушители — нуждаются в помощи.

Дети должны видеть, к чему приводят их проступки; например, они должны чинить сломанные вещи. Родители иногда также нуж­даются в помощи, если не могут сами решить проблемы (напри­мер, когда и как вмешиваться, насколько опасно то, что сейчас происходит с ребенком). Обратиться за помощью — не стыдно, это не признак слабости.

Рассматриваемая проблема предусматривает два направления работы взрослых: 1) обеспечение максимальной безопасности де­тей в условиях детского учреждения (это важно и для того, чтобы избежать слишком частых запретов, что господствует у нас); 2) обу­чение детей безопасным способам поведения в разных ситуациях, частично соприкасающееся с проблемами воспитания здорового образа жизни.

Эта проблема безопасности и насилия очень важна и для нашей страны.

Вопросы для повторения

1. В чем суть проблемы воспитания безопасности?

2. Как предупредить формирование черт насилия?

3. Каковы правила поведения ребенка в современном западном мире?
Актуальны ли они для российских детей?

ВОСПИТАНИЕ ВДУХЕ МИРА

Педагогическое направление «Воспитание в духе мира» возникло в 60-х годах в ФРГ и распространилось по всему миру.

В рамках одного из международных проектов Всемирной орга­низации по дошкольному воспитанию (ОМЕР) по инициативе польского национального комитета в 1982 г. было проведено анке­тирование по проблеме «Воспитание дошкольников в духе мира». Материалы, присланные из 17 стран, были обобщены и представ­лены М. Дунин-Васович (Польша) в комитет международных про­грамм ОМЕР.

В материалах указываются пять основных направлений педаго­гического воздействия, направленного на воспитание детей в духе мира:

- формирование позитивного и дружественного отношения к окружающему;


 

— развитие самостоятельности и обучение взаимодействию с
другими людьми (детьми и взрослыми);

— воспитание в духе плюрализма и подготовка к диалогу (диа­
логическому общению);

 

- пробуждение чувства национальной принадлежности;

- воспитание международной солидарности.

Для реализации этих основных направлений педагогической работы методы дошкольного воспитания должны базироваться на доверии между воспитателем и ребенком, на взаимоприятии и добро­желательности. При этом дети не должны быть только потребите­лями внимания и заботы, которыми окружают их взрослые, они должны хотеть и уметь помогать и доставлять радость другим.

Основными условиями, обеспечивающими формирование позитив­ного отношения ребенка к миру, являются:

- организация гармоничного образа жизни, формирование
детского коллектива, в котором налажены межличностные кон­
такты между детьми и между каждым ребенком и воспитателем;

- организация достаточно широкого пространства, позволяю­
щего детям легко и свободно перемещаться и создавать различные
«микроклиматы», уютно обставленные и комфортно организован­
ные пространства для делового общения; особое значение имеет
доступ к природе, инициирование самостоятельного эксперимен­
тирования и проявления индивидуальности.

По мнению многих педагогов и психологов, соревнование как педагогический прием недопустимо в связи с особенностями возра­стного развития и негативными результатами соперничества меж­ду детьми как для победителя (чувство превосходства), так и для побежденного (чувство обиды, зависти и даже агрессивности).

Социально негативный или позитивный характер воздействия детей-лидеров зависит от того, на чем их поведение основано: на стремлении к власти, к эксплуатации в различных формах более слабых либо на особых организаторских способностях и дружес­ком отношении к другим.

В современной дошкольной педагогике основной задачей явля­ется осознание ребенком своего собственного «Я» и формирование умения управлять своим поведением. Дошкольное учреждение может и должно стать школой мирного сосуществования и демократи­ческого делового сотрудничества, развития ответственности за соб­ственное поведение и выполнение возложенных на него обязан­ностей группой детей или взрослым.

Полученные материалы из разных стран содержат педагогичес­кие и психологические доказательства необходимости исключения принуждения ребенка как воспитательной меры. Однако, к сожале­нию, все еще часто встречаются случаи жестокого обращения с ребенком"~в детском саду и семье. К самым опасным источникам, распространяющим примеры жестокости и насилия, отнесено те-


 




левидение, возрастающее влияние которого затрагивает и жизнь ребенка.

Подчеркивается необходимость наличия в дошкольном воспи­тании множественности моделей поведения, обеспечивающих право быть иным. Важной задачей является формирование у ребенка ус­тановки на поиск новых целей и новых решений, благоприятству­ющих диалогу с партнером. Поиск и экспериментирование при­знаются основной привилегией детства.

Одним из важнейших факторов, препятствующих формирова­нию у детей агрессивной установки как защитного механизма про­тив всякого рода детского страха, является чувство безопасности, защищенности, принадлежности к определенной социальной группе: семье, друзьям, нации. При этом для детей, как и для взрослых, не может быть культур высших и низших; предлагаемая меньшин­ствам помощь, способствующая уничтожению их самобытности и приводящая к унификации, не должна приниматься. Каждая на­ция, сохраняя свои особенности, одновременно обогащает сокро­вищницу общечеловеческих ценностей.

Развитие чувства национальной принадлежности должно фор­мироваться на фоне приобщения к культуре других народов и ува­жения к ней. И обучение в дошкольных учреждениях и школах иностранным языкам также должно способствовать решению этих задач.

Таким образом, представители разных стран содержанием мир­ных взаимоотношений между людьми считают: а) любовь и уваже­ние к ближнему, искренность сопереживания, приветливость и пони­мание; умение помогать нуждающимся в этом людям; б) соблюдение справедливости, принятых в обществе моральных норм, противодей­ствие злу без проявления агрессивности; в) чувство солидарности и ответственности по отношению к другим.

В ряде стран кроме целенаправленной систематической работы по воспитанию у детей умения и желания жить в духе мира особое внимание уделяется проведению всяческого рода акций.

Так, например, в Японии дети под Рождество приносят в дет­ский сад свои копилки, куда они в течение года бросали мелкие монеты, чтобы послать собранные деньги в зарубежные благотво­рительные организации; или дети вместе с воспитателем пишут обращения в адрес международных мирных конференций с просьбой запретить войну и т. п. В Швеции, в заранее назначенный день на площадях и улицах дети вместе со взрослыми собирают военные игрушки (пистолеты, танки, ружья и т. п.) и сжигают их.

Остановимся несколько подробнее на особой роли военной игрушки и тенденциях к ее запрещению, связанных прежде всего с деятельностью IPA (Международной ассоциации в защиту права ребенка на игру), которая руководит проведением национальных акций через своих членов в более чем сорока странах и осуществ-


ляет обмен мнениями, результатами и новыми решениями. По ре­зультатам работы, проведенной во многих странах, IPA еще в 1987 г. была определена ООН как «посланец мира».

Отношение IPA к военной игрушке было выражено в деклара­ции, которая требовала прекращения производства и продажи во­енных игрушек и игр с применением насилия и разрушения.

В докладе одного из президентов IPA Ника Нильссона, сделан­ном на международной конференции, и его книге «Krig ar ingen lek» («Война и мир в игре») затрагивался ряд проблем, связанных с военными играми.

Н. Нильссон пытается дать определение военным игрушкам и относит к ним любые игровые предметы, которые используются для решения конфликта, захвата власти или победы путем приме­нения насилия и которые могут быть предназначены для нанесе­ния ранений или убийств.

Исходя из этого, автор выстраивает определенную классифи­кацию военных игрушек:

- игрушки, имитирующие оружие (ружья, автоматы, револь­
веры, пистолеты, гранаты, бомбы и т.д.);

- конструкторы для изготовления моделей танков, боемашин,
пушек, боевых самолетов, военных кораблей и т.д.;

- игрушки, имитирующие боевые машины, танки, самолеты,
военные корабли и т.д.;

— солдатики и военные предметы, помещенные в контекст
военных действий;

- электронные и компьютерные игры соответствующей тема­
тики (войны и/или насилия).

Ссылаясь на документы канадского совета IPA, H. Нильссон делает следующие выводы.

— военные игрушки увеличивают агрессивность в поведении, а
не кооперативные и креативные способы поведения;

- в игре с военными игрушками дети приобретают опыт дест­
руктивного поведения;

- военные игрушки учат детей воспринимать войну как игру,
интересное приключение, где можно убивать, а насилие — при­
емлемый способ разрешения проблем и конфликтов;

- дети, играющие с военными игрушками или видеоиграми, а
также регулярно смотрящие телевизор, имеют тенденцию к вос­
приятию мира более угрожающим, чем он есть на самом деле, и
более склонны принимать решения с позиции силы.

В ряде стран проводились специальные исследования по изуче­нию влияния военных игрушек на детскую игру. Так, доктор Ч. Тен­дер, психолог из университета в Солт-Лейк-Сити, наблюдал за игрой детей 4 — 5 лет с обычными игрушками и игрушками воен­ного типа. Было обнаружено, что во время игры с военными иг­рушками у детей значительно увеличивалось агрессивное и анти-


социальное поведение. Вместе с тем, как заметил Ч. Тендер, когда дети играли в самодельные военные игрушки, они не проявляли того антисоциального поведения, которое наблюдалось в игре с фабричными игрушками.

Однако другой исследователь (профессор психологии Л. Берко-виц) показал, что даже самодельные ружья вызывают у детей аг­рессивное поведение, особенно у тех, кто к этому расположен. По его мнению, многие дети ассоциируют оружие с насилием, при­водящим к вознаграждению. И это идет прежде всего от телевиде­ния и комиксов.

Многие исследователи признают привлекательность военных игрушек, которую они связывают с тем, что они придают ребенку силу и являются средством уравнивания в правах. При этом боль­шинство исследователей понимают, что если от детей убрать во­енные игрушки, они все равно будут играть в войну, используя, например, карандаш в качестве пистолета и произнося «пиф-паф». Но затем карандаш может использоваться по назначению (для рисования и др.), а игрушечный пистолет в другой функции деть­ми не используется.

Никто не предполагает, что ребенок, играющий с военными игрушками, станет солдатом. Однако их использование в играх-может внушить детям мысль, что решать конфликты при помощи наси­лия и оружия — это основной и правильный способ.

В свете выработанного отношения к военным игрушкам IPA предлагает ряд мер для дальнейшей деятельности. К основным из них относятся следующие:

- вынести вопрос о военных игрушках на обсуждение парла­
ментов всех стран;

- проводить соответствующую работу с воспитателями, роди­
телями и учителями;

- убеждать представителей торговли в пагубном влиянии воен­
ных игрушек на воспитание детей;

- в каждой стране в детских садах, школах, микрорайонах и т. п.
необходимо создавать «зоны, свободные от игрушечного оружия»;

- воспитание в духе мира должно включать широкий спектр
вопросов мира, свободы, прав человека, а его составляющими
должны стать: знание, чувство, действие;

- организация гласных акций бойкота (дети с самодельными
плакатами перед магазинами игрушек; демонстрации, ралли и
марши протеста накануне Рождества, когда покупается большое
количество игрушек; костер из военных игрушек, их похороны);
создание сети агентов по обмену военной игрушки на игрушку
«дружелюбного» характера, работа с прессой и средствами массо­
вой информации и др.

Конечно же, такая планомерная борьба с военной игрушкой, с играми, инициирующими проявление агрессии и насилия, несом-


ненно, может принести определенные результаты. Однако их явно недостаточно для переориентации детской игры на мирную тема­тику, поскольку военные сюжеты провоцируются не только иг­рушками, но и реально существующими конфликтами, разреша­ющимися немирными средствам. Дети играют в то, что они видят в окружающей жизни и на экране телевизора.

Но именно в наше время, когда военные конфликты и насилие рас­пространяются по всей Земле, усиливается агрессивность людей, осо­бенно значимой становится глубокая, комплексная и систематичес­кая работа с детьми по воспитанию их в духе мира. Эта проблема актуальна и для нашей страны.

Вопросы для повторения

1. Является ли воспитание в духе мира актуальным для всех стран?

2. Как можно объяснять детям темы войны и мира? Должны ли дети
переживать травмы, получаемые другими детьми?

3. Как воспитать положительное отношение к окружающему, стремле­
ние жить со всеми в мире?

4. Какова роль в этом игр и игрушек?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.